Дата публикации: 01.07.2022

Посредническая функция смеха в преодолении вызовов современности

Аннотация

В статье обсуждаются возможности и функции смеха в преодолении таких вызовов современности, как вызовы неопределенности, транзитивности, сложности. Проведен анализ психологических, философских и культурологических концепций природы смешного. Рассмотрены примеры изображения амбивалентной природы смеха в литературе, драматургии и изобразительном искусстве.




В настоящее время человек переживает трагические вызовы современности (вызовы неопределенности, транзитивности, вынужденной и добровольной изоляции и т. п.), его жизнь подвергается превращениям куда более невероятным, чем жизнь ушедшего в далекое прошлое носителя мифологического сознания. Однако и эти вызовы не могут лишить человека потребности в ощущении направленности собственной жизни, обеспеченной ее осмысленностью [10]. Своеобразие культурного контекста, обусловливающего специфику смысловой регуляции (в том числе и смыслообразования) нашего современника, определяется столкновением  смыслов, навязанных массовой культурой и культурой в ее традиционном понимании, которая выступает как механизм культивирования сложности [12]. Усложнение современного мира, переживаемое как разрыв между совокупным опытом предшествующих поколений и индивидуальным опытом, становится причиной переживания безнадежности [19]. В этой ситуации разрыва непрерывности, когда смысловое будущее не есть продолжение настоящего, когда оно враждебно настоящему и прошлому, единственным способом обретения шанса на позитивные изменения перед лицом неминуемой жизненной катастрофы является нахождение смысла происходящего (каким бы он ни был), смыслостроительство [9], включающее и деконструкцию неадекватных, отживших смысловых ориентаций. Очевидность того, что ориентация во все более усложняющемся мире требует от человека постоянного целенаправленного усложнения своей личности и сущности, приводит к необходимости рефлексии того культурного контекста, в котором возможно осуществление этого процесса. Таким образом, к чем более сложным проблемам и основаниям их решения обращается мысль человека, тем к более неожиданным, невероятным событиям он готов, тем более активно он в них соучаствует и переживает свое авторство в них. Цель данного теоретического исследования заключается в попытке осмыслить в контексте преодоления вызовов современности возможности и функции сложного эстетического, психологического, социального и нравственного явления — явления комического.

Феноменология комического многообразна и противоречива: нет и не может быть содержания, кажущегося смешным всем и во все времена. Эстетические теории комического, интегрированные идеей «отклонения от нормы» (Дзэмидок Б.) [3], социологические его исследования, приписывающие смеху функцию социального сопротивления, орудия протеста и контроля в обществе [20; 22], обнаруживают двоякость, амбивалентность явления. Смех — это оружие: оно и в руках человека, и направлено против него. Смех позволяет поддерживать и разрушать стереотипы, формализованные смыслы; он указывает на отклонение от нормы и тем самым эту норму утверждает. В понимании природы комического обратимся к философским и культурологическим концепциям, которые на протяжении всей истории питали взыскательное психологическое суждение. Речь идет о трудах М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, У. Эко.

Согласно концепции М. М. Бахтина, смех есть начало, способное перенести человека в мир народной карнавальной утопии и на время высвободить его из обыденной, тяжкой жизни и власти общественных институтов [1]. Ключевой идеей М. М. Бахтина была идея миросозерцательного значения карнавальных мистерий, их глубочайшей смысловой наполненности. Согласно концепции карнавального смеха, его амбивалентная природа является универсальным механизмом освобождения сознания, способом возрождения к жизни через рождение нового смысла и в целом через смысловое обновление. Концепция М. М. Бахтина подвергалась критике теми авторами, которые абсолютизировали приписываемую ему мысль, что смех является орудием свободы и прогресса, способным сокрушать отжившие принципы и ценности [2]. В контексте данной работы важнейшей является идея М. М. Бахтина о том, что смех связан с обогащением смысловой сферы сознания. Именно этот аспект смеховой культуры акцентировала Н. А. Дмитриева, отмечавшая, что в те трудные минуты, когда человеку открывается несовершенство мира и своей собственной природы, возникает потребность в очистительном смехе, необходимом для того, чтобы выжить [5].

