Дата публикации: 01.04.2022

Анализ проблемы одиночества в культурно-исторической традиции

Аннотация

Обсуждаются различные подходы к исследованию одиночества в психологии, среди которых особо выделен культурно-исторический подход. Соотнесены понятия одиночества и уединения. Анализируются формы представления проблемы одиночества в творчестве Ф. М. Достоевского, Т. Манна, А. П. Чехова, М. Врубеля, И. Левитана.




Одиночество — острая проблема, психологические последствия которой важны по отношению к широкому спектру проблем человека: эмоциональных, поведенческих, социальных. Исследователи феноменологии этого переживания отмечают, что одиночество вызывается не отсутствием социального окружения, но отсутствием значимого, необходимого отношения или системы отношений [31]. При этом переживание одиночества отражает дефицитарный опыт человеческих межличностных отношений [28], а также различие между реальными и желаемыми отношениями с людьми, которое ощущается очень остро и которое невозможно принять как данность [24]. Так, К. Юнг рассматривал одиночество как отсутствие или переживание отсутствия удовлетворяющего социального окружения, сопровождаемое симптомами психологического дистресса [25]. По мнению К. Роджерса, переживание одиночества порождается индивидуальным восприятием диссонанса между истинным «Я» и тем, как видят «Я» другие [29]. Таким образом, одиночество можно рассматривать в качестве субъективного переживания, которое может быть ассоциировано не с фактической изоляцией, но с дефицитарностью человеческих отношений.

Следует подчеркнуть различие смыслов понятия «одиночество». Одиночество может быть переживанием жизненной неудовлетворенности, нереализованности в социальном плане, может быть переживанием тяжкого разлада личности, господства дисгармонии, переживания кризиса «Я». Но одиночество может быть добровольным уединением, необходимым для созерцательности и экзистенциальных переживаний, а тот, кто стремится к такому уединению, не осужден испытывать одиночество как таковое [16].

Позитивное значение одиночества (уединения) отмечает Н. В. Хамитов [21]. Излагая свой необычный взгляд на природу этого переживания, он пишет, что одиночество почти всегда воспринимается нами как трагедия. Автор уверен, что человек не в силах вынести общение с собственным «Я», поэтому бегство от одиночества есть бегство от самого себя: только в одиночестве мы можем понять свое существование, обрести достоинство, это прозрение и обретение внутренней гармонии [21]. Вполне очевидно, что Н. В. Хамитов имеет в виду не переживание одиночества, а уединение как добровольный и сознательный выбор человека.

В зарубежной психологии достаточно отчетливо различаются одиночество и уединение [23; 26]. Исследователи рассматривают одиночество как эмоциональное переживание, уединение — как жизненную ситуацию. Находясь в уединении, человек совсем не обязательно испытывает одиночество. Уединение может нести как негативный, так и позитивный опыт, может выступать условием личностной рефлексии и благодаря этому условием развития личности [9].

В сравнении с переживанием одиночества проблематика уединения изучена сравнительно мало. Представители экзистенциальной традиции [27; 30] рассматривают уединение как добровольное принятие одиночества и творческую адаптацию к нему. Похожие идеи предложены в контексте культурно-исторической теории. Так, И. М. Слободчиков, опираясь на положения теории Л. С. Выготского, рассматривает одиночество как феномен, тесно связанный с развитием личности [18; 19]. Наиболее глубокий анализ одиночества как уединения осуществил Д. А. Леонтьев [10]. В его работах показано, что одиночество обеспечивает паузу, «зазор в потоке непрерывного опыта», в терминах, предложенных В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили. Тем самым оно служит для переработки накопленных впечатлений в опыт, ассимилированный личностью. В основе связи уединения с развитием личности Д. А. Леонтьев видит эффективное общение человека с самим собой, которое реализуется благодаря полифоническому способу работы человеческого сознания [10].

