Дата публикации: 01.04.2022

Исследование универсальных учебных действий обучающихся среднего профессионального образования

Аннотация

В статье обоснована актуальность исследования универсальных учебных действий (УУД) студентов среднего профессионального образования (СПО). В настоящее время вводятся новые средства оценки образовательных результатов студентов СПО, при этом остается потребность в исследовании УУД в условиях, когда, по данным международных мониторингов качества образования, показатели российских подростков несколько снизились. Показано, что в этих условиях становятся особенно актуальными экспериментальные исследования формирования УУД у студентов СПО. Раскрыта специфика педагогического подхода к исследованию УУД студентов СПО, обоснована теоретическая и практическая значимость таких исследований.




Исследование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся среднего профессионального образования (СПО) представляет собой актуальную психолого-педагогическую проблему. Назовем несколько причин актуальности данной проблемы. Прежде всего, после неуклонного снижения популярности у учащейся молодежи СПО на протяжении нескольких десятилетий, начиная с позднесоветского времени [3], в последние годы наметилось возрастание его популярности, по некоторым данным, более чем в три раза всего за 9 лет [4]. Распространенным вариантом образовательной траектории становится поступление в вуз на льготных основаниях после окончания учебных заведений СПО с отличием [1]. В этой ситуации вполне закономерно растет потребность в исследованиях развивающих возможностей СПО, в частности, возможностей формирования УУД у студентов СПО.

В настоящее время формированию образовательных результатов обучающихся СПО уделяется все больше внимания на государственном уровне. Так, в ходе реализации национального проекта «Образование», направленного на улучшение качества образования, образовательный процесс регламентирован государственными образовательными стандартами (ФГОС СПО) и контролируется с помощью ряда мониторингов. В 2010 году приказом Министерства образования и науки РФ были введены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которыми предусматривается оценка предметных, метапредметных и личностных результатов освоения учащимися образовательных программ. Стандарты введены для всех образовательных ступеней, обеспечивают единство образовательного пространства РФ и преемственность основных образовательных программ при переходе с одной ступени на другую. К мониторингам, оценивающим качество знаний, результаты освоения образовательных программ и ставшим привычными для учащихся, относятся ОГЭ и ЕГЭ, которые сдают обучающиеся школ после 9-го и 11-го класса соответственно. Их результаты становятся основой для продолжения обучения в системе СПО (колледжи и техникумы, ОГЭ) и в вузах (ЕГЭ).

Начиная с 2015 года в систему оценивания качества образования началось внедрение нового вида итоговых контрольных работ с едиными стандартизированными заданиями — всероссийских проверочных работ (ВПР). В начале в качестве эксперимента данный вид контроля образовательных результатов использовался для 4-х классов, а уже с 2020 года — для 8-х классов, что означает включенность начального и основного общего образования в данный мониторинг. 15 августа 2021 года на Всероссийском съезде учителей математики министр просвещения РФ С. С. Кравцов подчеркнул, что «всероссийские проверочные работы нужны для оценки знаний, а не для рейтингов школ. ВПР — это итоговая контрольная работа по единым стандартам, которую проводит образовательная организация, она нужна, прежде всего, для учителя, и делать рейтинг школ по итогам ВПР недопустимо» [6]. Целью ВПР является прежде всего обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка реализации ФГОС. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ВПР не являются итоговой аттестацией учащихся и их результаты не влияют на переход учеников из класса в класс. С их помощью можно выявить слабые стороны и скорректировать образовательные стратегии. ВПР применяются для поддержки реализации ФГОС, по их данным делают выводы не только о предметных, но и о метапредметных результатах образования, предусмотренных стандартами. Анализ личностных и метапредметных результатов, полученный в ходе диагностики 8-х классов в 2020 году, показал, что обучающиеся «успешно выполнили задания, относящиеся к межличностным отношениям, показали задействованность в культурно-информационной среде и внеурочной активности школы, в том числе в мероприятиях по профориентации. При этом выявлены заметные проблемы в освоении правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде» [7]. При оценке метапредметных результатов для их диагностики применялись задания, в основном направленные на «сформированность коммуникативных универсальных учебных действий и навыков анализа информации, представленной в разных формах (текст, статистическая информация, визуальные изображения)» [7]. Данные мониторинга показали «недостаточную грамотность чтения, слабую способность интегрировать разные источники информации, недостаточно развитые аналитические навыки. Также отмечается недостаточное развитие навыков формулирования развернутых высказываний» [7]. Обобщенные выводы по ВПР для учащихся шестых и восьмых классов констатируют «недостаточную сформированность метапредметных умений, навыков и способов деятельности у большинства обучающихся 6 и 8 классов, в частности недостаточную грамотность чтения, слабую способность интегрировать разные источники информации, недостаточно развитые аналитические навыки и навыки монологической речи. Более того, задания, выявляющие развитие навыков смыслового чтения и анализа информации, выполнены восьмиклассниками хуже, чем обучающимися шестых классов. Компенсация указанных дефицитов возможна как результат усиления внимания к развитию универсальных учебных действий на уроках по всем учебным предметам» [7].

