Когнитивно-стилевые особенности категориального восприятия цвета
Аннотация
В статье представлены результаты исследования категориального восприятия цвета у детей с разными когнитивными стилями. Диагностика проводилась по двум стилям: полезависимость/поленезависимость и импульсивность/рефлективность. Выборку составили 59 детей младшего школьного возраста 8–11 лет. Исследование категориальных эффектов восприятия цвета проводилось в компьютерном варианте задачи на зрительный поиск в желто-зеленом и сине-голубом цветовых диапазонах. Результаты показали, что между двумя когнитивными стилями выявлена тесная взаимосвязь. Во всех случаях имели место категориальные эффекты: скорость межкатегориального различения цветов была выше внутрикатегориального. 31 У импульсивных и полезависимых детей отмечалась тенденция к более быстрому, но менее точному выполнению по сравнению с рефлективными и поленезависимыми. Отчетливо проявились различия в категориальных эффектах у детей с разными когнитивными стилями: разница по времени выполнения меж- и внутрикатегориальных задач была больше у рефлективных и поленезависимых детей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2022 |
Страницы | 30-43 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_3_30 |
Категоризация является одним из важнейших процессов восприятия и познавательной активности человека в целом. В процессе категоризации мы воспринимаем объект не во всей его индивидуальной неповторимости, а относим к определенной группе предметов на основании выделения одного или нескольких сходных признаков. Это приводит к уменьшению воспринимаемых различий между предметами, относимыми к одной категории, и к усилению различий между предметами разных категорий. Категоризация позволяет нам быстро принимать решения и выполнять адекватные действия по отношению к разным классам объектов особенно в быстро меняющихся условиях среды. Важный вклад в исследование различных аспектов категориального восприятия внесли такие видные психологи, как Дж. Брунер, Э. Рош, Б. Берлин, П. Кей и др. [1; 10; 23].
Одной из распространенных методологических схем исследования категориального восприятия является выделение категориальных эффектов, которые заключаются в том, что отнесение объектов к разным категориям позволяет быстрее и точнее производить различение между ними по сравнению с объектами, относимыми к одной категории. Другими словами, эффект категоризации проявляется в преимуществах межкатегориального различения по сравнению с внутрикатегориальным. Проведено большое количество исследований по изучению категориальных эффектов на различном стимульном материале: восприятии невербальных шумов [22], фонем [18], лицевой экспрессии [9; 12], расовых признаков [17], натуральных сцен [13] и т. п.
Среди них наибольшее число исследований, пожалуй, связано с категориальными эффектами восприятия цвета [10; 15; 24]. Дело в том, что разложение светового спектра на отдельные волны представляет собой плавный непрерывный переход без каких-либо естественных границ, но в восприятии мы объединяем ряд близких оттенков в дискретные категории (отдельные цвета). Большую роль в этом процессе играет языковое опосредование в виде конкретных цветообозначений, хотя в ряде исследований доказана возможность прелингвистической категоризации, например, у младенцев до овладения речью [11; 20]. Примерами категориальных эффектов могут служить случаи, в которых различение оттенков, объединяемых в одну цветовую категорию, производится с большими трудностями и временной задержкой по сравнению с оттенками, относимыми к разным цветам, несмотря на равные спектральные (физические) расстояния между ними. Например, в задаче на зрительный поиск нахождение темно-синего квадрата среди светло-синих (внутрикатегориальное различение) занимает больше времени, чем нахождение голубого среди светло-синих (межкатегориальное различение).
В ранее проведенных исследованиях мы выявили ряд интересных закономерностей категориальных эффектов цветовосприятия. В частности, было показано, что категориальные эффекты преимущественно проявляются не на фокальных цветах (типичных для данной категории), а на пограничных вблизи перехода между цветовыми категориями, то есть категоризация способствует усилению физических различий между близкими оттенками [6]. Лингвистические различия в обозначении цветовых границ тоже оказывают серьезное воздействие на категориальные эффекты, что было показано в сравнительных исследованиях испытуемых, чьим родным языком был русский, коми и удмуртский [2]. В серии возрастных исследований установлено, что максимальной выраженности эффекты категоризации достигают в младшем школьном возрасте (8–11 лет), а затем их величина постепенно снижается [3; 6]. Особенности речевого развития также оказывают определенное влияние. Так, у детей с нарушениями речевого развития категориальное восприятие цвета формируется медленнее по сравнению с нормально развивающимися сверстниками [4]. Определенные различия в категориальных эффектах наблюдаются и у людей с разными профилями межполушарной асимметрии: леворукие испытуемые хотя и характеризуются большей скоростью выделения цветов на физическом уровне, но разница в меж- и внутрикатегориальном различении у них выражена меньше, чем у праворуких испытуемых [3].
В данном исследовании мы решили сосредоточить внимание на индивидуальных особенностях категориальных эффектов цветовосприятия. Среди различных индивидуальных свойств наиболее близкое отношение к задачам зрительного поиска и категориальной обработке информации имеют когнитивные стили, которые определяются как «индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего» [7, c. 33]. К настоящему времени выделяют большое количество стилей, рассматривающих те или иные аспекты переработки перцептивной или когнитивной информации, но нас в большей степени интересуют стили, связанные со способами анализа комплекса зрительных стимулов. Именно поэтому мы остановили выбор на классических и хорошо изученных стилях «полезависимость/поленезависимость» (ПЗ/ПНЗ) и «импульсивность/рефлективность» (ИМ/РФ).