Склонность к отклоняющемуся поведению у курсантов военных вузов: рекомендации по профилактике
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы адаптации и формирования отклоняющихся форм поведения у студентов, проходящих обучение в военных институтах. Автор освещает актуальные проблемы недостаточной психолого-педагогической работы со студентами-военными, имеющими склонность к отклоняющемуся поведению. Представлен качественный и количественный анализ пилотного исследования отклоняющегося поведения у студентов-военных. На основании анализа результатов исследования предложены конкретные психолого-педагогические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса для реализации эффективного психологического сопровождения с целью профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у студентов, обучающихся в военных вузах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2022 |
Страницы | 87-93 |
УДК | 316.624 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_2_87 |
Введение. На современном этапе развития Вооруженных сил Российской Федерации большое внимание уделяется адаптации студентов, проходящих обучение в военных институтах, к новым для них условиям жизнедеятельности и освоению навыков военной профессии [3; 12]. Изменение привычного образа жизни всегда приводит к стрессу, а нервное напряжение, переживаемое студентами, — долгий и сложный психологический процесс, и своевременная социально-психологическая адаптация первокурсников к образовательной среде вуза может обеспечить эффективность обучения и успешность профессионального становления в будущем [8; 10]. Первокурснику предстоит не только преодолеть трудности, связанные с определением собственной роли в большом новом коллективе, но и быть готовым к серьезным физическим, нервным и психологическим нагрузкам, связанным с приспособлением непосредственно к специфическим требованиям вуза, учебной программе, уставам и нормативным актам, определяющим их учебную и профессиональную деятельность [4; 7].
Отсутствие сформированных навыков адаптации к новой среде может провоцировать повышение уровня тревожности, снижение стрессоустойчивости и, как результат, проявление защитного агрессивного поведения [2; 5]. Именно поэтому проблема отклоняющегося, в частности агрессивного поведения остается и, на наш взгляд, продолжает быть актуальной и до конца не изученной, особенно на базе военных институтов [6; 9]. Выявленные особенности студентов могут быть использованы при разработке психологопедагогических рекомендаций с целью профилактики отклоняющегося поведения [1; 11].
Целью исследования является анализ склонности к отклоняющемуся поведению студентов, обучающихся в военных вузах.
Исследование проводилось на базе военного института в г. Москве в 2021 году. В исследовании приняли участие студенты следующих направлений подготовки: судебная деятельность, прокурорская работа, правовое обеспечение военной деятельности, правовое обеспечение национальной безопасности (45 человек, из них 3 девушки и 42 юноши, в возрасте 18–20 лет).
Для решения цели и задач нашего исследования мы использовали следующие методы: Опросник склонности к агрессии Басса — Перри (BPAQ-24 Buss — Perry Aggression Questionnaire), определение склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А. Н.), копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Норман С., Эндлер Д. Ф., Джеймс Д. А., Паркер М. И.; адаптированный вариант Крюковой Т. А.), личностный опросник Айзенка EPI (Eysenck Personality Inventory), Методика на выявление «буллинг структуры» Е. Г. Норкина.