Создание креативной среды у инженеров-программистов для эффективного развития креативности
Аннотация
В статье рассматривается необходимость создания креативной среды для эффективного формирования креативности у инженеров-программистов. Авторами разработана модель учебной программы по формированию креативности средствами актерского мастерства. В основу комплекса упражнений для развития креативности у инженеров-программистов положены приемы обучения актерскому мастерству и задания, направленные на формирование навыков концептуального мышления и представления знаний, необходимых программистам и когнитологам.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2022 |
Страницы | 75-86 |
УДК | 159.9.075 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_2_75 |
В настоящее время, в связи с появлением возможности использования искусственного интеллекта в ряде сфер деятельности, ситуация на рынке труда меняется. Чтобы оставаться востребованными, людям необходимо обладать способностями «быстро обучаться... адаптироваться к меняющимся условиям и мыслить творчески», хорошими коммуникативными навыками, а также «развитым критическим мышлением, аналитическими способностями, умением комплексно решать проблемы» [2].
Сказанное еще в большей степени относится к самим разработчикам современных информационных технологий (ИТ). Новые требования предъявляются не только к тем, кто эти технологии использует (а это практически все мы), но и к тем, кто их создает. Программисты и инженеры по знаниям (когнитологи) должны теперь не просто знать языки программирования и модели представления знаний, не только уметь использовать огромные библиотеки программных компонентов и паттернов, наработанных специалистами в области ИТ по всему миру. От них требуются большая гибкость, умение комбинировать новые подходы с традиционными парадигмами, находить необычные решения, позволяющие их продукции выдерживать конкурентную борьбу и находиться на пике востребованности. Работодатели в этой области открыто признаются, что готовы платить значительно больше тем из своих работников, кто способен не просто выполнять необходимые функции, а генерировать новые идеи.
Все это говорит о необходимости развития креативности у студентов, обучающихся на ИТ-специалистов, и об актуальности работ в этом направлении.
Необходимо также обратить внимание на то, что у современного студента имеется много соблазнов не особенно заботиться о своей креативности. Помимо того, что алгоритмический стиль мышления программиста сам по себе располагает к следованию определенной схеме, еще и наличие в интернете огромного количества доступных готовых решений на все случаи жизни позволяет выполнять задания без существенного напряжения своих творческих способностей. Конечно, использование готовых алгоритмов и программных модулей также является полезным навыком, но чрезмерное увлечение таким способом реализации задач может привести к формированию специалистов, востребованность которых на рынке труда не будет достаточно высокой, о чем говорилось выше.
Важным моментом является еще и то, что, как вновь и вновь подтверждают ученые, когнитивные и творческие способности человека неразрывно связаны с его общим уровнем культурного развития. Гармоничное развитие личности обеспечивает человеку условия для успешной реализации своего потенциала в любой области, в том числе — в весьма существенной степени — в области разработки интеллектуальных информационных технологий.