Дата публикации: 01.07.2022

Посредническая функция смеха в преодолении вызовов современности

Аннотация

В статье обсуждаются возможности и функции смеха в преодолении таких вызовов современности, как вызовы неопределенности, транзитивности, сложности. Проведен анализ психологических, философских и культурологических концепций природы смешного. Рассмотрены примеры изображения амбивалентной природы смеха в литературе, драматургии и изобразительном искусстве.




В настоящее время человек переживает трагические вызовы современности (вызовы неопределенности, транзитивности, вынужденной и добровольной изоляции и т. п.), его жизнь подвергается превращениям куда более невероятным, чем жизнь ушедшего в далекое прошлое носителя мифологического сознания. Однако и эти вызовы не могут лишить человека потребности в ощущении направленности собственной жизни, обеспеченной ее осмысленностью [10]. Своеобразие культурного контекста, обусловливающего специфику смысловой регуляции (в том числе и смыслообразования) нашего современника, определяется столкновением  смыслов, навязанных массовой культурой и культурой в ее традиционном понимании, которая выступает как механизм культивирования сложности [12]. Усложнение современного мира, переживаемое как разрыв между совокупным опытом предшествующих поколений и индивидуальным опытом, становится причиной переживания безнадежности [19]. В этой ситуации разрыва непрерывности, когда смысловое будущее не есть продолжение настоящего, когда оно враждебно настоящему и прошлому, единственным способом обретения шанса на позитивные изменения перед лицом неминуемой жизненной катастрофы является нахождение смысла происходящего (каким бы он ни был), смыслостроительство [9], включающее и деконструкцию неадекватных, отживших смысловых ориентаций. Очевидность того, что ориентация во все более усложняющемся мире требует от человека постоянного целенаправленного усложнения своей личности и сущности, приводит к необходимости рефлексии того культурного контекста, в котором возможно осуществление этого процесса. Таким образом, к чем более сложным проблемам и основаниям их решения обращается мысль человека, тем к более неожиданным, невероятным событиям он готов, тем более активно он в них соучаствует и переживает свое авторство в них. Цель данного теоретического исследования заключается в попытке осмыслить в контексте преодоления вызовов современности возможности и функции сложного эстетического, психологического, социального и нравственного явления — явления комического.

Феноменология комического многообразна и противоречива: нет и не может быть содержания, кажущегося смешным всем и во все времена. Эстетические теории комического, интегрированные идеей «отклонения от нормы» (Дзэмидок Б.) [3], социологические его исследования, приписывающие смеху функцию социального сопротивления, орудия протеста и контроля в обществе [20; 22], обнаруживают двоякость, амбивалентность явления. Смех — это оружие: оно и в руках человека, и направлено против него. Смех позволяет поддерживать и разрушать стереотипы, формализованные смыслы; он указывает на отклонение от нормы и тем самым эту норму утверждает. В понимании природы комического обратимся к философским и культурологическим концепциям, которые на протяжении всей истории питали взыскательное психологическое суждение. Речь идет о трудах М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, У. Эко.

Согласно концепции М. М. Бахтина, смех есть начало, способное перенести человека в мир народной карнавальной утопии и на время высвободить его из обыденной, тяжкой жизни и власти общественных институтов [1]. Ключевой идеей М. М. Бахтина была идея миросозерцательного значения карнавальных мистерий, их глубочайшей смысловой наполненности. Согласно концепции карнавального смеха, его амбивалентная природа является универсальным механизмом освобождения сознания, способом возрождения к жизни через рождение нового смысла и в целом через смысловое обновление. Концепция М. М. Бахтина подвергалась критике теми авторами, которые абсолютизировали приписываемую ему мысль, что смех является орудием свободы и прогресса, способным сокрушать отжившие принципы и ценности [2]. В контексте данной работы важнейшей является идея М. М. Бахтина о том, что смех связан с обогащением смысловой сферы сознания. Именно этот аспект смеховой культуры акцентировала Н. А. Дмитриева, отмечавшая, что в те трудные минуты, когда человеку открывается несовершенство мира и своей собственной природы, возникает потребность в очистительном смехе, необходимом для того, чтобы выжить [5].

