Дата публикации: 01.04.2022

Определение границ феномена базовой психологической потребности в принадлежности

Аннотация

Статья посвящена уточнению понятия «принадлежность» и определению границ феномена. С этой целью были проведены два исследования: фокус-группа и полевой опрос. Результаты фокус-группы показали, что больший процент респондентов понимают под принадлежностью включение в группу. Вместе с этим были выявлены еще несколько представлений о принадлежности: вовлеченность — отчужденность, ощущение полноты и целостности — пустота. Полевой опрос подтвердил полученные данные: большинство ответов связаны с пониманием принадлежности как причастности в группе, однако имелись ответы, описывающие принадлежность как причастность к группе — отчужденность и как близость — зависимость. Последующий теоретический анализ был направлен на описание взаимосвязи принадлежности со смежными феноменами. такими как социальная идентичность, эго-идентичность, привязанность, зависимость и социальная эксклюзия.




Потребность в принадлежности является одной из базовых психологических потребностей человека [39] и диагностируется с помощью одной из шкал одноименного опросника [33]. Адаптация опросника на русский язык [21] показала, что шкала принадлежности, в отличие от шкал автономии и компетентности, имеет наибольшую дисперсию и сравнительно низкие показатели ретестовой надежности (корреляция шкал «автономия» при первом опросе со шкалой «автономия» при втором опросе равна r = 0,725 при p ≤ 0,01; корреляция шкалы «компетентность» при первом и втором опросе равна r = 0,882 при p ≤ 0,01; корреляция шкал «принадлежность» при первом и втором опросе равна r = 0,428 при p ≤ 0,05). Причиной этому, на наш взгляд,  является недостаточное внимание, уделяемое потребности в принадлежности на этапе создания как опросника, так и теории в целом. Так, в основе теории базовых психологических потребностей лежат эмпирические исследования влияния автономии на внутреннюю мотивацию и слабую включенность в окружающую реальность [32; 34].

Таким образом, границы феномена принадлежности, предложенного в теории самодетерминации, не были выделены должным образом и нуждаются в прояснении. Именно поэтому целью данной работы является поиск границ феномена для последующего уточнения инструментария.

Наше поисковое исследование проходило в два этапа. На первом этапе была проведена фокус-группа, направленная на понимание феноменологии, заложенной в шкале «принадлежность» общей шкалы удовлетворения базовых психологических потребностей, и сужение границ нашего поиска. Второй этап был посвящен уточнению полученных результатов на большой выборке и проводился методом опроса. В фокус-группе приняли участие 7 человек (трое мужчин и четыре женщины в возрасте от 18 до 20 лет). Респонденты являлись студентами Московского психолого-социального университета и обучались на 1–4-м курсах юридического и экономического факультетов. Причем группы составлялись таким образом, чтобы студенты не были знакомы между собой.

Второй этап исследования, опрос, проводился на выборке из 53 человек в возрасте от 21 до 49 лет (32 женщины, 21 мужчина).

