Дата публикации: 01.04.2022

Склонность к отклоняющемуся поведению у курсантов военных вузов: рекомендации по профилактике

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы адаптации и формирования отклоняющихся форм поведения у студентов, проходящих обучение в военных институтах. Автор освещает актуальные проблемы недостаточной психолого-педагогической работы со студентами-военными, имеющими склонность к отклоняющемуся поведению. Представлен качественный и количественный анализ пилотного исследования отклоняющегося поведения у студентов-военных. На основании анализа результатов исследования предложены конкретные психолого-педагогические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса для реализации эффективного психологического сопровождения с целью профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у студентов, обучающихся в военных вузах.




Введение. На современном этапе развития Вооруженных сил Российской Федерации большое внимание уделяется адаптации студентов, проходящих обучение в военных институтах, к новым для них условиям жизнедеятельности и освоению навыков военной профессии [3; 12]. Изменение привычного образа жизни всегда приводит к стрессу, а нервное напряжение, переживаемое студентами, — долгий и сложный психологический процесс, и своевременная социально-психологическая адаптация первокурсников к образовательной среде вуза может обеспечить эффективность обучения и успешность профессионального становления в будущем [8; 10]. Первокурснику предстоит не только преодолеть трудности, связанные с определением собственной роли в большом новом коллективе, но и быть готовым к серьезным физическим, нервным и психологическим нагрузкам, связанным с приспособлением непосредственно к специфическим требованиям вуза, учебной программе, уставам и нормативным актам, определяющим их учебную и профессиональную деятельность [4; 7].

Отсутствие сформированных навыков адаптации к новой среде может провоцировать повышение уровня тревожности, снижение стрессоустойчивости и, как результат, проявление защитного агрессивного поведения [2; 5]. Именно поэтому проблема отклоняющегося, в частности агрессивного поведения остается и, на наш взгляд, продолжает быть актуальной и до конца не изученной, особенно на базе военных институтов [6; 9]. Выявленные особенности студентов могут быть использованы при разработке психологопедагогических рекомендаций с целью профилактики отклоняющегося поведения [1; 11].

Целью исследования является анализ склонности к отклоняющемуся поведению студентов, обучающихся в военных вузах.

Исследование проводилось на базе военного института в г. Москве в 2021 году. В исследовании приняли участие студенты следующих направлений подготовки: судебная деятельность, прокурорская работа, правовое обеспечение военной деятельности, правовое обеспечение национальной безопасности (45 человек, из них 3 девушки и 42 юноши, в возрасте 18–20 лет).

Для решения цели и задач нашего исследования мы использовали следующие методы: Опросник склонности к агрессии Басса — Перри (BPAQ-24 Buss — Perry Aggression Questionnaire), определение склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А. Н.), копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Норман С., Эндлер Д. Ф., Джеймс Д. А., Паркер М. И.; адаптированный вариант Крюковой Т. А.), личностный опросник Айзенка EPI (Eysenck Personality Inventory), Методика на выявление «буллинг структуры» Е. Г. Норкина.

Список литературы

1. Бантюкова Е. М. Психологическое сопровождение курсантов / Е. М. Бантюкова // Актуальные проблемы гуманитарных социально-экономических наук : матер. XII Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию Вольского военного института материального обеспе
2. Белоусов И. С. Профилактика агрессивного поведения военнослужащих по призыву [Электронный ресурс] / И. С. Белоусов. — Режим доступа: <a href="http://www.uchzap.ru›en/" target="_blank">http://www.uchzap.ru›en/</a> journals/177 (дата обращения: 10.05.2022).
3. Васильева О. С. Влияние агрессивности курсантов на уровень их социально-психологической адаптации / О. С. Васильева, Я. Б. Радишевская // Вопросы психологии. — 2005 — № 1. — С. 29–38.
4. Вдовюк В. И. Основы воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации : Курс лекций / В. И. Вдовюк, С. М. Фильков. — М., 2003. — С. 147.
5. Воробьева К. А. Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения и обеспечение психологической безопасности подростков в образовательном процессе / К. А. Воробьева // Матер. III Междунар. науч.-практ. конф. «Психолого-педагогические проблемы совр
6. Воробьева К. А. Психологические технологии профилактики и коррекции девиантного поведения и асоциальной направленности личности / К. А. Воробьева // Актуальные проблемы педагогики и психологии : матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 24 марта
7. Ерофеева Н. Е. Мониторинг качества как инструмент регулирования взаимодействия педагога и студента в вузе / Н. Е. Ерофеева, Г. А. Мелекесов, И. В. Чикова // Успехи современной науки и образования. — 2016. — Т. 4, № 10. — С. 67–71.
8. Лопань А. В. Психологические аспекты военной службы : учеб. пособие / А. В. Лопань. — М. : МАИ, 2004. — С. 120.
9. Митина Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы/ Н.А.Митина, Т.Т.Нуржанова// Молодой ученый. — 2013.
10. Мишина М. М. Социально-психологические аспекты работы педагога в период пандемии / М. М. Мишина, К. А. Воробьева // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. — 2021. — № 4. — С. 117–129.
11. Образовательный процесс в военном университете и его методическое обеспечение // под ред. В. И. Марченкова. — М. : ВУ, 2004.
12. Современные образовательные технологии в вузе : учеб.-метод. пособие / Л. А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. — 169 с.

Остальные статьи