Исследование универсальных учебных действий обучающихся среднего профессионального образования
Аннотация
В статье обоснована актуальность исследования универсальных учебных действий (УУД) студентов среднего профессионального образования (СПО). В настоящее время вводятся новые средства оценки образовательных результатов студентов СПО, при этом остается потребность в исследовании УУД в условиях, когда, по данным международных мониторингов качества образования, показатели российских подростков несколько снизились. Показано, что в этих условиях становятся особенно актуальными экспериментальные исследования формирования УУД у студентов СПО. Раскрыта специфика педагогического подхода к исследованию УУД студентов СПО, обоснована теоретическая и практическая значимость таких исследований.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2022 |
Страницы | 94-98 |
УДК | 373.3 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_2_94 |
Исследование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся среднего профессионального образования (СПО) представляет собой актуальную психолого-педагогическую проблему. Назовем несколько причин актуальности данной проблемы. Прежде всего, после неуклонного снижения популярности у учащейся молодежи СПО на протяжении нескольких десятилетий, начиная с позднесоветского времени [3], в последние годы наметилось возрастание его популярности, по некоторым данным, более чем в три раза всего за 9 лет [4]. Распространенным вариантом образовательной траектории становится поступление в вуз на льготных основаниях после окончания учебных заведений СПО с отличием [1]. В этой ситуации вполне закономерно растет потребность в исследованиях развивающих возможностей СПО, в частности, возможностей формирования УУД у студентов СПО.
В настоящее время формированию образовательных результатов обучающихся СПО уделяется все больше внимания на государственном уровне. Так, в ходе реализации национального проекта «Образование», направленного на улучшение качества образования, образовательный процесс регламентирован государственными образовательными стандартами (ФГОС СПО) и контролируется с помощью ряда мониторингов. В 2010 году приказом Министерства образования и науки РФ были введены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которыми предусматривается оценка предметных, метапредметных и личностных результатов освоения учащимися образовательных программ. Стандарты введены для всех образовательных ступеней, обеспечивают единство образовательного пространства РФ и преемственность основных образовательных программ при переходе с одной ступени на другую. К мониторингам, оценивающим качество знаний, результаты освоения образовательных программ и ставшим привычными для учащихся, относятся ОГЭ и ЕГЭ, которые сдают обучающиеся школ после 9-го и 11-го класса соответственно. Их результаты становятся основой для продолжения обучения в системе СПО (колледжи и техникумы, ОГЭ) и в вузах (ЕГЭ).
Начиная с 2015 года в систему оценивания качества образования началось внедрение нового вида итоговых контрольных работ с едиными стандартизированными заданиями — всероссийских проверочных работ (ВПР). В начале в качестве эксперимента данный вид контроля образовательных результатов использовался для 4-х классов, а уже с 2020 года — для 8-х классов, что означает включенность начального и основного общего образования в данный мониторинг. 15 августа 2021 года на Всероссийском съезде учителей математики министр просвещения РФ С. С. Кравцов подчеркнул, что «всероссийские проверочные работы нужны для оценки знаний, а не для рейтингов школ. ВПР — это итоговая контрольная работа по единым стандартам, которую проводит образовательная организация, она нужна, прежде всего, для учителя, и делать рейтинг школ по итогам ВПР недопустимо» [6]. Целью ВПР является прежде всего обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка реализации ФГОС. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ВПР не являются итоговой аттестацией учащихся и их результаты не влияют на переход учеников из класса в класс. С их помощью можно выявить слабые стороны и скорректировать образовательные стратегии. ВПР применяются для поддержки реализации ФГОС, по их данным делают выводы не только о предметных, но и о метапредметных результатах образования, предусмотренных стандартами. Анализ личностных и метапредметных результатов, полученный в ходе диагностики 8-х классов в 2020 году, показал, что обучающиеся «успешно выполнили задания, относящиеся к межличностным отношениям, показали задействованность в культурно-информационной среде и внеурочной активности школы, в том числе в мероприятиях по профориентации. При этом выявлены заметные проблемы в освоении правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде» [7]. При оценке метапредметных результатов для их диагностики применялись задания, в основном направленные на «сформированность коммуникативных универсальных учебных действий и навыков анализа информации, представленной в разных формах (текст, статистическая информация, визуальные изображения)» [7]. Данные мониторинга показали «недостаточную грамотность чтения, слабую способность интегрировать разные источники информации, недостаточно развитые аналитические навыки. Также отмечается недостаточное развитие навыков формулирования развернутых высказываний» [7]. Обобщенные выводы по ВПР для учащихся шестых и восьмых классов констатируют «недостаточную сформированность метапредметных умений, навыков и способов деятельности у большинства обучающихся 6 и 8 классов, в частности недостаточную грамотность чтения, слабую способность интегрировать разные источники информации, недостаточно развитые аналитические навыки и навыки монологической речи. Более того, задания, выявляющие развитие навыков смыслового чтения и анализа информации, выполнены восьмиклассниками хуже, чем обучающимися шестых классов. Компенсация указанных дефицитов возможна как результат усиления внимания к развитию универсальных учебных действий на уроках по всем учебным предметам» [7].
Следует также отметить, что по результатам Международного исследования PISA 2018 года показатели качества российского образования за последние три года несколько снизились. В рейтинге из 79 стран за 2018 год российские школьники оказались на 31-м месте по читательской грамотности (479 баллов из 1000) [9]. Таким образом, исходя из результатов международных и всероссийских мониторингов, очевидно снижение читательской грамотности современных школьников, что может быть вызвано недостаточным уровнем развития познавательных метапредметных УУД. С этими метапредметными результатами обучающиеся не только продолжают обучение в старших классах, но и поступают в образовательные учреждения системы СПО.
Если в системе основного и среднего общего образования существует ряд мониторингов, оценивающих качество образования [8], то в системе СПО их не так много. Однако с 2021 года обучающиеся техникумов и колледжей также ежегодно пишут ВПР, предназначенные для анализа их предметных и метапредметных результатов. Предполагается, что такие работы обучающиеся будут писать ежегодно. В 2021 году исследование метапредметных образовательных результатов основывалась на материале учебных дисциплин «Обществознание», «География», «История» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Исходя из данных, изложенных выше, можно предположить, что читательская грамотность и познавательные УУД у обучающихся первых-вторых курсов СПО, то есть в прошлом выпускников 9-го класса, будут также находиться на невысоком уровне. В связи с этим еще более актуальным становится изучение УУД обучающихся СПО и, в частности, зоны ближайшего развития УУД.