Дата публикации: 01.04.2022

Институционализация профессии «руководитель образовательной организации»

Аннотация

Изменения в трудовом законодательстве означают единство требований к специалистам, основанное на внедрении профессиональных стандартов, определяющих обобщенные трудовые функции и иные характеристики, необходимые для подготовки, отбора и оценки эффективности специалиста. Но профессиональные стандарты для такой категории работников, как руководители общеобразовательных организаций, до сих пор не утверждены. Цель статьи — показать оптимальные подходы к разработке и способы реализации профессиональных стандартов для руководителей образовательных организаций. В сфере осуществления функций по управлению образовательными организациями давно уже существует практика рассмотрения этой деятельности с позиций менеджмента, но отсутствуют однозначно понимаемые требования к уровню профессиональной подготовки и квалификации лиц, их реализующих. Возникло противоречие между все возрастающими требованиями к этой категории служащих и отсутствием признания управления образовательными организациями как самостоятельной профессии, чему препятствует и внедрение однозначно понимаемых, нормативно закрепленных требований к ним. Внедрение профессиональных стандартов, определяющих требования к профессиональной компетенции и уровню квалификации управленцев, будет способствовать четкости определения прав и обязанностей руководителей общеобразовательных организаций, а также сделает их деятельность прозрачной для общества и защитит от субъективизма оценочных суждений. В статье проводится обоснование необходимости применения требований к уровню профессионализма и результативности работы таких управленцев, закрепленных в разработанном, но не вступившем в силу профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации». Проводится детальное сравнение данного документа с уже действующим стандартом «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», доказывается возможность и необходимость его применения до утверждения профильного профессионального стандарта. Внедрение стандарта руководителя образовательной организации приведет к определению и закреплению социального статуса профессии «руководитель образовательной организации».




В условиях быстро меняющейся реальности изменяются требования населения, потребителей образовательных услуг к деятельности образовательной организации. Меняются и требования к ее административному персоналу. Ключевой фигурой в развитии инновационных процессов становится руководитель образовательной организации, от его квалификации и умения сформировать команду единомышленников зависит развитие школы. Но сегодня многие руководители, не учитывая растущие требования экономики и перемены в общественном сознании, предпочитают строить свою работу в привычном режиме «ручного управления», основываясь на собственной интуиции и давно сложившихся традициях [14].

Питер Друкер, считающийся одним из столпов современного менеджмента, на основании результатов многолетних эмпирических исследований пришел к неожиданному выводу: оказывается, прекрасные специалисты в своем деле, так сказать, крепкие профессионалы, не часто становятся хорошими руководителями. Ведь управление — это вид профессиональной деятельности, требующий определенных умений и навыков, а также особых профессиональных знаний и лидерских качеств [3]. Подтверждением этого является и формирование директорского корпуса школ, значительная часть которого имеет только педагогическое образование и не обладает тем стилем мышления, который необходим для управления образовательной организацией в условиях динамичных изменений. Эта проблема отражается и в выводах Минтруда РФ, отмечающего, что абсолютное большинство нарушений трудового законодательства приходится на образовательные организации. Итогом этого является массовое недовольство всех участников образовательного процесса, которое регулярно выливается на страницы средств массовой информации. Недостаточно высокий уровень квалификации управленческого корпуса в образовании не позволяет реализовать и национальный проект «Образование», в котором цель сформулирована так: «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [9, с. 1].

Развивающаяся школа нуждается в формировании нового поколения руководителей, обладающих соответствующей подготовкой и способностями к эффективному осуществлению управленческих функций, а также высоким уровнем профессионализма.

Рассмотрим вопрос о трактовке профессионализма и о понятии «профессионал».

В результате исторически сложившихся форм разделения труда появилась потребность в особого рода специалистах для выполнения отдельных, не похожих на другие видов работы, отделенной от профессиональной деятельности специалистов, работающих в той или иной организации [1]. Возникает вопрос о том, можно ли этих людей называть профессионалами. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к трудам Е. А. Смирнова, В. Г. Зазыкина, которые сформулировали определение профессионала следующим образом: «Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно ориентированный на саморазвитие и самосовершенствование, на большие личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение, движущийся к профессиональному АКМЕ» [4, с. 7].

