Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией как основа коммуникативных навыков
Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией — эта проблема является наиболее актуальной в настоящее время, ее решение позволит повысить уровень речевого развития дошкольника и даст ему возможность активно включаться в процесс общения со сверстниками и взрослыми. Это помогает организовать эффективное творческое образовательно-воспитательное пространство на основе инклюзивного образования в сфере интеграционной деятельности следующим специалистам: педагогам, воспитателям, учителям-логопедам.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 04/2022 |
Страницы | 95-100 |
УДК | 376.1 |
DOI | 10.51944/20722516_2022_4_95 |
В настоящее время понятие «образовательный процесс» не сводится лишь к процессу обучения дошкольников и младших школьников и передаче им определенного набора знаний, умений и навыков, а связывается с понятием «целевые ориентиры» и «социальная адаптация». В связи с этим сопровождение детей с нарушениями речи не ограничивается лишь рамками преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации в окружающем социуме, освоение социального опыта, включение в жизнь общества. Новизна заключается в создании и реализации новой содержательной модели на основе интеграции основного и дополнительного образования через организацию культурных практик с позиции инклюзии, что позволит создать единое образовательное пространство, обеспечивающее эффективные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания детей с нарушениями речи в здоровом коллективе детей. Это требует поиска новых моделей, механизмов, инструментов и технологий в сфере построения образовательного процесса, перспективных разработок по направлениям его модернизации, позволяющим достичь наибольшего эффекта и повысить доступность, качество получаемого образования детьми и школьниками. Организация коррекционно-педагогической помощи строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, — знающих симптоматику нарушений и методики их преодоления в сфере инклюзивного образования.
Одним из таких сложных и актуальных вопросов для дошкольников и младших школьников является умение применять коммуникативные навыки в общении в связи с широким и активным распространением гаджетов, электронных игрушек и технических коммуникативных средств, которые чуть ли не с первых шагов маленького ребенка заменяют общение с родителями. И со временем ребенок отказывается от общения с родителями, отдавая предпочтение взаимодействию с электронным человекозаменителем. В результате, попадая в среду, где нужно применять навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, дети теряются, замыкаются. Именно поэтому одним из основных направлений педагогической и логопедической работы должно стать формирование навыков свободного владения вербальными и невербальными средствами общения.
Для того чтобы скорректировать имеющиеся недостатки в общении, необходимо в логопедические занятия включать целенаправленную работу по формированию навыков владения просодической стороной речи, так как в общении она играет большую роль.
Просодика — это наивысший уровень развития словесных эмоций. Просодические проявления становятся предпосылкой для языкового развития [6], поскольку, помимо коммуникативной, семантической, эмоциональной функции, просодическая сторона речи также несет компенсаторную нагрузку.
О значении просодической стороны речи писали многие авторы. Они подчеркивали общепедагогическое влияние просодики на различные болезненные отклонения в просодической сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка [8].