Дата публикации: 01.10.2022

Невербальная компетентность психолога как фактор установления и поддержания терапевтического альянса

Аннотация

В западном обществе исторически сложилось так, что психотерапия чаще рассматривается как коммуникация, сфокусированная больше на вербальном, чем на невербальном. Автор статьи обращает внимание на недооценку невербальных компонентов во взаимодействии психолога и клиента. Компетентность специалиста в области невербалики значительно улучшает понимание своего визави, что, в свою очередь, позитивно сказывается на процессе установления и поддержания терапевтического (рабочего) альянса.




Сегодня практически никому не нужно доказывать, что хороший терапевтический альянс, доверительные отношения между клиентом и терапевтом, их сотрудничество выступают одним из активных агентов в процессе психотерапии и делают ее более успешной [7; 8]. Установить такой альянс позволяет, среди прочего, определенным образом построенная коммуникация, включающая в себя вербальные и невербальные средства (согласно Г. М. Андреевой, невербальная коммуникация включает в себя четыре системы знаков: оптико-кинетическую, паралингвистическую и экстралингвистическую, проксемику, контакт глаз). Долгое время считалось, особенно в западном обществе, что терапевтический процесс преимущественно процесс вербальный [15; 16]. «Терапия в клинических условиях продолжает фокусироваться на вербальном, а не на невербальном. Существует много причин для дальнейшего преобладания вербального подхода в терапии, включая интеллектуальное влияние психоанализа и когнитивной терапии, легкость получения вербальных отчетов, необходимость классифицировать поведение и чувства в семантические категории, а также количество усилий и времени, необходимых для наблюдения и интерпретации невербального поведения» [19]. К этим причинам также можно отнести и культурный контекст западного общества, в «иерархии знаний» которого вербальное, объективное и рациональное считается выше интуитивного, субъективного и неартикулированного знания, что в итоге определяет и финансирование исследований.

И лишь относительно недавно, последние 25–30 лет, ученые стали проводить соответствующие изыскания и говорить о том, что невербальные средства серьезно недооцениваются (например, см. [20]).

Вместе с тем приписываемые профессору Калифорнийского университета А. Мехрабяну исследования, в которых он якобы утверждает, что вербальные средства занимают в общении всего 7 %, а 93 % информации закодированы в выражениях лица и других невербальных сигналах, не соответствует действительности, или, если точнее, неверно истолкованы. Как писал сам Мехрабян, «мои выводы часто неверно цитируют. Очевидно, что абсурдно подразумевать или предполагать, что вербальная часть любого общения составляет лишь 7 % сообщения. Предположим, я хочу сказать вам, что ластик, который вы ищете, находится во втором правом ящике моего стола в офисе на третьем этаже. Как кто-то может утверждать, что вербальная часть этого сообщения составляет только 7 %?» [12]. Традицию указывать конкретные проценты, которые занимают в общении невербальные средства в сравнении со словесными, невзирая на контекст, продолжают и современные авторы [5; 6]. Не умаляя в целом их заслуг, все же отметим, что нужно проявлять здоровую долю скептицизма в тех случаях, когда кто-то из исследователей, описывая человеческое поведение, пытается его представить в конкретных цифрах. И тем более если исследование проведено на немногочисленной выборке с небольшой статистической значимостью.

Говоря о взаимодействии вербальных и невербальных аспектов общения терапевта и клиента, отметим, что именно их взаимосвязанность, непротиворечивость, комплементарность создают благоприятную коммуникативную атмосферу и такие отношения, которые являются необходимыми предпосылками для терапевтических изменений. Еще В. Райх отмечал связь слов и эмоциональных состояний, которые выдают себя через «соматические маркеры» [9; 10]. И если «язык слов» в некоторых случаях может выступать в качестве защиты, то именно соматические проявления являются дополнительной опорой в понимании истинных чувств клиента. Более того, не всякое чувство можно выразить словесно. Все тот же Райх проводил аналогию между словесным и музыкальным общением. Музыка способна тронуть слушателя без произнесенных слов. Но если вы решитесь передать другому то, что вы услышали, то сделать это, скорее всего, вам удастся, только напевая мелодию, а не объясняя ее словами или нотной записью. Это гипотетически может свидетельствовать о том, что глубочайший контакт и духовная связь с другим, вероятно, не требуют слов.

