Дата публикации: 01.04.2022

Создание креативной среды у инженеров-программистов для эффективного развития креативности

Аннотация

В статье рассматривается необходимость создания креативной среды для эффективного формирования креативности у инженеров-программистов. Авторами разработана модель учебной программы по формированию креативности средствами актерского мастерства. В основу комплекса упражнений для развития креативности у инженеров-программистов положены приемы обучения актерскому мастерству и задания, направленные на формирование навыков концептуального мышления и представления знаний, необходимых программистам и когнитологам.




В настоящее время, в связи с появлением возможности использования искусственного интеллекта в ряде сфер деятельности, ситуация на рынке труда меняется. Чтобы оставаться востребованными, людям необходимо обладать способностями «быстро обучаться... адаптироваться к меняющимся условиям и мыслить творчески», хорошими коммуникативными навыками, а также «развитым критическим мышлением, аналитическими способностями, умением комплексно решать проблемы» [2].

Сказанное еще в большей степени относится к самим разработчикам современных информационных технологий (ИТ). Новые требования предъявляются не только к тем, кто эти технологии использует (а это практически все мы), но и к тем, кто их создает. Программисты и инженеры по знаниям (когнитологи) должны теперь не просто знать языки программирования и модели представления знаний, не только уметь использовать огромные библиотеки программных компонентов и паттернов, наработанных специалистами в области ИТ по всему миру. От них требуются большая гибкость, умение комбинировать новые подходы с традиционными парадигмами, находить необычные решения, позволяющие их продукции выдерживать конкурентную борьбу и находиться на пике востребованности. Работодатели в этой области открыто признаются, что готовы платить значительно больше тем из своих работников, кто способен не просто выполнять необходимые функции, а генерировать новые идеи.

Все это говорит о необходимости развития креативности у студентов, обучающихся на ИТ-специалистов, и об актуальности работ в этом направлении.

Необходимо также обратить внимание на то, что у современного студента имеется много соблазнов не особенно заботиться о своей креативности. Помимо того, что алгоритмический стиль мышления программиста сам по себе располагает к следованию определенной схеме, еще и наличие в интернете огромного количества доступных готовых решений на все случаи жизни позволяет выполнять задания без существенного напряжения своих творческих способностей. Конечно, использование готовых алгоритмов и программных модулей также является полезным навыком, но чрезмерное увлечение таким способом реализации задач может привести к формированию специалистов, востребованность которых на рынке труда не будет достаточно высокой, о чем говорилось выше.

Важным моментом является еще и то, что, как вновь и вновь подтверждают ученые, когнитивные и творческие способности человека неразрывно связаны с его общим уровнем культурного развития. Гармоничное развитие личности обеспечивает человеку условия для успешной реализации своего потенциала в любой области, в том числе — в весьма существенной степени — в области разработки интеллектуальных информационных технологий.

Список литературы

1. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. — СПб., 2006. — С. 28.
2. Вкалывают роботы, где же человек? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.comnews.ru/content/217415/2021-11-15/2021-w46/vkalyvayut-roboty-gde-zhe-chelovek (дата обращения: 15.03.2022).
3. Дугина Г. Р. Развитие креативного мышления у студентов СПО через профессионально ориентированные задачи [Электронный ресурс] / Г. Р. Дугина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — Режим доступа: <a href="https://cyberlenin" target="_blank">https://cyberlenin</a>
4. Железовская Г. И. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности [Электронный ресурс] / Г. И. Железовская, Н. В. Абрамова, Е. Н. Гудкова // Международный электронный научно-практический журнал «Перспективы науки и образования». — 2014. —
5. Ивахненко О. Н. Эффективность формирования креативности инженеров-программистов: результаты обучения / О. Н. Ивахненко // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2017. — № 2 (46). — С. 62–68.
6. Каменская В. Г. Психология развития: общие и специальные вопросы / В. Г. Каменская, И. Е. Мельникова. — СПб. : Детство-Пресс, 2008. —366 с.
7. Кохановская Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов / Д. Р. Кохановская // Актуальные вопросы современной педагогики : матер. II Междунар. науч. конф. (Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 6–9.
8. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. — М. : Педагогика, 1976. — 280 с.
9. Чернышева И. А. Влияние особенностей личности и стиля деятельности руководителя на морально-психологический климат в коллективе [Электронный ресурс] / И. А. Чернышева // International scientific review. — 2017. — № 3 (34). — Режим доступа: <a href="https://cybe" target="_blank">https://cybe</a>
10. Juckson Ph. The person, the product and the responce : conceptual problems in the assessment of creativity / Ph. Juckson, S. Messick. In : Creativity and Lerning. — Boston, 1967. — P. 1–19.
11. Mednick S. A. The associative basis of the creative process / S. A. Mednick // Psychol. Rev. — 1969. — N. 2. — P. 220–232.
12. Sternberg R. J. The nature of creativity / R. J. Sternberg // Creativity research journal. — 2006. — Vol. 18, N. 1. — Р. 87–98.
13. Thrash T. M. Mediating between the muse and the masses: inspiration and the actualization of creative ideas / T. M. Thrash, L. A. Maruskin, S. E. Cassidy et al. // J. Pers Soc Psychol. — 2010. — Vol. 98, Nо. 3. — P. 469–487. — DOI: 10.1037/a0017907.PM

Остальные статьи