Изменения в самовосприятии подростков в условиях медиадеятельности
Аннотация
В нашем исследовании было установлено, как меняется самовосприятие подростков в процессе медиадеятельности. Также были выявлены другие эффекты развития подростков в этом процессе, а именно формирование подростковой общности как воображаемого и на этой основе реального сообщества, организация командной работы на основе самоопределения, осуществление контроля за конкретными функциями и задачами членов команды для создания итогового медиапродукта. Под медиадеятельностью мы понимаем особый вид человеческой деятельности, характеризуемый использованием специфических медиасредств и построением особого медиапространства, которым может стать любая сфера действительности. Любая деятельность, адресованная воображаемому сообществу (по Б. Андерсону), может рассматриваться как медиадеятельность. Например, создание литературного и любого другого художественного произведения, съемка ролика и т. д. Адресат для подростка неявен, он лишь в его воображении, но он должен взглянуть на себя с позиции воображаемого адресата.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2022 |
Страницы | 94-100 |
УДК | 159.922.2 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_1_94 |
Введение
В XXI веке появились новые виды деятельности, которые заостряют актуальность деятельностного подхода с опорой на его культурно-исторические основания. Это не только имеет теоретический смысл, но и позволяет иначе строить современные социальные практики на основе деятельностного подхода. В том числе практику образования. Одной из таких деятельностей является медиадеятельность. Медиадеятельность — особый вид человеческой деятельности, характеризуемый использованием специфических медиасредств и построением особого медиапространства, которым может стать любая сфера действительности. Медиадеятельность позволяет нарисовать портрет современного подростка, высвечивая психологические проблемы, возникающие, в частности, в подростковом возрасте. С этой точки зрения она является стихийно сложившимся диагностическим инструментом и не только выявляет уже существующие проблемы, но и дает возможность прогнозировать риски, которые характеризуют развитие подростков.
Основной идеей Л. С. Выготского является идея о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования служит, по мнению Выготского, знак (слово). Источником развития, по Выготскому, выступает активное преобразование социальной среды и самого себя в ней путем включения в новые социальные ситуации развития. На основе идей Выготского во всем мире создаются культурно-образовательные проекты, в частности, «Образовательная медиадеятельность», автором которого является научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» А. И. Адамский [15]. Педагог становится практическим антропологом, работающим с детским развитием, создающим условия для развития детей в самых разных сферах за пределами школы. Как отметил В. Т. Кудрявцев в своем докладе на заседании клуба «Норма и деятельность», организованного Институтом образовательной политики «Эврика», «современный мир в целом “образователен и педагогичен”, поэтому в настоящее время говорят о процессе “расшколивания”» [13].
Процесс «врастания в культуру» для ребенка — всегда творческий. Л. С. Выготский определяет творческую деятельность как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Он рассматривает жизнь как непрерывный процесс творчества, «постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения (курсив наш. — Т. В.). Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому» [5].
Л. С. Выготский считал, что психологической основой творчества являются механизмы продуктивного воображения. Именно поэтому подлинным механизмом воображения считается смыслообразование, которое обеспечивает возможность к преобразованию, познанию и переживанию реальности окружающего мира и собственного «Я».