Психотерапевт «работает своей личностью» [3; 4], и потому проявления его невербалики во многом определяются естественным образом, иными словами, если терапевт со-настроен в отношении клиента, эмпатичен, чувствителен и в достаточной мере «присутствует» «здесь и сейчас», то она проявит себя в полной мере и должным образом. Другой вопрос, что иногда специалисты пребывают не в лучшей своей профессиональной форме (и при этом прием клиента невозможно отменить или перенести), и вот тогда им можно помочь себе — как бы сыграть роль психолога. Специалисты в области нейролингвистического программирования очень хорошо понимают это, говоря о приемах установления раппорта, подстройках и других паттернах поведения. То есть, по сути, это может быть заходом в эмпатию и «присутствие» как бы с другой стороны. И вот в этих случаях терапевту можно использовать свои знания в области невербальной коммуникации, например: небольшой наклон в сторону клиента, открытые позы и жесты, внимательный взгляд глаза в глаза, активное слушание, покачивание головой в знак понимания клиента, определенные голосовые (просодические) модуляции и др.

Список литературы

1. 20. Westland G. Verbal and Non-Verbal Communication in Psychotherapy [Electronic resource] / G. Westland. — Access mode: <a href="https://www.researchgate.net/publication/287771629_" target="_blank">https://www.researchgate.net/publication/287771629_</a> Verbal_and_Non-Verbal_Communication_in_Psychotherapy (date of application: 20.12.2
2. 19. Scherer K. R. Foreword In P. Philippot, R. S. Feldman, E. J. Coats. (Eds). Nonverbal Behaviour in Clinical Settings. — Oxford : Oxford University Press, 2003.
3. 18. Scherer K. R. Emotional interferences from vocal expression correlate across languages and cultures / K. R. Scherer, R. Banse, H. Walkbott // J Cross-Cultur Psychol. — 2001. — Vol. 32. — P. 76–92.
4. 17. Pell M. D. Recognizing emotions in a foreign language / M. D. Pell, L. Monetta, S. Paulmann, S. Kotz // J Nonverb Behav. — 2009. — Vol. 33. — P. 107–120.
5. 16. Ntshuntshe Z. Verbal Communication in Counselling and Therapy [Electronic resource] / Z. Ntshuntshe, N. Gqeba, M. Gqeba. — DOI: 10.5772/intechopen.92316
6. 15. Krause M. Therapeutic verbal communication in change episodes: a comparative microanalysis of linguistic basic forms [Comunicación verbal terapéutica en episodios de cambio: un microanálisis comparativo de las formas lingüísticas básicas] [Electronic
7. 14. Ekman P. Unmasking the Face. Englewood Cliffs / P. Ekman, W. V. Friesen. — NJ : Prentice-Hall Inc., 1975.
8. 13. Ekman P. Constants across cultures in the face and emotion / P. Ekman, W. V. Friesen // J Personal Soc Psychol. — 1971. — Vol. 17 (2). — P. 124–129.
9. 12. Eastman B. How Much of Communication is Really Nonverbal? An Extensive Breakdown [Electronic resource] / B. Eastman. — Access mode: <a href="https://www.nonverbalgroup.com/general/" target="_blank">https://www.nonverbalgroup.com/general/</a> how-much-of-communication-is-really-nonverbal-an-extensive-breakdown (date of a
10. 11. Del Giacco L. The Action of Verbal and Non-verbal Communication in the Therapeutic Alliance Construction: A Mixed Methods Approach to Assess the Initial Interactions With Depressed Patients [Electronic resource] / L. Del Giacco, M. T. Anguera, S. Salc
11. 10. Damasio A. The Feeling of what Happens: Body and Emotion in the Making of Consciousness / A. Damasio. — London : Vintage, 2000.
12. 9. Damasio A. Descarte’s Error, Emotion, Reason and the Human Brain / A. Damasio. — London : Picador, 1994.
13. 8. Спинелли Э. Экзистенциальная терапия. Создание мира отношений / Э. Спинелли. — Бирштонас: Институт гуманистической и экзистенциальной психотерапии, 2022. — С. 170.
14. 7. Пуговкина О. Д. Терапевтический альянс в психотерапии [Электронный ресурс] / О. Д. Пуговкина, А. Б. Холмогорова. — Режим доступа: <a href="http://mniip-repo.ru/" target="_blank">http://mniip-repo.ru/</a> uploads/1362768879.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
15. 6. Пиз А. Язык телодвижений / А. Пиз, Б. Пиз. — М. : Эксмо, 2022.
16. 5. Пиз А. Новый язык телодвижений / А. Пиз, Б. Пиз. — М. : Эксмо, 2022.
17. 4. Каган В. Смыслы психотерапии / В. Каган. — М. : Смысл, 2018.
18. 3. Бадхен А. Лирическая философия психотерапии / А. Бадхен. — М. : Когито-Центр, 2014.
19. 2. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2001.
20. 1. Аверьянов А. И. Личность логотерапевта и установление доверительных отношений с клиентом (вербальный и невербальный аспекты) / А. И. Аверьянов // Новое в психологопедагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагоги

Остальные статьи