Дата публикации: 30.06.2022

Когнитивно-стилевые особенности категориального восприятия цвета

Аннотация

В статье представлены результаты исследования категориального восприятия цвета у детей с разными когнитивными стилями. Диагностика проводилась по двум стилям: полезависимость/поленезависимость и импульсивность/рефлективность. Выборку составили 59 детей младшего школьного возраста 8–11 лет. Исследование категориальных эффектов восприятия цвета проводилось в компьютерном варианте задачи на зрительный поиск в желто-зеленом и сине-голубом цветовых диапазонах. Результаты показали, что между двумя когнитивными стилями выявлена тесная взаимосвязь. Во всех случаях имели место категориальные эффекты: скорость межкатегориального различения цветов была выше внутрикатегориального. 31 У импульсивных и полезависимых детей отмечалась тенденция к более быстрому, но менее точному выполнению по сравнению с рефлективными и поленезависимыми. Отчетливо проявились различия в категориальных эффектах у детей с разными когнитивными стилями: разница по времени выполнения меж- и внутрикатегориальных задач была больше у рефлективных и поленезависимых детей.




Категоризация является одним из важнейших процессов восприятия и познавательной активности человека в целом. В процессе категоризации мы воспринимаем объект не во всей его индивидуальной неповторимости, а относим к определенной группе предметов на основании выделения одного или нескольких сходных признаков. Это приводит к уменьшению воспринимаемых различий между предметами, относимыми к одной категории, и к усилению различий между предметами разных категорий. Категоризация позволяет нам быстро принимать решения и выполнять адекватные действия по отношению к разным классам объектов особенно в быстро меняющихся условиях среды. Важный вклад в исследование различных аспектов категориального восприятия внесли такие видные психологи, как Дж. Брунер, Э. Рош, Б. Берлин, П. Кей и др. [1; 10; 23].

Одной из распространенных методологических схем исследования категориального восприятия является выделение категориальных эффектов, которые заключаются в том, что отнесение объектов к разным категориям позволяет быстрее и точнее производить различение между ними по сравнению с объектами, относимыми к одной категории. Другими словами, эффект категоризации проявляется в преимуществах межкатегориального различения по сравнению с внутрикатегориальным. Проведено большое количество исследований по изучению категориальных эффектов на различном стимульном материале: восприятии невербальных шумов [22], фонем [18], лицевой экспрессии [9; 12], расовых признаков [17], натуральных сцен [13] и т. п.

Среди них наибольшее число исследований, пожалуй, связано с категориальными эффектами восприятия цвета [10; 15; 24]. Дело в том, что разложение светового спектра на отдельные волны представляет собой плавный непрерывный переход без каких-либо естественных границ, но в восприятии мы объединяем ряд близких оттенков в дискретные категории (отдельные цвета). Большую роль в этом процессе играет языковое опосредование в виде конкретных цветообозначений, хотя в ряде исследований доказана возможность прелингвистической категоризации, например, у младенцев до овладения речью [11; 20]. Примерами категориальных эффектов могут служить случаи, в которых различение оттенков, объединяемых в одну цветовую категорию, производится с большими трудностями и временной задержкой по сравнению с оттенками, относимыми к разным цветам, несмотря на равные спектральные (физические) расстояния между ними. Например, в задаче на зрительный поиск нахождение темно-синего квадрата среди светло-синих (внутрикатегориальное различение) занимает больше времени, чем нахождение голубого среди светло-синих (межкатегориальное различение).

В ранее проведенных исследованиях мы выявили ряд интересных закономерностей категориальных эффектов цветовосприятия. В частности, было показано, что категориальные эффекты преимущественно проявляются не на фокальных цветах (типичных для данной категории), а на пограничных вблизи перехода между цветовыми категориями, то есть категоризация способствует усилению физических различий между близкими оттенками [6]. Лингвистические различия в обозначении цветовых границ тоже оказывают серьезное воздействие на категориальные эффекты, что было показано в сравнительных исследованиях испытуемых, чьим родным языком был русский, коми и удмуртский [2]. В серии возрастных исследований установлено, что максимальной выраженности эффекты категоризации достигают в младшем школьном возрасте (8–11 лет), а затем их величина постепенно снижается [3; 6]. Особенности речевого развития также оказывают определенное влияние. Так, у детей с нарушениями речевого развития категориальное восприятие цвета формируется медленнее по сравнению с нормально развивающимися сверстниками [4]. Определенные различия в категориальных эффектах наблюдаются и у людей с разными профилями межполушарной асимметрии: леворукие испытуемые хотя и характеризуются большей скоростью выделения цветов на физическом уровне, но разница в меж- и внутрикатегориальном различении у них выражена меньше, чем у праворуких испытуемых [3].

В данном исследовании мы решили сосредоточить внимание на индивидуальных особенностях категориальных эффектов цветовосприятия. Среди различных индивидуальных свойств наиболее близкое отношение к задачам зрительного поиска и категориальной обработке информации имеют когнитивные стили, которые определяются как «индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего» [7, c. 33]. К настоящему времени выделяют большое количество стилей, рассматривающих те или иные аспекты переработки перцептивной или когнитивной информации, но нас в большей степени интересуют стили, связанные со способами анализа комплекса зрительных стимулов. Именно поэтому мы остановили выбор на классических и хорошо изученных стилях «полезависимость/поленезависимость» (ПЗ/ПНЗ) и «импульсивность/рефлективность» (ИМ/РФ).