Проведение фокус-группы

Список литературы

1. Gagné M. The role of autonomy support and autonomy orientation in prosocial behavior engagement / M. Gagné // Motivation and Emotion. — 2003. — Vol. 27. — P. 199–223.
2. Токарева Ю. А. Структурно-функциональный анализ отношения к другому при пограничном личностном расстройстве / Ю. А. Токарева, О. А. Потапов, В. А. Якушева. Сб. статей Междунар. научн.-практич. конф. «Актуальные вопросы современной науки и образования»
3. Фромм Э. Искусство любить / Э. Фромм ; пер. с англ. Л. В. Трубицыной, А. В. Ярхо и А. С. Соловейчика. — 2-е изд. — СПб. : Азбука-классика, 2004 (ГПП Печ. Двор). — 219, [2] с.; 18 см.
4. Хмелев Е. А. Исследование роли фрустрации базисных потребностей в развитии аддиктивного поведения у девочек-подростков / Е. А. Хмелев, В. В. Ветюгов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2006. — № 1.
5. Шматкова И. В. Нарушения привязанности как предпосылка созависимого поведения / И. В. Шматкова. Межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием «Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов» / редкол. В. И. Кочурк
6. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис / Э. Г. Эриксон. — М. : Флинта и др., 2006. 27. Blatt S. J. Levels of object representation in anaclitic and introjective depression / S. J. Blatt // Psychoanalytic Study of the Child. — 1974. — Vol. 29. — P
7. Blatt S. J. Relatedness and self definition: A dialectic model of personality development / S. J. Blatt, R. B. Blass. — In G. G. Noam & K. W., 1996.
8. Burke P. Identity and Social Structure: The 2003 Cooley-Mead Award Address / P. Burke // Social Psychology Quarterly. — 2004. — Vol. 67. — P. 5–15. — DOI: 10.1177/019027250406700103
9. Eisenberg N. I. Meta-analytic evidences for the role of cingulate cortex in social pain / N. I. Eisenberg. — Oxford University Press, 2014. — P. 1–2.
10. Eisenberger N. Social Pain and the Brain: Controversies, Questions, and Where to go from Here / N. Eisenberger // Annual Review of Psychology. — 2015. — Vol. 66. — P. 601–629.
11. Frodi A. Correlates of mastery-related behavior: A short-term longitudinal study of infants in their second year / A. Frodi, L. Bridges, W. Grolnick // Child development. — 1985. — Vol. 56. — P. 1291–1298.
12. Gagné M. Self-determination theory and work motivation / M. Gagné, E. L. Deci // Journal of Organizational Behavior. — 2005. — Vol. 26 (4). — P. 331–362.
13. Суворова И. Ю. Адаптация общей шкалы удовлетворения базовых психологических потребностей Э. Деси и Р. Райана / И. Ю. Суворова, А. А. Бабий, Н. В. Корзун // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 1–2. — С. 55–66.
14. Hogg M. A. Uncertainty identity theory / M. A. Hogg // Advances in experimental social psychology. — 2007. — Vol. 39. — Р. 69–126.
15. Kroger J. The identity statuses: Origins, meanings, and interpretations / J. Kroger, J.E. Marcia // Handbook of identity theory and research. — Springer, New York, N. Y., 2011. — P. 31–53.
16. Landa S. Crittenden’s dynamic-maturational model of attachment and adaptation / S. Landa, R. Duschinsky / Review of General Psychology. — 2013. — Vol. 17, No. 3. — Р. 326–338.
17. Levy T. M. Attachment disorder as an antecedent to violence and antisocial patterns in children / T. M. Levy, M. Orlans // Handbook of attachment interventions. – Academic Press, 2001. — Р. 1–26.
18. Ryan R. M. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness / R. M. Ryan, E. L. Deci. — New York : Guilford Publishing, 2017.
19. Sen A. Social Exclusion: Concept, Application, and Scrutiny / A. Sen. — Manila, 2000. 41. Shahar G. et al. Interpersonal relatedness, self-definition, and their motivational orientation during adolescence: A theorical and empirical integration / G. Sh
20. Stryker S. Self, identity, and social movements / S. Stryker, T. J. Owens, R. W. White (ed.). — U of Minnesota Press, 2000. — Vol. 13.
21. Tajfel H. Human groups and social categories. Studies in social psychology / H. Tajfel. — Cambridge : University Press, 1981. — 369 p.
22. Tajfel H. Social psychology of intergroup relations / H. Tajfel // Annual review of psychology. — 1982. — Vol. 33, No. 1. — Р. 1–39.
23. Williams P. Isolation / P. Williams // Psychoanalytic Dialogues. — 2019. — Vol. 29, No. 1. — P. 1–12.
24. Winnicott D. W. Dependence in infant care, in child care, and in the psycho-analytic setting / D. W. Winnicott // International Journal of Psycho-Analysis. — 1963. — Vol. 44. — P. 339–344.
25. Никитская М. Г. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век / М. Г. Никитская, Н. Н. Толстых // Современная зарубежная психология. — 2018. — Т. 7, № 2. — С. 100–113.
26. Авдуевская Е. П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности / Е. П. Авдуевская // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. — С. 144–150.
27. Баева Л. В. Дихотомии человеческого существования и механизмы бегства от свободы в трудах Э. Фромма / Л. В. Баева, О. Ю. Радченко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2013. — № 4. — С. 175–182.
28. Бойкина Е. Э. Остракизм и родственные феномены: обзор зарубежных исследований / Е. Э. Бойкина // Психология и право. — 2019. — Т. 9, № 3. — С. 127–140.
29. Бриш К. Теория привязанности и воспитание счастливых людей / К. Бриш ; пер. с нем. О. Попова, О. Пономаренко. — 3-е изд. – М. : Теревинф, 2016. — 208 с. ; 21 см. — (SAFE).
30. Бурменская Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Г. В. Бурменская // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2009. — № 4. — С. 17–31.
31. Гантрип Г. Шизоидные явления, объектные отношения и самость / пер. с англ. В. В. Старовойтов. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2010. — 672 с.
32. Иванов Д. И. Конструирование идентичности и объектные отношения [Электронный ресурс] / Д. И. Иванов // II Междунар. конф. по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка : сб. материалов (Москва, 5–7 ноября 20
33. Ислямова З. Р. Исследование созависимого поведения у крымско-татарских женщин с завершенным и незавершенным процессом сепарации / З. Р. Ислямова // Мир народов. Серия: Наука и практика. — 2017. — № 4. — С. 4.
34. Кадыров Р. В. Психологические последствия ранней детской травмы: обзор зарубежных исследований / Р. В. Кадыров, В. В. Венгер. Сб. науч. статей X Междунар. науч.-практ. конф. «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности».
35. Кернберг О. Ф. Отношения любви: норма и патология / О. Ф. Кернберг. — М. : Класс, 2000. — С. 13–15.
36. Малер М. С. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация / М. С. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман ; пер. с агл. – М. : Когито-Центр, 2018.
37. Авдеева Н. Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы / Н. Н. Авдеева // Современная зарубежная психология. — 2017. — Т. 6, № 2. — С. 7–14.
38. Обидина
39. Т. В. Эго-идентичность представителей
40. юношеского
41. возраста в контексте киберсоциализации / Т. В. Обидина // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 7–2. — С. 149–150.
42. Пупырева Е. В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте : дис. … канд. психол. наук / Е. В. Пупырева. — М., 2007.
43. Смородина М. С. Аномия общества и самоубийства / М. С. Смородина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2006. — № 2. — С. 140.
44. Солдатова Е. Л. Связь эго-идентичности и личностной зрелости / Е. Л. Солдатова, И. А. Шляпникова // Психология. Психофизиология. — 2015. — Т. 8, № 1. — С. 29–33.
45. Степанова Е. Социальная эксклюзия заключенных и экс-заключенных в России / Е. Степанова, М. Ефлова // Власть. — 2012. — № 1.
46. Суворова И. Ю. Нарушение структуры социальной идентичности в результате социальной эксклюзии / И. Ю. Суворова // Social Psychology & Society. — 2016. — Т. 7, № 4.
47. Суворова И. Ю. Разработка пробной версии опросника на определение переживания исключения из социальной системы / И. Ю. Суворова // Социальная психология и общество. — 2016. — Т. 7, № 4. — С. 132–146.

Остальные статьи