Слово редактора
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2022 |
Страницы | 5-6 |
Дорогие читатели нашего журнала, наши уважаемые авторы, члены редакционной коллегии и редакционного совета!
Наш журнал продолжает обновляться: в связи с утверждением новой Номенклатуры научных специальностей рубрики нашего журнала будут соответствовать новым научным специальностям, а также научным специальностям, которые образовались в результате слияния нескольких научных специальностей. Таковых специальностей, на сегодняшний день закрепленных за нашим журналом, три: 19.00.13 «Психология развития, акмеология (психологические науки)», 5.3.1 (19.00.01) «Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)» и 5.3.4 (19.00.07) «Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки)».
Как видите, основные изменения коснулись специальности 19.00.07, которая дополнена чрезвычайно актуальной проблемой цифровизации среды образования. Добавим также — цифровизации среды развития и становления личности на протяжении жизненного пути, начиная с раннего детства. Обращение к этой проблематике актуально и своевременно: в течение всего предшествующего года авторы нашего журнала постоянно обращались к этой теме в своих статьях о проблемах дистанционного обучения в высшей школе, о цифровой грамотности и онлайн-обучении в условиях пандемии, об осознании последствий цифровизации в представлениях о возможном, о влиянии дистанционного обучения на развитие личностных качеств студентов, о влиянии медиадеятельности на развитие личности подростков и многих других публикациях. Это интересная, неисчерпаемая тема, единства мнений по поводу дальнейшей цифровизации образования и развития человека быть не может, и дальнейшие публикации на эту тему станут поводом для новых актуальных проблем психологического знания.
Коснусь двух таких проблем, которые возникли в самом начале нынешнего века, но не получили окончательного разрешения в наши дни. Первая проблема касается цифровизации высшего образования. Выдающийся отечественный психолог Владимир Петрович Зинченко впервые поставил вопрос о том, насколько возможно формирование живого, личностно пережитого знания в условиях дистанционного обучения, поскольку педагог делится своим знанием (а не передает информацию), дарит, а не транслирует его, персонифицирует живое знание и обрамляет его жизненным контекстом. В настоящее время дистанционное обучение создает для этого не самые лучшие условия. Но все же оно прочно вошло в нашу жизнь, и наука не свободна от дальнейшей разработки этой проблемы.