Институционализация профессии «руководитель образовательной организации»
Аннотация
Изменения в трудовом законодательстве означают единство требований к специалистам, основанное на внедрении профессиональных стандартов, определяющих обобщенные трудовые функции и иные характеристики, необходимые для подготовки, отбора и оценки эффективности специалиста. Но профессиональные стандарты для такой категории работников, как руководители общеобразовательных организаций, до сих пор не утверждены. Цель статьи — показать оптимальные подходы к разработке и способы реализации профессиональных стандартов для руководителей образовательных организаций. В сфере осуществления функций по управлению образовательными организациями давно уже существует практика рассмотрения этой деятельности с позиций менеджмента, но отсутствуют однозначно понимаемые требования к уровню профессиональной подготовки и квалификации лиц, их реализующих. Возникло противоречие между все возрастающими требованиями к этой категории служащих и отсутствием признания управления образовательными организациями как самостоятельной профессии, чему препятствует и внедрение однозначно понимаемых, нормативно закрепленных требований к ним. Внедрение профессиональных стандартов, определяющих требования к профессиональной компетенции и уровню квалификации управленцев, будет способствовать четкости определения прав и обязанностей руководителей общеобразовательных организаций, а также сделает их деятельность прозрачной для общества и защитит от субъективизма оценочных суждений. В статье проводится обоснование необходимости применения требований к уровню профессионализма и результативности работы таких управленцев, закрепленных в разработанном, но не вступившем в силу профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации». Проводится детальное сравнение данного документа с уже действующим стандартом «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», доказывается возможность и необходимость его применения до утверждения профильного профессионального стандарта. Внедрение стандарта руководителя образовательной организации приведет к определению и закреплению социального статуса профессии «руководитель образовательной организации».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2022 |
Страницы | 62-74 |
УДК | 37.08 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_2_62 |
В условиях быстро меняющейся реальности изменяются требования населения, потребителей образовательных услуг к деятельности образовательной организации. Меняются и требования к ее административному персоналу. Ключевой фигурой в развитии инновационных процессов становится руководитель образовательной организации, от его квалификации и умения сформировать команду единомышленников зависит развитие школы. Но сегодня многие руководители, не учитывая растущие требования экономики и перемены в общественном сознании, предпочитают строить свою работу в привычном режиме «ручного управления», основываясь на собственной интуиции и давно сложившихся традициях [14].
Питер Друкер, считающийся одним из столпов современного менеджмента, на основании результатов многолетних эмпирических исследований пришел к неожиданному выводу: оказывается, прекрасные специалисты в своем деле, так сказать, крепкие профессионалы, не часто становятся хорошими руководителями. Ведь управление — это вид профессиональной деятельности, требующий определенных умений и навыков, а также особых профессиональных знаний и лидерских качеств [3]. Подтверждением этого является и формирование директорского корпуса школ, значительная часть которого имеет только педагогическое образование и не обладает тем стилем мышления, который необходим для управления образовательной организацией в условиях динамичных изменений. Эта проблема отражается и в выводах Минтруда РФ, отмечающего, что абсолютное большинство нарушений трудового законодательства приходится на образовательные организации. Итогом этого является массовое недовольство всех участников образовательного процесса, которое регулярно выливается на страницы средств массовой информации. Недостаточно высокий уровень квалификации управленческого корпуса в образовании не позволяет реализовать и национальный проект «Образование», в котором цель сформулирована так: «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [9, с. 1].
Развивающаяся школа нуждается в формировании нового поколения руководителей, обладающих соответствующей подготовкой и способностями к эффективному осуществлению управленческих функций, а также высоким уровнем профессионализма.
Рассмотрим вопрос о трактовке профессионализма и о понятии «профессионал».
В результате исторически сложившихся форм разделения труда появилась потребность в особого рода специалистах для выполнения отдельных, не похожих на другие видов работы, отделенной от профессиональной деятельности специалистов, работающих в той или иной организации [1]. Возникает вопрос о том, можно ли этих людей называть профессионалами. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к трудам Е. А. Смирнова, В. Г. Зазыкина, которые сформулировали определение профессионала следующим образом: «Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно ориентированный на саморазвитие и самосовершенствование, на большие личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение, движущийся к профессиональному АКМЕ» [4, с. 7].