В эпоху переломов истории, заставляющих усомниться в готовых истинах и сформированных стереотипах, смех заявляет о себе как одна из констант художественного мышления, проявляясь в таких присущих ему атрибутах, как сомнение, ирония, игра, карнавальность. В связи с этим изучение природы смеха обращает научный дискурс к анализу его понимания в романе признанного мэтра постмодернизма У. Эко «Имя розы». Знаковая природа смеха раскрывается в романе через столкновение двух типов мировоззрения и взглядов на творчество — догматизма и свободы познания. Смех отстаивает возможность творчества и познания через такие инструменты, как ирония и самоирония, сомнение и анализ. По мнению Ю. М. Лотмана, вопрос о соотношении смеха и свободы У. Эко рассматривает как последователь М. М. Бахтина. В романе «Имя розы» смех выступает как способ освобождения от страха, догматизма, непогрешимости, присвоения права на окончательность истины [11].

С культурологическим пониманием природы смеха связаны и представления о его функциях, важнейшей из которых признается значение смеха как ресурса социальных преобразований и культурного творчества. При этом все исследователи данного явления подчеркивают, что функции смеха проявляются двояко. С одной стороны, посредством смеха в социальной интеракции можно обеспечивать гибкость социальных норм. С другой стороны, смех направлен на воспроизведение, воспитание свободной, инициативной, неравнодушной, творческой, деятельностной личности, способной относиться к миру критически, непредвзято, осмысленно. Таким образом, функции смеха в индивидуальном сознании многообразны. Творческая функция смеха выражается в раскрытии неожиданных сторон жизни. Познавательная функция заключается в обнаружении новых ценностей человеческого бытия. Компенсаторная функция смеха состоит в противопоставлении формализму обыденной жизни, нейтрализации асоциальных явлений, уходе от негативных эмоциональных переживаний окружающего мира, таких как страх и отчаяние. К последней функции относится также преодоление жизненного абсурда и бессмысленности, поскольку смех не только разрушает, но и созидает — творит фантастический мир (антимир), который выражает осмысленное отношение к жизни.