Список литературы

1. 1. Avdeeva I. O. Professionalism: Genesis and Categorical Analysis // Modern Research of Social Problems 2013 10 (30). [Avdeeva I.O. Professionalizm: genezis i kategorial’nyj analiz // Sovremennye issledovanija social’nyh problem 2013 10(30)] // Russian J
2. 2. Angelovskij A. A. Analysis of the concepts of profession, professional consciousness, professional activity, professionalism // Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2010. № 5(2), P. 306–315. [Angelovskij A. A. An
3. 3. Draft Order of the Ministry of Labor of Russia «On Approving the Professional Standard of the Head of an Educational Organization (Education Management)» (as of 01.10.2013) (prepared by the Ministry of Labor of Russia) [Proekt Prikaza Mintruda Rossii «
4. 4. Druker P. Management. 21st Century Challenges Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2012. 256 p. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2012. [Menedzhment. Vyzovy XXI veka. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2012.] — (in Rus).
5. 5. Filippov V. M. Efremov A. P. Professional standard of the head of an educational organization // Additional professional education in the country and the world. 2013. № 4. P. 29-31. [Filippov V. M. Efremov A. P. Dopolnitel’noe professional’noe obrazova
6. 6. Il’kovskaja I.M. Professional competence of the head of an educational organization: definition and features // Bulletin of the Saratov State Technical University 2014 no. 1 (74). P. 127-131. [Il’kovskaja I. M. Professional’naja kompetentnost’ rukovodi
7. 7. Kolesnikova I. A. Pedagogical design. Moscow: Academy Publishing Center, 2005. [Pedagogicheskoe proektirovanie. Moskva: Izdatel’skij centr «Akademija». 2005.] — (in Rus).
8. 8. Lejbovich A. N., Voloshina I. A., Novikov P. N., Zuev V. M. Development and application of professional standards: vocabulary reference. Moscow: Pen, 2014. [Lejbovich A. N., Voloshina I. A., Novikov P. N., Zuev V. M. Razrabotka i primenenie professiona
9. 9. Macarenko T. N., Kljuchevye kompetencii rukovoditelej obrazovatel’nyh or-ganizacij [Macarenko T. N. Key competencies of heads of educational organizations] [electronic resource] // Docplayer URL: <a href="https://docplayer.ru/" target="_blank">https://docplayer.ru/</a> (accessed 18.10. 2018) — (in Rus).
10. 10. National project “Education” [Nacional’nyj proekt «Obrazovanie»] // Strategy 24. URL: <a href="https://strategy24.ru/" target="_blank">https://strategy24.ru/</a> (accessed 15.03.2019) — (in Rus).
11. 11. National qualifications framework of the Russian Federation: Recommendations / O. F. Batrova, V. I. Blinov, I. A. Voloshina et al. Moscow: Federal Institute for the Development of Education, 2008. [Nacional’naja ramka kvalifikacij Rossijskoj Federacii
12. 12. On amendments to the Labor Code of the Russian Federation and Art. 11 and 73 of the Federal Law “On Education in the Russian Federation”: Federal Law dated 02.05.2015 No. 122-ФЗ. [O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i st. 11 i
13. 13. On an independent assessment of qualifications: Federal Law of July 3, 2016 N 238-ФЗ. [O nezavisimoj ocenke kvalifikacii: Federal’nyj zakon ot 3 ijulja 2016 g. N 238-FZ] [electronic resource] // Consultant Plus URL: <a href="http://www.consultant.ru" target="_blank">http://www.consultant.ru</a> (accessed
14. 14. On the approval of skill levels in order to develop draft professional standards. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of April 12, 2013 N 148н [Ob utverzhdenii urovnej kvalifikacii v celjah razrabotki proekto
15. 15. On the Rules for the development and approval of professional standards» (as amended and amended): Decree of the Government of the Russian Federation of January 22, 2013 N 23 [O Pravilah razrabotki i utverzhdenija professional’nyh standartov» (s ispra
16. 16. Professional standard «Head of a commercial (non-commercial) organization») [Professional’nyj standart «Rukovoditel’ kommercheskoj (nekommercheskoj) organizacii»)] [electronic resource] // Consultant Plus URL: <a href="http://www.consultant.ru/" target="_blank">http://www.consultant.ru/</a> (accessed 25.07