Следует также отметить, что по результатам Международного исследования PISA 2018 года показатели качества российского образования за последние три года несколько снизились. В рейтинге из 79 стран за 2018 год российские школьники оказались на 31-м месте по читательской грамотности (479 баллов из 1000) [9]. Таким образом, исходя из результатов международных и всероссийских мониторингов, очевидно снижение читательской грамотности современных школьников, что может быть вызвано недостаточным уровнем развития познавательных метапредметных УУД. С этими метапредметными результатами обучающиеся не только продолжают обучение в старших классах, но и поступают в образовательные учреждения системы СПО.

Если в системе основного и среднего общего образования существует ряд мониторингов, оценивающих качество образования [8], то в системе СПО их не так много. Однако с 2021 года обучающиеся техникумов и колледжей также ежегодно пишут ВПР, предназначенные для анализа их предметных и метапредметных результатов. Предполагается, что такие работы обучающиеся будут писать ежегодно. В 2021 году исследование метапредметных образовательных результатов основывалась на материале учебных дисциплин «Обществознание», «География», «История» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Исходя из данных, изложенных выше, можно предположить, что читательская грамотность и познавательные УУД у обучающихся первых-вторых курсов СПО, то есть в прошлом выпускников 9-го класса, будут также находиться на невысоком уровне. В связи с этим еще более актуальным становится изучение УУД обучающихся СПО и, в частности, зоны ближайшего развития УУД.

Список литературы

1. Александров Д. А. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» / Д. А. Александров, К. А. Тенишева, С. С. Савельева // Вопросы образования. — 2015. — № 3. — С. 66–91. — <a href="http://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-66-9" target="_blank">http://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-66-9</a>
2. Асильдеров М. А. О вопросах развития универсальных компетенций студентов средствами интерактивных технологий обучения / М. А. Асильдеров, П. Д. Гаджиева // Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. «Новая наука: история становления, современное состояние
3. Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика / Д. Л. Константиновский // Социологическая наука и социальная практика. — 2020. — Т. 8, № 3 (31). — С. 125–133. — DOI: 10.19181/snsp.2020.8.3.7491
4. Константиновский Д. Л. Среднее vs высшее / Д. Л. Константиновский, Е. С. Попова // Мир России. Социология. Этнология. — 2020. — Т. 29, № 2. — С. 6–26. — DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26
5. Котляров В. А. От универсальных учебных действий к формированию общих компетенций обучающихся СПО / В. А. Котляров, Н. В. Демидова // Научный альманах. — 2015. — № 12–1 (14). — С. 535–541. — DOI: 10.17117/na.2015.12.01.535
6. Кравцов С. ВПР нужны для оценки знаний, а не для рейтингов школ [Электронный ресурс] / С. Кравцов. — Режим доступа: <a href="https://edu.gov.ru/press/4028/sergey-kravcov-vprnuzhny-dlya-ocenki-znaniy-a-ne-dlya-reytingov-shkol" target="_blank">https://edu.gov.ru/press/4028/sergey-kravcov-vprnuzhny-dlya-ocenki-znaniy-a-ne-dlya-reytingov-shkol</a> (дата обращения: 10.06.2022).
7. Национальные исследования качества образования — 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.coikko.ru/uploads/files/otchniko2020.pdf" target="_blank">https://www.coikko.ru/uploads/files/otchniko2020.pdf</a> (дата обращения: 10.06.2022).
8. Новиков А. М. Как оценивать качество образования? / А. М. Новиков, Д. А. Новиков // Директор школы. — 2012. — № 2 (165). — С. 50–56. — EDN RAPJUN.
9. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественно-научной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / К. А. Адамович, А. В. Капуза, А. Б. Захаров, И. Д. Фрумин ; Национальный исследовательски
10. Прохорова В. С. Зона ближайшего развития универсальных учебных действий младших подростков с ограниченными возможностями здоровья / В. С. Прохорова // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 1–2 (55). — С. 90–96.
11. Темняткина О. В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла : методические рекомендации / О. В. Темняткина. — Екатеринбург, 2012.
12. Темняткина О. В. Диагностика сформированности компонентов деятельности и общих компетенций у студентов профессиональных образовательных организаций / О. В. Темняткина // В мире научных открытий. — 2015. — № 7–7 (67). — С. 2704–2716.
13. Темняткина О. В. Мониторинг качества среднего профессионального образования в соответствии с компонентами деятельности / О. В. Темняткина // В мире научных открытий. — 2015. — № 10 (70). — С. 184–195.
14. Темняткина О. В. Концепция формирования и оценки универсальных учебных действий у обучающихся в соответствии с компонентами деятельности / О. В. Темняткина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 20. — С. 8–15. — Режим доступ
15. Темняткина О. В. Компетентностная оценка образовательных результатов обучающихся СПО при решении ситуационных задач / О. В. Темняткина // Вопросы педагогики. — 2021. — № 6–2. — С. 184–192.

Остальные статьи