Дата публикации: 31.03.2022

Культурно-исторический подход к исследованию истоков и механизмов развития самосознания в раннем онтогенезе

Аннотация

В статье проведен обзор представлений различных авторов о структурных компонентах, истоках и механизмах развития самосознания в онтогенезе. Предложена трактовка процесса развития самосознания в раннем возрасте с позиции культурно-исторической психологии.




Самосознание — сложный понятийный конструкт, который различными авторами рассматривается и как процесс, в ходе которого человек познает себя и некоторым образом относится к себе (то есть процессы самопознания и самоотношения), и как совокупность результатов такого процесса, которая включает продукты самопознания и самоотношения — представления о себе и самооценку. Эти элементы самосознания могут быть как актуальными (наличествующие в настоящий момент), так и возможными (желаемые, вероятные или идеальные, к которым человек стремится), могут осознаваться или  не осознаваться человеком, а также быть процессуальными (познающимися) и результирующими (познанными). Наличие в структуре самосознания характеристик желаемого образа себя предполагает также наличие некоторого регулятивного, потенциально поведенческого компонента — саморазвития.

Проблема механизмов развития, структуры и содержания самосознания человека изучается многими исследователями, однако в настоящий момент единой признанной концепции самосознания в отечественной и зарубежной литературе не существует. Различные авторы, признавая сложность и многоплановость феномена самосознания человека, концентрируют внимание на рассмотрении отдельных его содержательных аспектов. Так, представления о себе различные авторы анализируют на разных уровнях — начиная от схемы тела, которая включает представление о собственном теле и его репрезентации в пространстве, заканчивая анализом таких сложных конструктов, как «Я», образ «Я» и «Я-концепция». Самооценка, выступающая как компонент самосознания, также часто рассматривается исследователями как отдельный конструкт, который имеет свой генез и характеристики. В итоге результирующая картина современных исследований самосознания представляет собой совокупность мозаичных представлений о различных его процессах и структурных компонентах.

Вместе с тем в ряде работ [2; 5; 7] авторы предпринимают попытки определить структурные компоненты самосознания личности. Так, У. Джемс [2] в структуре самосознания личности выделяет две стороны — познающую (субъектную) и познаваемую (объектную) — и предлагает для их различения наименовать их «Я» (познающее) и «эмпирическое Я» или «личность» (познаваемое). Личность, по мнению Джемса, можно анализировать с точки зрения трех аспектов: 1) ее составных элементов; 2) тех чувств и переживаний, которые эти составные элементы вызывают у человека, то есть самооценки; 3) тех поступков, которые следуют за осознанием этих составных элементов и их оценкой (забота о себе и самосохранение). Составные элементы личности, в свою очередь, по мнению автора, могут быть условно разделены на физические, социальные и духовные. Физический компонент личности Джемс трактует расширенно: в него входит не только тело человека, но и его одежда и принадлежащие ему вещи, ближнее окружение (семья, близкие люди) и дом (семейный очаг), а также результаты его труда. Социальная личность, по Джемсу, — это совокупность представлений других о его личности: «…у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление» [2, с. 10]. Такое представление во многом сходно с понятием социальной роли, которая принимается человеком, при этом требования такой роли не только определяют его поступки и поведение в различных обстоятельствах, но и становятся значимым аспектом его самоопределения и самооценивания. Духовная личность представляет собой совокупность состояний сознания, а также духовных способностей и свойств человека. Ядром духовной личности, по Джемсу, выступает чувство активности, которое переживается и осмысляется как «проявление жизненной субстанции нашей души» [2, с. 12]. Как уже отмечено выше, все вышеописанные составные элементы личности вызывают у человека некоторое эмоциональное к ним отношение — то есть самооценку. Третий — поведенческий — аспект анализа личности включает рассмотрение заботы человека о себе. Он также проявляется в отношении всех трех составных элементов личности — физического (начиная от телесного самосохранения, заканчивая отстаиванием и защитой принадлежащих человеку материальных благ), социального (желание признания и внимания в социуме) и духовного (совокупность стремлений к умственному, нравственному и духовному развитию) [2]. Таким образом, можно говорить о том, что самосознание человека, по мнению автора, имеет сложную структуру и включает познаваемое в себе (физический, социальный и духовный аспекты личности, эмоциональное отношение к ним и действия, которые вызваны этим отношением, в том числе действия, направленные на поддержание самооценки и саморазвитие) и познающее («Я»), которое обеспечивает чувство тождества всех структурных компонентов личности, самооценки и поведения в пространстве и времени жизни.

