Дата публикации: 01.04.2022

Институциональные факторы социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительно-исторического изучения роли институциональных факторов образования в содержании социальной ситуации развития советских и современных младших школьников. В качестве объективного компонента социальной ситуации развития школьников рассматривались соответствующие историческому периоду законы об образовании, регламентирующие взаимоотношения семьи и школы. Параметрами субъективного компонента социальной ситуации развития выступали мотивационные предпочтения, самооценка и уровень притязаний, тревожность младших школьников. Показано, что модальность институциональных факторов оказывает существенное влияние как на саму образовательную среду, так и на отношение ребенка к новой для него системе общественных отношений.




Введение

Особенности взаимодействия семьи и школы как базовых институтов социализации образуют один из важных объективных компонентов социальной ситуации развития ребенка. Нормативное, законодательное регулирование их отношений во многом определяет качественные параметры образовательной среды в конкретный исторический период.

Так, например, действовавший в СССР «Закон о народном образовании» (в редакции 1973–1985 годов) регламентировал отношения учебного заведения и родителей ребенка как систему обязательных для выполнения требований к семье, дополненных правом родителей на участие в общественной жизни школы (ст. 64–65). Принятый в 2012 году и ныне действующий Закон «Об образовании в Российской Федерации» институционально закрепил принципиально новую для нашей страны модель отношений государственной системы образования и семьи учащегося, перейдя от схемы «родители помогают школе учить и воспитывать детей» к позиции «школа помогает родителям обучать и воспитывать их детей» [5]. Статья 44 Закона РФ об образовании подчеркивает приоритет родителей в выборе образовательной среды, образовательного маршрута, принятии решений относительно мер воспитательного воздействия или помощи ребенку.

Как известно, законодательный акт фиксирует и юридически закрепляет реальные изменения, произошедшие в той или иной сфере общественной жизни, а его последующая реализация позволяет усилить и полнее реализовать обозначенные в нем социальные тенденции. Принятие нового закона об образовании в полной мере отражает сложившуюся в постсоветской России практику активного участия семьи в образовательном процессе. Такая трансформация системы государственного образования обусловлена сложными социально-экономическими процессами, вызванными информационно-технологическими и политическими переменами, характерными для постиндустриального этапа общественного развития.

Сегодня говорят об изменении архитектуры социальной политики государства, направленной на сужение сферы государственной поддержки и ослабление патерналистских установок граждан [11]. Если в индустриальную эпоху государство активно поддерживало работающую мать, практически присваивая себе ее ответственность за воспитание детей, то постиндустриальная цифровая экономика ведет к заметному сокращению трудовой занятости населения, прежде всего женщин [3; 23], и тем самым «возвращает» матери ее прямые обязанности. Различного рода монетарные поддержки и льготы семьям с детьми призваны повысить социальную привлекательность материнства, сделать воспитание и образование детей значимой областью самореализации. Усилия и ресурсы семьи, направляемые на воспитание и обучение своих детей, ее временны́е, материальные и эмоциональные затраты выступают сегодня социально одобряемыми признаками «правильного» родительства.

