Культурно-исторический подход к исследованию истоков и механизмов развития самосознания в раннем онтогенезе
Аннотация
В статье проведен обзор представлений различных авторов о структурных компонентах, истоках и механизмах развития самосознания в онтогенезе. Предложена трактовка процесса развития самосознания в раннем возрасте с позиции культурно-исторической психологии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2022 |
Страницы | 114-120 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_2_114 |
Самосознание — сложный понятийный конструкт, который различными авторами рассматривается и как процесс, в ходе которого человек познает себя и некоторым образом относится к себе (то есть процессы самопознания и самоотношения), и как совокупность результатов такого процесса, которая включает продукты самопознания и самоотношения — представления о себе и самооценку. Эти элементы самосознания могут быть как актуальными (наличествующие в настоящий момент), так и возможными (желаемые, вероятные или идеальные, к которым человек стремится), могут осознаваться или не осознаваться человеком, а также быть процессуальными (познающимися) и результирующими (познанными). Наличие в структуре самосознания характеристик желаемого образа себя предполагает также наличие некоторого регулятивного, потенциально поведенческого компонента — саморазвития.
Проблема механизмов развития, структуры и содержания самосознания человека изучается многими исследователями, однако в настоящий момент единой признанной концепции самосознания в отечественной и зарубежной литературе не существует. Различные авторы, признавая сложность и многоплановость феномена самосознания человека, концентрируют внимание на рассмотрении отдельных его содержательных аспектов. Так, представления о себе различные авторы анализируют на разных уровнях — начиная от схемы тела, которая включает представление о собственном теле и его репрезентации в пространстве, заканчивая анализом таких сложных конструктов, как «Я», образ «Я» и «Я-концепция». Самооценка, выступающая как компонент самосознания, также часто рассматривается исследователями как отдельный конструкт, который имеет свой генез и характеристики. В итоге результирующая картина современных исследований самосознания представляет собой совокупность мозаичных представлений о различных его процессах и структурных компонентах.
Вместе с тем в ряде работ [2; 5; 7] авторы предпринимают попытки определить структурные компоненты самосознания личности. Так, У. Джемс [2] в структуре самосознания личности выделяет две стороны — познающую (субъектную) и познаваемую (объектную) — и предлагает для их различения наименовать их «Я» (познающее) и «эмпирическое Я» или «личность» (познаваемое). Личность, по мнению Джемса, можно анализировать с точки зрения трех аспектов: 1) ее составных элементов; 2) тех чувств и переживаний, которые эти составные элементы вызывают у человека, то есть самооценки; 3) тех поступков, которые следуют за осознанием этих составных элементов и их оценкой (забота о себе и самосохранение). Составные элементы личности, в свою очередь, по мнению автора, могут быть условно разделены на физические, социальные и духовные. Физический компонент личности Джемс трактует расширенно: в него входит не только тело человека, но и его одежда и принадлежащие ему вещи, ближнее окружение (семья, близкие люди) и дом (семейный очаг), а также результаты его труда. Социальная личность, по Джемсу, — это совокупность представлений других о его личности: «…у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление» [2, с. 10]. Такое представление во многом сходно с понятием социальной роли, которая принимается человеком, при этом требования такой роли не только определяют его поступки и поведение в различных обстоятельствах, но и становятся значимым аспектом его самоопределения и самооценивания. Духовная личность представляет собой совокупность состояний сознания, а также духовных способностей и свойств человека. Ядром духовной личности, по Джемсу, выступает чувство активности, которое переживается и осмысляется как «проявление жизненной субстанции нашей души» [2, с. 12]. Как уже отмечено выше, все вышеописанные составные элементы личности вызывают у человека некоторое эмоциональное к ним отношение — то есть самооценку. Третий — поведенческий — аспект анализа личности включает рассмотрение заботы человека о себе. Он также проявляется в отношении всех трех составных элементов личности — физического (начиная от телесного самосохранения, заканчивая отстаиванием и защитой принадлежащих человеку материальных благ), социального (желание признания и внимания в социуме) и духовного (совокупность стремлений к умственному, нравственному и духовному развитию) [2]. Таким образом, можно говорить о том, что самосознание человека, по мнению автора, имеет сложную структуру и включает познаваемое в себе (физический, социальный и духовный аспекты личности, эмоциональное отношение к ним и действия, которые вызваны этим отношением, в том числе действия, направленные на поддержание самооценки и саморазвитие) и познающее («Я»), которое обеспечивает чувство тождества всех структурных компонентов личности, самооценки и поведения в пространстве и времени жизни.
И. И. Чеснокова [7] также предлагает выделять три стороны самосознания: саморегуляцию (регулятивный и действенно-волевой компонент), самоотношение (эмоционально-оценочный компонент) и самопознание (когнитивный компонент). В свою очередь, С. М. Петрова выделяет процессуальный (включающий самопознание и самоотношение) и структурный («Я», «Я-концепция», образ «Я», самооценка) аспекты самосознания [5]. Автор также предлагает рассматривать «Я» и образ «Я» как результат деятельности трех сторон самосознания — когнитивной, эмоционально-оценочной и регулятивной. В образе «Я» человека выражены знания человека о себе — когнитивный компонент самосознания. Результат эмоционального самоотношения к знаемому о себе представлен в самооценке человека. Регулятивный компонент связан с поведением человека, направленным на развитие собственного «Я», то есть саморазвитием человека. «Я» также выступает основой для самоопределения человека, точкой отсчета и источником чувства собственного отличия от других и, одновременно, внутреннего тождества в пространстве и времени [5].
Все из рассматриваемых выше компонентов самосознания анализировались различными авторами как отдельно, так и в их связи между собой. Кроме того, в различных подходах авторы по-разному определяют источники и механизмы развития указанных компонентов. Социальные истоки самосознания — в виде социальных взаимодействий и существующих в обществе норм — анализируют в своих работах многие зарубежные исследователи: Л. Фестингер, Дж. Мид, Ч. Кули, Э. Эриксон, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др. [5].