И. И. Чеснокова [7] также предлагает выделять три стороны самосознания: саморегуляцию (регулятивный и действенно-волевой компонент), самоотношение (эмоционально-оценочный компонент) и самопознание (когнитивный компонент). В свою очередь, С. М. Петрова выделяет процессуальный (включающий самопознание и самоотношение) и структурный («Я», «Я-концепция», образ «Я», самооценка) аспекты самосознания [5]. Автор также предлагает рассматривать «Я» и образ «Я» как результат деятельности трех сторон самосознания — когнитивной, эмоционально-оценочной и регулятивной. В образе «Я» человека выражены знания человека о себе — когнитивный компонент самосознания. Результат эмоционального самоотношения к знаемому о себе представлен в самооценке человека. Регулятивный компонент связан с поведением человека, направленным на развитие собственного «Я», то есть саморазвитием человека. «Я» также выступает основой для самоопределения человека, точкой отсчета и источником чувства собственного отличия от других и, одновременно, внутреннего тождества в пространстве и времени [5].

Все из рассматриваемых выше компонентов самосознания анализировались различными авторами как отдельно, так и в их связи между собой. Кроме того, в различных подходах авторы по-разному определяют источники и механизмы развития указанных компонентов. Социальные истоки самосознания — в виде социальных взаимодействий и существующих в обществе норм — анализируют в своих работах многие зарубежные исследователи: Л. Фестингер, Дж. Мид, Ч. Кули, Э. Эриксон, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др. [5].

Список литературы

1. 1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : АСТ, 2021. 2. Джемс У. Личность. Психология самосознания. Хрестоматия / У. Джемс. — Самара : БАХРАХ-М, 2007. — С. 7–44.
2. 3. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет : автореф. дис. … д-ра психол. наук / М. И. Лисина. — М., 1974.
3. 4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — СПб. :
4. 5. Петрова С. М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности: методический аспект / С. М. Петрова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2007. — № 1.
5. 6. Смирнова Е. О. Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как первой формы самосознания / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева // Культурно-историческая психология. — 2009. — Т. 5, № 3. — С. 16–24.
6. 7. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. — М., 1977. 8. Bates E. Language about me and you: Pronominal reference and the emerging concept of self / In D. Cicchetti. M. Beeghly (еds.), The self in transition: Infancy to chil
7. 9. Keromnes G. Exploring Self-Consciousness From Self- and Other-Image Recognition in the Mirror: Concepts and Evaluation / G. Keromnes, S. Chokron, M-P. Celume et al. // Front. Psychol. — 2019.
8. 10. Meltzoff A. N. Early imitation within a functional framework: The importance of person identity, movement, and development / A. N. Meltzoff, M. K. Moore // Infant Behavior & Development. — 1992. — Vol. 15 (4). — Р. 479–505.
9. 11. Neisser U. Two perceptually given aspects of the self and their development / U. Neisser // Developmental Review. — 1991. — Vol. 11 (3). — P. 197–209.
10. 12. Rochat P. Five levels of self-awareness as they unfold early in life / P. Rochat // Consciousness and Cognition. — 2003. — Vol. 12. — Р. 717–731.
11. 13. Rochat P. Differential rooting response by neonates: Evidence for an early sense of self / P. Rochat, S. J. Hespos // Early Development and Parenting. — 1997. — Vol. 6 (3–4). — Р. 105–112.

Остальные статьи