Список литературы

1. Панкратова А. А. Изменение ценностей детей и взрослых в современной России (1992–2009) [Электронный ресурс] / А. А. Панкратова // Психологические исследования: электрон. науч. журн.
2. The Association Between Overparenting, Parent-Child Communication, and Entitlement and Adaptive Traits in Adult Children / C. Segrin et al. // Family Relations. — 2012. — Vol. 61, Nо. 2. — P. 237–252. — DOI: 10.1111/j.1741-3729.2011.00689.x
3. Nelson L. J. Is hovering smothering or loving? An examination of parental warmth as a moderator of relations between helicopter parenting and emerging adults’ indices of adjustment / L. J. Nelson, L. M. Padilla-Walker, M. G. Nielson // Emerging Adulth
4. Intensive Parenting: Does it Have the Desired Impact on Child Outcomes? / H. H. Schiffrin et al. // Journal of Child and Family Studies. — 2015. — Vol. 24, No. 8. — P. 2322–2331. — DOI: 10.1007/s10826-014-0035-0
5. Hays S. The Cultural Contradictions of Motherhood / S. Hays. — Yale : University Press, Yale, 1996. — P. 21–23.
6. Burke T. J. Young adult and parent perceptions of facilitation: Associations with overparenting, family functioning, and student adjustment / T. J. Burke, C. Segrin, K. L. Farris // Journal of Family Communication. — 2018. — Vol. 18, No. 3. — P. 233–2
7. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. — М. : Наука, 1977. — 144 с.
8. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества / А. Турен // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. — М. : Прогресс, 1986. — С. 410–430.
9. Сайко В. Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст / В. Д. Сайко // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 67–74.
10. Прохорова А. А. Зарубежные исследования сверхвключенного типа родительства («overparenting») [Электронный ресурс] / А. А. Прохорова // Современная зарубежная психология. — 2019. — Т. 8, № 4. — С. 16–24. — DOI: 10.17759/jmfp.2019080402
11. Прихожан А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2005. — 400 с.
12. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2007. — 192 с.
13. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. — М. : ПЭБ, 2007. — 56 с.
14. — Режим доступа: <a href="http://psystudy.ru/num/2011n1-15/" target="_blank">http://psystudy.ru/num/2011n1-15/</a> 438-pankratova15 (дата обращения: 20.03.2021).
15. — №1 (15).
16. — 2011.
17. Акинкина Я. М. Понятие «интенсивного родительства» в зарубежной литературе [Электронный ресурс] / Я. М. Акинкина // Современная зарубежная психология. — 2020. — Т. 9, № 2. — С. 117–122. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090210" target="_blank">https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090210</a>
18. Окольская Л. А. Индивидуалистические и социально ориентированные родительские ценности в российских регионах [Электронный ресурс] / Л. А. Окольская // Социологические исследования. — 2020. — № 7. — С. 93–105. — DOI: 10.31857/S013216250009298-0
19. Марцинковская Т. Д. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение / Т. Д.Марцинковская, Н. С. Полева // Мир психологии. — 2017. — №1 (89). — С. 24–37.
20. Магун В. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян / В. Магун, М. Руднев, П. Шмидт // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. — 2015. — № 3–4 (121). — С. 74–93.
21. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — СПб. : Питер, 2009. — 500 с.
22. Липкина А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. — М. : Знание, 1976. — 64 с.
23. Кормщиков Д. А. К какой модели социальной политики стремится Россия? / Д. А. Кормщиков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2014. — № 1 (2). — С. 439–444.
24. Карабанова О. А. «Социальная ситуация развития» в современной психологии / О. А. Карабанова // Методология и история психологии. — 2007. — Т. 2. — Вып. 4. — С. 40–56.
25. Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. — 1980. — № 4. — С. 90–99.
26. Захарова А. В. Генезис самооценки / А. В. Захарова. — Тула : Изд-во Тульск. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1998. — 135 с.
27. Данилова Е. Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребенка: опыт сравнительного исследования [Электронный ресурс] / Е. Е. Данилова // Вестник Мининского университета. — 2019. — Т. 7, № 2. — 10 с. — DOI: 10.26795/2
28. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М. : Юрайт, 2020. — 160 с.
29. Бонкало Т. И. Закономерности и механизмы социально-психологического патернализма (на примере патернальных отношений школы и семьи) : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Т. И. Бонкало. — М., 2011. — 50 с.
30. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб. : Питер, 2008. — 400 с.
31. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл ; пер. с англ. ; под ред. В. Л. Иноземцева. — М. : Akademia, 2004. — 944 с.
32. Андреева А. Д. Образование детей как смысловая основа родительских практик в постиндустриальном обществе [Электронный ресурс] / А. Д. Андреева // Матер. II Междунар. науч.-практ. конф. «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» (

Остальные статьи