Дата публикации: 31.12.2021

Изменения в самовосприятии подростков в условиях медиадеятельности

Аннотация

В нашем исследовании было установлено, как меняется самовосприятие подростков в процессе медиадеятельности. Также были выявлены другие эффекты развития подростков в этом процессе, а именно формирование подростковой общности как воображаемого и на этой основе реального сообщества, организация командной работы на основе самоопределения, осуществление контроля за конкретными функциями и задачами членов команды для создания итогового медиапродукта. Под медиадеятельностью мы понимаем особый вид человеческой деятельности, характеризуемый использованием специфических медиасредств и построением особого медиапространства, которым может стать любая сфера действительности. Любая деятельность, адресованная воображаемому сообществу (по Б. Андерсону), может рассматриваться как медиадеятельность. Например, создание литературного и любого другого художественного произведения, съемка ролика и т. д. Адресат для подростка неявен, он лишь в его воображении, но он должен взглянуть на себя с позиции воображаемого адресата.




Введение

В XXI веке появились новые виды деятельности, которые заостряют актуальность деятельностного подхода с опорой на его культурно-исторические основания. Это не только имеет теоретический смысл, но и позволяет иначе строить современные социальные практики на основе деятельностного подхода. В том числе практику образования. Одной из таких деятельностей является медиадеятельность. Медиадеятельность — особый вид человеческой деятельности, характеризуемый использованием специфических медиасредств и построением особого медиапространства, которым может стать любая сфера действительности. Медиадеятельность позволяет нарисовать портрет современного подростка, высвечивая психологические проблемы, возникающие, в частности, в подростковом возрасте. С этой точки зрения она является стихийно сложившимся диагностическим инструментом и не только выявляет уже существующие проблемы, но и дает возможность прогнозировать риски, которые характеризуют развитие подростков. 

Основной идеей Л. С. Выготского является идея о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования служит, по мнению Выготского, знак (слово). Источником развития, по Выготскому, выступает активное преобразование социальной среды и самого себя в ней путем включения в новые социальные ситуации развития. На основе идей Выготского во всем мире создаются культурно-образовательные проекты, в частности, «Образовательная медиадеятельность», автором которого является научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» А. И. Адамский [15]. Педагог становится практическим антропологом, работающим с детским развитием, создающим условия для развития детей в самых разных сферах за пределами школы. Как отметил В. Т. Кудрявцев в своем докладе на заседании клуба «Норма и деятельность», организованного Институтом образовательной политики «Эврика», «современный мир в целом “образователен и педагогичен”, поэтому в настоящее время говорят о процессе “расшколивания”» [13].

Процесс «врастания в культуру» для ребенка — всегда творческий. Л. С. Выготский определяет творческую деятельность как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Он рассматривает жизнь как непрерывный процесс творчества, «постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения (курсив наш. — Т. В.). Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому» [5].

Л. С. Выготский считал, что психологической основой творчества являются механизмы продуктивного воображения. Именно поэтому подлинным механизмом воображения считается смыслообразование, которое обеспечивает возможность к преобразованию, познанию и переживанию реальности окружающего мира и собственного «Я».

Список литературы

1. 1. Александр Адамский. Мы должны дать учителям, детям и родителям эффективные методики смешанного обучения [Электронный ресурс] / Александр Адамский // Вести образования. — 2020. — С. 2. — Режим доступа: <a href="https://vogazeta.ru/articles/2020/7/21/quality_" target="_blank">https://vogazeta.ru/articles/2020/7/21/quality_</a> of_
2. 2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества / Б. Андерсон. — М. : Канон-пресс-Ц ; Кучково поле, 2001. — 288 c.
3. 3. Анищенкова А. В. Социальная природа воображения в рамках межличностного общения / А. В. Анищенкова // Вестник РГГУ. — 2010. — № 17. — С. 51–64. — Серия: Психология.
4. 4. Ассоциация кинообразования и медиапедагогики. Медиаобразование в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / С. Пензин. — 2002. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.sites.google.com/site/stalpenzin/mediaobrazovanie/mediaobrazovanie-v-rossii-problemy
5. 5. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1987. — 344 с.
6. 6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : ИНТОР, 1996. — 399 с.
7. 7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1986. — 240 с.
8. 8. Запорожец А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. — М. : Изд-во Моск. психол.соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2000. — 736 с.
9. 9. Кудрявцев В. Т. Обращение как культурно-психологический феномен / В. Т. Кудрявцев, Ф. Т. Михайлов // Культурно-историческая психология. — 2021. — Т. 17, № 1. — С. 5–11.
10. 10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознания. Личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 160 с.
11. 11. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Ф. Т. Михайлов. — М. : Наука, 1990. — 222 с.
12. 12. Михайлов Ф. Т. Избранное / Ф. Т. Михайлов. — М. : Индрик, 2001. — 655 с. 13. Педагогическая наука: как менялись парадигмы? [Электронный ресурс] / О. Дашковская // Вести образования. — 2021. — С. 3. — Режим доступа: <a href="https://vogazeta.ru/" target="_blank">https://vogazeta.ru/</a> articles/2021/9
13. 14. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн. — М. : Психологическая энциклопедия, 1922. — С. 148–154.
14. 15. Через реконструкцию медиадеятельности к новой образовательной программе [Электронный ресурс] / Л. Боросгоева // Вести образования. — 2021. — С. 1 — Режим доступа: <a href="https://vogazeta.ru/articles/2021/10/11/quality_of_education/18239-cherez_rekonstruktsiy" target="_blank">https://vogazeta.ru/articles/2021/10/11/quality_of_education/18239-cherez_rekonstruktsiy</a>

Остальные статьи