Список литературы

1. 13. Caddigan E. Categorization influences detection: A perceptual advantage for representative exemplars of natural scene categories / E. Caddigan, H. Choo, L. Fei-Fei, D. M. Beck // Journal of Vision. — 2017. — Vol. 17 (21). — P. 1–11.
2. 25. Witkin H. A. Field-dependent and field-independent cognitive styles and their educational implications / H. A. Witkin, C. A. Moore, D. R. Goodenough, P. W. Cox // Review of educational research. — 1977. — Vol. 47 (1). — P. 1–64.
3. 24. Winawer J. Russian blues reveal effects of language on color discrimination / J. Winawer, N. Witthoft, M. C. Frank et al. // Proceedings of the National Academy of Sciences (USA). — 2007. — Vol. 104. — № 19. — P. 7780–7785.
4. 23. Rosch E. Principles of Categorization // Cognition and categorization / Eds. E. Rosch, B. B. Lloyd. Hillsdale. — NJ : Lawrence Erlbaum, 1978. — P. 27–48.
5. 22. Miller J. D. Discrimination and labeling of noise-buzz sequences with varying noise-lead times: An example of categorical perception / J. D. Miller, C. C. Wier, R. E. Pastore et al. // Journal of the Acoustical Society of America. — 1976. — Vol. 60. —
6. 21. Messer B. Reflection-Impulsivity: A review / B. Messer // Psychol. Bulletin. — 1976. — Vol. 83. — № 6. — P. 1026–1052.
7. 20. Maule J. Color categorization in infants / J. Maule, A. Franklin // Current Opinion in Behavioral Sciences. — 2019. — Vol. 30. — P. 163–168.
8. 19. Massari D. The relation of reflection-impulsivity to field dependence-independence and internal-external control in children / D. Massari // Journal of Genetic Psychology. — 1975. — Vol. 126. — P. 61–67.
9. 18. Liberman A. M. The discrimination of speech sounds within and across phoneme boundaries / A. M. Liberman, K. S. Harris, H. S. Hoffman, B. C. Griffith // Journal of Experimental Psychology. — 1957. — Vol. 54. — № 5. — P. 358–368.
10. 17. Levin D. T. Race as a visual feature: Using visual search and perceptual discrimination tasks to understand face categories and the cross-race recognition deficit / D. T. Levin // Journal of Experimental Psychology: General. — 2000. — Vol. 129. — № 4.
11. 16. Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo / J. Kagan // Journal of Abnormal Psychology. — 1966. — Vol. 71 (1). — P. 17–24.
12. 15. Goldstone R. L. Influences of categorization on perceptual discrimination / R. L. Goldstone // Journal of Experimental Psychology: General. — 1994. — Vol. 123. — P. 178–200.
13. 14. Gargiulo R. M. Reflection/impulsivity and field dependence/independence in retarded and nonretarded children of equal mental age / R. M. Gargiulo // Bulletin of Psychonomic Society. — 1982. — Vol. 19 (2). — P. 74–77.
14. 1. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. — М. : Прогресс, 1977. — 418 с.
15. 12. Calder A. Categorical perception of morphed facial expressions / A. Calder, A. Young, D. Perrett et al. // Visual Cognition. — 1996. — Vol. 3. — P. 81–117.
16. 11. Bornstein M. H. Two kinds of perceptual organization near the beginning of life / M. H. Bornstein // Aspects of Development of Competence. — New York : Hillsdale, 1981. — P. 39–91.
17. 10. Berlin B. Basic color terms: their universality and evolution. Berkeley / B. Berlin, P. Kay. — CA : University of California Press, 1969.
18. 9. Beale J. M. Categorical effects in the perception of faces / J. M. Beale, F. C. Keil // Cognition. — 1995. — Vol. 57 (3). — P. 217–239.
19. 8. Чекалина А. И. Влияние импульсивности-рефлективности на эффективность решения сенсорных задач с разным уровнем информационной нагрузки / А. И. Чекалина, А. Н. Гусев // Психологические исследования. — 2011. — № 2 (16).
20. 7. Холодная М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили / М. А. Холодная. — М. : Юрайт, 2019. — 307 с.
21. 6. Романов С. Г. Возрастные особенности категориального восприятия фокальных и пограничных цветов в центральных и периферических полях зрения / С. Г. Романов, О. А. Гончаров // Психологические исследования. — 2020. — Т. 13, № 74. — С. 1–52.
22. 5. Романов С. Г. Изучение категориальных эффектов восприятия цвета / С. Г. Романов, О. А. Гончаров. — Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. № 2019614191. — М. : РАНХиГС, 2019.
23. 4. Гончаров О. А. Развитие категориального восприятия цвета при речевых расстройствах / О. А. Гончаров, С. Г. Романов // Культурно-историческая психология. — 2014. — Т. 10, № 2. — С. 78–85.
24. 3. Гончаров О. А. Категориальное восприятие цвета у детей с различными профилями межполушарной асимметрии / О. А. Гончаров, С. Г. Романов // Экспериментальная психология. — 2014. — T. 7, № 4. — С. 5–19.
25. 2. Гончаров О. А. Категориальные эффекты различения цветов. Ч. 1. Лингвистический аспект / О. А. Гончаров, С. Г. Романов // Психологический журнал Международного университета природы общества и человека «Дубна». — 2013. — № 2. — С. 25–41.

Остальные статьи