Список литературы

1. 1. Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura srednevekov’ya i Renessansa / M. M. Bakhtin. — Moscow : Eksmo, 2015. — 640 p.
2. 2. Borodenko M. V. Dva litsa Yanusa-smekha / M. V. Borodenko. — Rostov-na-Donu: RIO-AO «Tsvetnaya pechat’», 1995. — 86 p.
3. 3. Dzemidok B. O komizme / B. Dzemidok. — M. : Progress, 1974. — 224 p. 4. Dmitrieva N. A. Poslanie Chekhova / N. A. Dmitrieva. — Moscow : Progress-Traditsiya, 2007. — 368 p.
4. 4. Dmitrieva N. A. Poslanie Chekhova / N. A. Dmitrieva. — Moscow : Progress-Traditsiya, 2007. — 368 p.
5. 5. Dmitrieva N. A. V poiskakh garmonii. Iskusstvovedcheskie raboty raznykh let / N. A. Dmitrieva. — M. : Progress-Traditsiya, 2009. — 520 p.
6. 6. Zaborov M. Smekhovaya kul’tura Shagala [Elektronnyi resurs] / M. Zaborov / Znamya. — 2018. — № 6. — Rezhim dostupa: <a href="https://magazines.gorky.media/znamia" target="_blank">https://magazines.gorky.media/znamia</a> (data obrashcheniya: 21.12.2021).
7. 7. Kantor M. K. Chertopolokh. Filosofiya zhivopisi / M. K. Kantor. — Moscow : AST, 2016. — 480 p.
8. 8. Kon I. S. Otkrytie Ya / I. S. Kon. — Moscow : Politizdat, 1978. — 367 p.
9. 9. Leont’ev D. A. Novye gorizonty problemy smysla v psikhologii / D. A. Leont’ev. Problema smysla v naukakh o cheloveke: (k 100-letiyu Viktora Frankla) : mater. mezhdunar. konf. / pod red. D. A. Leont’eva. — Moscow, 2005. — P. 36–49.
10. 10. Leont’ev D. A. Poeticheskoe tvorchestvo: ot literaturnogo i kul’turnogo konteksta k zhiznennomu / D. A. Leont’ev. Bibliotechnoe delo. — 2010. — № 10. — P. 23–25.
11. 11. Lotman Yu. M. Vykhod iz labirinta / Yu. M. Lotman // Eko U. Imya rozy. — Moscow : Knizhnaya palata, 1989. — P. 468–481.
12. 12. Mamardashvili M. K. Kak ya ponimayu filosofiyu / M. K. Mamardashvili. — Moscow : Progress, 1990. — 368 p.
13. 13. Markov A. V. Postmodern kul’tury i kul’tura postmoderna / A. V. Markov. — Moscow : RIPOL klassik, 2019. — 256 p.
14. 14. Mayakovskii V. V. Polnoe sobranie sochinenii: v 13 t. T. 1. Stikhotvoreniya, poemy, stat’i 1912–1917. — Moscow : Goslitizdat, 1955. — 464 p.
15. 15. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti / V. V. Stolin. — Moscow : Izd-vo MGU, 1983. — 284 p. 16. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla / V. Frankl. — Moscow : Progress, 1990. — 368 p. 17. Fuko M. Volya k istine / M. Fuko. — Moscow : Kastal’, 1996. — 446 p
16. 19. Epshtein M. N. Postmodern v russkoi literature / M. N. Epshtein. — Moscow : Vysshaya shkola, 2005. — 495 p.
17. 20. Benton G. The Big Red Joke Book / G. Benton, G. Looms. — London: Pluto Press, 1976. — 154 p.
18. 21. McElroy B. Fiction of the Modern Grotesque / B. McElroy, C. Delay. — N. Y. : Palgrave Macmillan UK, 1989. — 187 p.
19. 22. Powell C. Humor in Society: Resistance and Control / C. Powell. — London : Palgrave Macmillan, 1988. — 304 p.
20. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.
21. Бороденко М. В. Два лица Януса-смеха / М. В. Бороденко. — Ростов-на-Дону: РИО-АО «Цветная печать», 1995. — 86 с.
22. Дзэмидок Б. О комизме / Б. Дзэмидок. — М. : Прогресс, 1974. — 224 с. 4. Дмитриева Н. А. Послание Чехова / Н. А. Дмитриева. — М. : Прогресс-Традиция, 2007. — 368 с.
23. Дмитриева Н. А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет / Н. А. Дмитриева. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — 520 с.
24. Заборов М. Смеховая культура Шагала [Электронный ресурс] / М. Заборов // Знамя. — 2018. — № 6. — Режим доступа: <a href="https://magazines.gorky.media/znamia" target="_blank">https://magazines.gorky.media/znamia</a> (дата обращения: 21.12.2021).
25. Кантор М. К. Чертополох. Философия живописи / М. К. Кантор. — М. : АСТ, 2016. — 480 с.
26. Кон И. С. Открытие Я / И. С. Кон. — М. : Политиздат, 1978. — 367 с. 9. Леонтьев Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии / Д. А. Леонтьев // Проблема смысла в науках о человеке: (к 100-летию Виктора Франкла) : матер. междунар. конф. / под ред
27. Леонтьев Д. А. Поэтическое творчество: от литературного и культурного контекста к жизненному / Д. А. Леонтьев // Библиотечное дело. — 2010. — № 10. — С. 23–25.
28. Лотман Ю. М. Выход из лабиринта / Ю. М. Лотман // Эко У. Имя розы. — М. : Книжная палата, 1989. — С. 468–481.
29. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — М. : Эксмо, 2015. — 640 с.
30. Марков А. В. Постмодерн культуры и культура постмодерна / А. В. Марков. — М. : РИПОЛ классик, 2019. — 256 с.
31. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 1. Стихотворения, поэмы, статьи 1912–1917. — М. : Гослитиздат, 1955. — 464 с.
32. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.
33. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с. 17. Фуко М. Воля к истине / М. Фуко. — М. : Касталь, 1996. — 446 с. 18. Шагарова Л. П. Драматургия В. В. Маяковского и народный театр : автореф. дис. … канд. филол. наук /
34. Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе / М. Н. Эпштейн. — М. : Высшая школа, 2005. — 495 с.
35. Benton G. The Big Red Joke Book / G. Benton, G. Looms. — London: Pluto Press, 1976. — 154 p.
36. McElroy B. Fiction of the Modern Grotesque / B. McElroy, C. Delay. — N. Y. : Palgrave Macmillan UK, 1989. — 187 p.
37. Powell C. Humor in Society: Resistance and Control / C. Powell. — London : Palgrave Macmillan, 1988. — 304 p.

Остальные статьи