В эпоху переломов истории, заставляющих усомниться в готовых истинах и сформированных стереотипах, смех заявляет о себе как одна из констант художественного мышления, проявляясь в таких присущих ему атрибутах, как сомнение, ирония, игра, карнавальность. В связи с этим изучение природы смеха обращает научный дискурс к анализу его понимания в романе признанного мэтра постмодернизма У. Эко «Имя розы». Знаковая природа смеха раскрывается в романе через столкновение двух типов мировоззрения и взглядов на творчество — догматизма и свободы познания. Смех отстаивает возможность творчества и познания через такие инструменты, как ирония и самоирония, сомнение и анализ. По мнению Ю. М. Лотмана, вопрос о соотношении смеха и свободы У. Эко рассматривает как последователь М. М. Бахтина. В романе «Имя розы» смех выступает как способ освобождения от страха, догматизма, непогрешимости, присвоения права на окончательность истины [11].

С культурологическим пониманием природы смеха связаны и представления о его функциях, важнейшей из которых признается значение смеха как ресурса социальных преобразований и культурного творчества. При этом все исследователи данного явления подчеркивают, что функции смеха проявляются двояко. С одной стороны, посредством смеха в социальной интеракции можно обеспечивать гибкость социальных норм. С другой стороны, смех направлен на воспроизведение, воспитание свободной, инициативной, неравнодушной, творческой, деятельностной личности, способной относиться к миру критически, непредвзято, осмысленно. Таким образом, функции смеха в индивидуальном сознании многообразны. Творческая функция смеха выражается в раскрытии неожиданных сторон жизни. Познавательная функция заключается в обнаружении новых ценностей человеческого бытия. Компенсаторная функция смеха состоит в противопоставлении формализму обыденной жизни, нейтрализации асоциальных явлений, уходе от негативных эмоциональных переживаний окружающего мира, таких как страх и отчаяние. К последней функции относится также преодоление жизненного абсурда и бессмысленности, поскольку смех не только разрушает, но и созидает — творит фантастический мир (антимир), который выражает осмысленное отношение к жизни.

Список литературы

1. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.
2. Powell C. Humor in Society: Resistance and Control / C. Powell. — London : Palgrave Macmillan, 1988. — 304 p.
3. McElroy B. Fiction of the Modern Grotesque / B. McElroy, C. Delay. — N. Y. : Palgrave Macmillan UK, 1989. — 187 p.
4. Benton G. The Big Red Joke Book / G. Benton, G. Looms. — London: Pluto Press, 1976. — 154 p.
5. Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе / М. Н. Эпштейн. — М. : Высшая школа, 2005. — 495 с.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с. 17. Фуко М. Воля к истине / М. Фуко. — М. : Касталь, 1996. — 446 с. 18. Шагарова Л. П. Драматургия В. В. Маяковского и народный театр : автореф. дис. … канд. филол. наук /
7. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.
8. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 1. Стихотворения, поэмы, статьи 1912–1917. — М. : Гослитиздат, 1955. — 464 с.
9. Марков А. В. Постмодерн культуры и культура постмодерна / А. В. Марков. — М. : РИПОЛ классик, 2019. — 256 с.
10. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — М. : Эксмо, 2015. — 640 с.
11. Лотман Ю. М. Выход из лабиринта / Ю. М. Лотман // Эко У. Имя розы. — М. : Книжная палата, 1989. — С. 468–481.
12. Леонтьев Д. А. Поэтическое творчество: от литературного и культурного контекста к жизненному / Д. А. Леонтьев // Библиотечное дело. — 2010. — № 10. — С. 23–25.
13. Кон И. С. Открытие Я / И. С. Кон. — М. : Политиздат, 1978. — 367 с. 9. Леонтьев Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии / Д. А. Леонтьев // Проблема смысла в науках о человеке: (к 100-летию Виктора Франкла) : матер. междунар. конф. / под ред
14. Кантор М. К. Чертополох. Философия живописи / М. К. Кантор. — М. : АСТ, 2016. — 480 с.
15. Заборов М. Смеховая культура Шагала [Электронный ресурс] / М. Заборов // Знамя. — 2018. — № 6. — Режим доступа: <a href="https://magazines.gorky.media/znamia" target="_blank">https://magazines.gorky.media/znamia</a> (дата обращения: 21.12.2021).
16. Дмитриева Н. А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет / Н. А. Дмитриева. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — 520 с.
17. Дзэмидок Б. О комизме / Б. Дзэмидок. — М. : Прогресс, 1974. — 224 с. 4. Дмитриева Н. А. Послание Чехова / Н. А. Дмитриева. — М. : Прогресс-Традиция, 2007. — 368 с.
18. Бороденко М. В. Два лица Януса-смеха / М. В. Бороденко. — Ростов-на-Дону: РИО-АО «Цветная печать», 1995. — 86 с.

Остальные статьи