17. 17. Shherbakov A. I. Total labor productivity and the basis of its state regulation Moscow: Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation Press. 2004. [Shherbakov A.I. Sovokupnaja proizvoditel’nost’ truda i osnovy
18. 18. Sociological dictionary. Kazan: Kazan University Press 1997. [Sociologicheskij slovar’. Kazan: Izdatel’stvo Kazanskogo universitetata 1997.] — (in Rus).
19. 19. Socio-psychological portrait of an engineer. Moscow. 1977. [Social’no-psihologicheskij portret inzhenera. Moskva. 1977.] — (in Rus).
20. 20. Yakovleva N. A. Methodological basis for the development of a manager’s professional culture // Scientific Herald of the Ural Academy of Public Administration: Political Science, Economics, Sociology, Law. 2011. № 1(14). P. 94-97. [Yakovleva N. A. Met
21. О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов (с исправлениями и изменениями): Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> <a href="http://www.consultant.ru/" target="_blank">http://www.consultant.ru/</a> (дата обращения: 19.03.2
22. Ангеловский А. А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм / А. А. Ангеловский // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — № 5. — С. 306–315.
23. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века / П. Друкер. — М. : МИФ, 2012. 4. Ильковская И. М. Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и особенности / И. М. Ильковская // Вестник Саратовского государственного тех
24. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова ; под ред. И. А. Колесниковой. — М. : Академия, 2005.
25. Лейбович А. Н. Разработка и применение профессиональных стандартов : словарносправочное пособие / А. Н. Лейбович, И. А. Волошина, П. Н. Новиков и др. — М. : Перо, 2014.
26. Мацаренко Т. Н. Ключевые компетенции руководителей образовательных организаций [Электронный ресурс] / Т. Н. Мацаренко // Docplayer. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> docplayer.ru (дата обращения: 18.10.2018).
27. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина и др. — М. : Федеральный институт развития образования, 2008.
28. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Стратегия24. — Режим доступа: <a href="https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie" target="_blank">https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie</a> (дата обращения: 15.03.2019).
29. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и ст. 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> <a href="http://www.consultant." target="_blank">http://www.consultant.</a> ru (д
30. О независимой оценке квалификации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.consultant.ru" target="_blank">http://www.consultant.ru</a> (дата обращения: 03.11.2017).
31. Авдеева И. О. Профессионализм: генезис и категориальный анализ [Электронный ресурс] / И. О. Авдеева // Современные исследования социальных проблем // Russian Journal of Education and Psychology. — 2013. — № 10 (30). — Режим доступа: <a href="http://journal-s.or" target="_blank">http://journal-s.or</a>
32. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://http://www.consultant.ru" target="_blank">http://http://www.consultant.ru</a> (дата обра
33. Проект приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования)» (по состоянию на 01.10.2013) (подготовлен Минтрудом России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ht
34. Профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://http://www.consultant.ru" target="_blank">http://http://www.consultant.ru</a> (дата обращения: 27.07.2017).
35. Социально-психологический портрет инженера / под ред. В. А. Ядова. — М., 1977. 17. Социологический словарь / Б. С. Тернер, Н. Аберкромби, С. Хилл ; пер. с англ. — Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1997.
36. Филиппов В. М. Профстандарт руководителя образовательной организации / В. М. Филиппов, А. П. Ефремов // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2013. — № 4. — С. 29–31.
37. Щербаков А. И. Совокупная производительность труда и основы ее государственного регулирования / А. И. Щербаков. — М. : Издательство РАГС, 2004.
38. Яковлева Н. А. Методологические основы развития профессиональной культуры менеджера / Н. А. Яковлева // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — 2011. — № 1 (14). — С. 94–97.

Остальные статьи