Дата публикации: 01.07.2022

Психологическая готовность к инновационной деятельности в VUCA-среде

Аннотация

В статье представлена проблема психологической готовности к инновационной деятельности в условиях нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности. Описаны мотивационные, когнитивные и личностные составляющие психологической готовности к инновационной деятельности. Представлен подход к описанию феномена психологической готовности к инновационной деятельности в VUCA-среде через интегративные ресурсы личности как субъекта деятельности — инновационный потенциал и саморегуляцию. Проанализированы структурные компоненты инновационного потенциала и личностно-стилевые характеристикам саморегуляции в VUCA-среде.




Проблема психологической готовности интегрирует ряд феноменологических планов изучения деятельности и личности как субъекта труда. Психологическая готовность к деятельности определяется исследователями как интегральное личностное образование, в котором осуществляется синтез мотивационного, когнитивного и личностного уровней развития субъекта профессиональной деятельности [6; 7].

Специфика психологической готовности к инновационной деятельности задается требованиями этой деятельности. Анализ понятия «инновационная деятельность» позволяет трактовать ее как деятельность, которая направлена на освоение, создание нового [21]. Успешность реализации инновационной деятельности становится возможной благодаря психологической готовности к ее осуществлению. Феномен инновационной готовности является многоплановым системным образованием, включающим операциональный компонент — знания, навыки как подготовленность в предметной области; мотивационный — направленность на инновации: социокультурные смыслы, отношение к профессиональной деятельности, профессиональные интересы, карьерную направленность; и личностные свойства, такие как коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-волевые [1].

Когнитивные аспекты инновационной готовности представлены в работах по изучению стилевых особенностей творческого мышления, характеристик когнитивного стиля новаторов. Так, результаты исследований Дж. Гилфорда, Мак-Киннона и Э. Торренса [3] показали, что интеллект не является однозначным условием инновационной деятельности.

В теории М. Кертона [23] стилевые особенности творческого мышления, принятия решений и решения проблем образуют континуум от высокого уровня адаптации до высокого уровня новаторства. Отличительными особенностями новаторского стиля является стремление найти новые и нестандартные подходы на основе переоценки и нового видения проблем и условий.

М. Базадура [22] выделил четыре инновативных когнитивных стиля: генератор, концептуализатор, оптимизатор и внедренец. Генераторы порождают новые идеи и придумывают новые решения; оптимизаторы направлены на улучшение существующего; концептуализаторы ориентированы на развитие и распространение новых идей; внедренцев отличает практическая направленность, они реализуют новые подходы.

Список литературы

1. Корнилова Т. В. Когнитивная готовность к инновационной деятельности преподавателя высшей школы / Т. В. Корнилова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ / под ред. Ю. П. Зинченко, В. П. Володарской. — М. : Изд-во Моск. ун-та
2. Schwartz S. Universal in the content and structure of values: Theoretical advances andempirical tests in 20 countries / S. Schwartz // M. Zanna. Advances in experimental social psychology. — 1992. — Vol. 25. — P. 1–65.
3. Kirton M. Adaptors and Innovators. Why New Initiatives Get Blocked / M. Kirton // Long Range Planning. — 1984. — Vol. 17. — No. 2. — P. 137–143.
4. Basadur M. S. Identifying individual differences in creative problem solving style / M. S. Basadur, G. B. Graen, M. Wakabayashi // Journal of Creative Behavior. — 1990. — Vol. 24. — No. 2. — P. 111–131.
5. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы / С. Р. Яголковский. — М. : ИД Высшей школы экономики, 2011. — 272 с.
6. Терехова Т. А. Структурно-уровневая модель инновационного потенциала личности / Т. А. Терехова // Baikal Research. — 2016. — Т. 7, № 2. — С. 221–231.
7. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики / А. И. Пригожин. — М. : Политиздат, 1989. — 270 с.
8. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности / А. К. Осницкий. — М. ; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2010. — 232 с.
9. Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции личности / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 121–127.
10. Моляко В. А. Психология творческой деятельности / В. А. Моляко. — Киев : Знание, 1978. — 47 с.
11. Михайлова О. Б. Структура инновационного потенциала личности / О. Б. Михайлова // Вестник НГУ. Серия: Психология. — 2012. — Т. 6. — Вып. 1. — С. 26–31.
12. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал в ситуации неопределенности и выбора / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2011. — 675 с. — С. 517
13. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал / Д. А. Леонтьев // Сибирский психологический журнал. — 2016. — № 62. — С. 18–37.
14. Авдеева А. П. Психологическая готовность студентов к инновационной профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / А. П. Авдеева, Ю. А. Сафонова // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 3. — Режим доступа: <a href="https://science-education" target="_blank">https://science-education</a>
15. Коптяева О. Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. Н. Коптяева. — Ярославль, 2009. — 26 с.
16. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин ; Российская акад. образования, Психологический ин-т. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : URSS : Ленанд, 2010. — 316 с.
17. Клочко В. Е. Особенности операционализации понятия «Инновационный потенциал личности» / В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 339. — С. 151–154.
18. Клочко В. Е. Психология инновационного поведения / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. — Томск : Изд-во ТГУ, 2009. — 240 с.
19. Дьяченко М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. — Минск : Университетское, 1985. — 208 с.
20. Гуртовенко И. Ю. Теоретический анализ понятия «профессиональная готовность» / И. Ю. Гуртовенко // Социосфера. — 2011. — № 4. — С. 73–77.
21. Власенко Ю. А. Психологическая феноменология инновационного потенциала личности / Ю. А. Власенко // Наука и образование. — 1998. — № 4–5. — С. 41–45.
22. — С.23–28.
23. — №32.
24. Богомаз С. А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С.А.Богомаз, Д.Ю.Баланев// Сибирский психологический журнал. — 2009.
25. Батурин H. A. Многоуровневая модель инновационного потенциала профессионала и подходы к ее операционализации / H. A. Батурин, А. С. Науменко, Т. Д. Ким // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. — 2010. — Вып. 8. — № 4 (180). — С. 48–58.
26. Асмолов А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 152 с.

Остальные статьи