Дата публикации: 01.10.2022

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией как основа коммуникативных навыков

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией — эта проблема является наиболее актуальной в настоящее время, ее решение позволит повысить уровень речевого развития дошкольника и даст ему возможность активно включаться в процесс общения со сверстниками и взрослыми. Это помогает организовать эффективное творческое образовательно-воспитательное пространство на основе инклюзивного образования в сфере интеграционной деятельности следующим специалистам: педагогам, воспитателям, учителям-логопедам.




В настоящее время понятие «образовательный процесс» не сводится лишь к процессу обучения дошкольников и младших школьников и передаче им определенного набора знаний, умений и навыков, а связывается с понятием «целевые ориентиры» и «социальная адаптация». В связи с этим сопровождение детей с нарушениями речи не ограничивается лишь рамками преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации в окружающем социуме, освоение социального опыта, включение в жизнь общества. Новизна заключается в создании и реализации новой содержательной модели на основе интеграции основного и дополнительного образования через организацию культурных практик с позиции инклюзии, что позволит создать единое образовательное пространство, обеспечивающее эффективные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания детей с нарушениями речи в здоровом коллективе детей. Это требует поиска новых моделей, механизмов, инструментов и технологий в сфере построения образовательного процесса, перспективных разработок по направлениям его модернизации, позволяющим достичь наибольшего эффекта и повысить доступность, качество получаемого образования детьми и школьниками. Организация коррекционно-педагогической помощи строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, — знающих симптоматику нарушений и методики их преодоления в сфере инклюзивного образования.

Одним из таких сложных и актуальных вопросов для дошкольников и младших школьников является умение применять коммуникативные навыки в общении в связи с широким и активным распространением гаджетов, электронных игрушек и технических коммуникативных средств, которые чуть ли не с первых шагов маленького ребенка заменяют общение с родителями. И со временем ребенок отказывается от общения с родителями, отдавая предпочтение взаимодействию с электронным человекозаменителем. В результате, попадая в среду, где нужно применять навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, дети теряются, замыкаются. Именно поэтому одним из основных направлений педагогической и логопедической работы должно стать формирование навыков свободного владения вербальными и невербальными средствами общения.

Для того чтобы скорректировать имеющиеся недостатки в общении, необходимо в логопедические занятия включать целенаправленную работу по формированию навыков владения просодической стороной речи, так как в общении она играет большую роль.

Просодика — это наивысший уровень развития словесных эмоций. Просодические проявления становятся предпосылкой для языкового развития [6], поскольку, помимо коммуникативной, семантической, эмоциональной функции, просодическая сторона речи также несет компенсаторную нагрузку.

О значении просодической стороны речи писали многие авторы. Они подчеркивали общепедагогическое влияние просодики на различные болезненные отклонения в просодической сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка [8].

Список литературы

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей : практ. пособие / Е. С. Алмазова. — М. : Айрис-пресс, 2005.
2. Артёмова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : монография / Е. Э. Артёмова. — М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. — 123 с.
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия / Е. Ф. Архипова. — М., 2012.
4. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М. : Владос, 2013.
5. Волкова Л. С. Хрестоматия по логопедии / Л. С. Волкова. — М. : Владос, 2006.
6. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. — М. : Директ-Медиа, 2008.
7. Лопатина Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. Н. Серебрякова. — СПб. : Образование, 2006.
8. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — М. : ACT ; Астрель, 2009.

Остальные статьи