Институциональные факторы социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста
Аннотация
В статье представлены результаты сравнительно-исторического изучения роли институциональных факторов образования в содержании социальной ситуации развития советских и современных младших школьников. В качестве объективного компонента социальной ситуации развития школьников рассматривались соответствующие историческому периоду законы об образовании, регламентирующие взаимоотношения семьи и школы. Параметрами субъективного компонента социальной ситуации развития выступали мотивационные предпочтения, самооценка и уровень притязаний, тревожность младших школьников. Показано, что модальность институциональных факторов оказывает существенное влияние как на саму образовательную среду, так и на отношение ребенка к новой для него системе общественных отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2022 |
Страницы | 39-52 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_2_39 |
Введение
Особенности взаимодействия семьи и школы как базовых институтов социализации образуют один из важных объективных компонентов социальной ситуации развития ребенка. Нормативное, законодательное регулирование их отношений во многом определяет качественные параметры образовательной среды в конкретный исторический период.
Так, например, действовавший в СССР «Закон о народном образовании» (в редакции 1973–1985 годов) регламентировал отношения учебного заведения и родителей ребенка как систему обязательных для выполнения требований к семье, дополненных правом родителей на участие в общественной жизни школы (ст. 64–65). Принятый в 2012 году и ныне действующий Закон «Об образовании в Российской Федерации» институционально закрепил принципиально новую для нашей страны модель отношений государственной системы образования и семьи учащегося, перейдя от схемы «родители помогают школе учить и воспитывать детей» к позиции «школа помогает родителям обучать и воспитывать их детей» [5]. Статья 44 Закона РФ об образовании подчеркивает приоритет родителей в выборе образовательной среды, образовательного маршрута, принятии решений относительно мер воспитательного воздействия или помощи ребенку.
Как известно, законодательный акт фиксирует и юридически закрепляет реальные изменения, произошедшие в той или иной сфере общественной жизни, а его последующая реализация позволяет усилить и полнее реализовать обозначенные в нем социальные тенденции. Принятие нового закона об образовании в полной мере отражает сложившуюся в постсоветской России практику активного участия семьи в образовательном процессе. Такая трансформация системы государственного образования обусловлена сложными социально-экономическими процессами, вызванными информационно-технологическими и политическими переменами, характерными для постиндустриального этапа общественного развития.
Сегодня говорят об изменении архитектуры социальной политики государства, направленной на сужение сферы государственной поддержки и ослабление патерналистских установок граждан [11]. Если в индустриальную эпоху государство активно поддерживало работающую мать, практически присваивая себе ее ответственность за воспитание детей, то постиндустриальная цифровая экономика ведет к заметному сокращению трудовой занятости населения, прежде всего женщин [3; 23], и тем самым «возвращает» матери ее прямые обязанности. Различного рода монетарные поддержки и льготы семьям с детьми призваны повысить социальную привлекательность материнства, сделать воспитание и образование детей значимой областью самореализации. Усилия и ресурсы семьи, направляемые на воспитание и обучение своих детей, ее временны́е, материальные и эмоциональные затраты выступают сегодня социально одобряемыми признаками «правильного» родительства.