Список литературы

1. Слободчиков И. М. Современные исследования переживания одиночества / И. М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 3. — С. 27–35.
2. Tillich P. The Eternal Now / P. Tillich. — N. Y. : Paul Scribner’s Sons, 1963. — 103 p. 31. Weiss R. S. Loneliness: The Experience of emotional and social isolation / R. S. Weiss. — Cambridge, Mass : MIT Press, 1973. — 236 p.
3. Rogers C. R. The loneliness of contemporary man as seen in the case of “Ellen West” / C. R. Rogers // Annals of Psychotherapy. — 1961. — Vol. 3. — P. 22–27.
4. Perlman D. Towards a Social Psychology of Loneliness / D. Perlman, L. N. Peplau ; In R. Gilmour, S. Duck (Eds.), Personal Relationships. — London : Acad. Press, 1981. — P. 31–56.
5. Moustakas C. E. Loneliness and love / C. E. Moustakas. — Englewood Cliffs. — N. J. : Prentice Hall, 1972. — 146 p.
6. Long C. R. Solitude: An exploration of benefits of being alone / C. R. Long, J. R. Averill // Journal for the Theory of Social Behavior. — 2003. — Vol. 33 (1). — P. 21–44.
7. Jung C. G. The stages of life / C. G. Jung // In Collected Works. — Princeton : Princeton University Press, 2015. — Vol. 8. — P. 387–403.
8. Jong-Gierveld J. The construct of loneliness: Components and measurement. Essence: Issues in the Study of Ageing, Dying, and Death / J. Jong-Gierveld. — 1978. — Vol. 2, Nо. 4. — P. 221–237.
9. Handbook of Solitude. Psychological Perspectives on Social Isolation, Social Withdrawal, and Being Alone. — Chichester, UK : Blackwell Publishing Ltd, 2014. — 608 p.
10. Чехов А. П. Рассказы / А. П. Чехов. — М. : АСТ, Neoclassic, 2017. — 443 с.
11. Хамитов Н. В. Одиночество женское и мужское / Н. В. Хамитов. — М. : АСТ ; Торсинг,
12. Суздалев П. К. Врубель : Личность. Мировоззрение. Метод / П. К. Суздалев. — М. : Изобразительное искусство, 1984. — 478 с.
13. Слободчиков И. М. Переживание одиночества с позиций культурно-исторической психологии Л. С. Выготского / И. М. Слободчиков // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2008. — № 3. — С. 32–42.
14. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — М. : Советская Россия, 1979. — 320 с.
15. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности / В. А. Петровский. — Ростов-наДону : Изд-во РГПУ, 1993. — 66 с.
16. Манн Т. Доктор Фаустус / Т. Манн. — М. : АСТ, Neoclassic, 2016. — 640 с. 15. Ницше Ф. В. Так говорил Заратустра / Ф. В. Ницше. — М. : Эксмо, 2015. — 320 с. 16. Перлман Д. Теоретические подход к одиночеству / Д. Перлман, Л. Э. Пепло // Лабиринты одиноч
17. Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта / Т. Манн. — Собр. соч. в 10 т. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1960. — Т. 10. — С. 346–391.
18. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. — М. : Прогресс, 1992. — 416 с.
19. Лотман Ю. М. О природе искусства / Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М. : Гнозис, 1994. — С. 432–438.
20. Леонтьев Д. А. Экзистенциальный смысл одиночества / Д. А. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: Философия, психология, психотерапия. — 2011. — № 2 (19). — С. 101–108.
21. Ишанов С. А. Личностное развитие и качество уединения / С. А. Ишанов, Е. Н. Осин, В. Ю. Костенко // Культурно-историческая психология. — 2018. — Т. 14, № 1. — С. 30–40.
22. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы / Ф. М. Достоевский. — М. : Азбука, 2021. — 896 с. 8. Зинченко В. П. Возможна ли поэтическая антропология? / В. П. Зинченко — М. : Издво Российского открытого ун-та, 1994. — 44 с.
23. Домахина Н. М. «Демониана» М. Врубеля как воплощение идеи человекобога / Н. М. Домахина // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2006. — № 3. — С. 158–162.
24. Дмитриева Н. А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет / Н. А. Дмитриева. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — 519 с.
25. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва / Ф. Е. Василюк. — М. : Смысл, 2005. — 192 с. 4. Дмитриева Н. А. Послание Чехова / Н. А. Дмитриева. — М. : Прогресс-Традиция, 2007. — 368 с.
26. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М. : Искусство, 1979. — 423 с.

Остальные статьи