Психологическая готовность к инновационной деятельности в VUCA-среде
Аннотация
В статье представлена проблема психологической готовности к инновационной деятельности в условиях нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности. Описаны мотивационные, когнитивные и личностные составляющие психологической готовности к инновационной деятельности. Представлен подход к описанию феномена психологической готовности к инновационной деятельности в VUCA-среде через интегративные ресурсы личности как субъекта деятельности — инновационный потенциал и саморегуляцию. Проанализированы структурные компоненты инновационного потенциала и личностно-стилевые характеристикам саморегуляции в VUCA-среде.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2022 |
Страницы | 23-30 |
УДК | 159.99 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_3_23 |
Проблема психологической готовности интегрирует ряд феноменологических планов изучения деятельности и личности как субъекта труда. Психологическая готовность к деятельности определяется исследователями как интегральное личностное образование, в котором осуществляется синтез мотивационного, когнитивного и личностного уровней развития субъекта профессиональной деятельности [6; 7].
Специфика психологической готовности к инновационной деятельности задается требованиями этой деятельности. Анализ понятия «инновационная деятельность» позволяет трактовать ее как деятельность, которая направлена на освоение, создание нового [21]. Успешность реализации инновационной деятельности становится возможной благодаря психологической готовности к ее осуществлению. Феномен инновационной готовности является многоплановым системным образованием, включающим операциональный компонент — знания, навыки как подготовленность в предметной области; мотивационный — направленность на инновации: социокультурные смыслы, отношение к профессиональной деятельности, профессиональные интересы, карьерную направленность; и личностные свойства, такие как коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-волевые [1].
Когнитивные аспекты инновационной готовности представлены в работах по изучению стилевых особенностей творческого мышления, характеристик когнитивного стиля новаторов. Так, результаты исследований Дж. Гилфорда, Мак-Киннона и Э. Торренса [3] показали, что интеллект не является однозначным условием инновационной деятельности.
В теории М. Кертона [23] стилевые особенности творческого мышления, принятия решений и решения проблем образуют континуум от высокого уровня адаптации до высокого уровня новаторства. Отличительными особенностями новаторского стиля является стремление найти новые и нестандартные подходы на основе переоценки и нового видения проблем и условий.
М. Базадура [22] выделил четыре инновативных когнитивных стиля: генератор, концептуализатор, оптимизатор и внедренец. Генераторы порождают новые идеи и придумывают новые решения; оптимизаторы направлены на улучшение существующего; концептуализаторы ориентированы на развитие и распространение новых идей; внедренцев отличает практическая направленность, они реализуют новые подходы.