Дата публикации: 01.01.2022

Социальная ответственность как принцип взаимодействия образовательного учреждения с семьями в системе профилактики конфликтов

Аннотация

В статье рассматривается принцип социальной ответственности в контексте позиции образовательного учреждения по отношению к проблеме семейных конфликтов. Отталкиваясь от позиции Д. А. Новикова по поводу общих принципов эффективного управления образовательными системами, делаем анализ принципа формирования социальной ответственности. Представление проблемы дается в контексте сравнительного анализа целей по государственным программам развития образования на 2013–2020 и 2018–2025 годы.




В период, когда родители находятся в ситуации острого конфликта и могут как минимум не полностью выполнять родительские обязанности, а как максимум сами стать источником проблем адаптации ребенка, роль основного воспитателя вынужденно берет на себя образовательное учреждение. Однако полноценно реализовывать эту роль и связанные с ней функции возможно тогда и только тогда, когда у самого учреждения существуют согласованные внутренняя позиция и представление по отношению к категории «социальная ответственность». Единого мнения касательно того, как позиционировать себя в этом вопросе, у образовательных организаций нет, именно поэтому авторы ставят данную проблему в центр внимания.

Прежде чем определить позицию образовательного учреждения в отношении конфликтной семьи, необходимо понять, на основе каких принципов осуществляются управленческие процессы в образовательных учреждениях.

Российский ученый, специалист в области теории управления системами междисциплинарной природы, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Института проблем управления РАН Д. А. Новиков считает, что «образование является “слепком” общества, то есть отражает воззрения, установки, условия жизни в каждой стране и в каждый исторический период, охватывает всю жизнь человека от пренатального (дородового) периода до смерти... складывается из многих источников — родителей, учителей, СМИ, улицы и т. д.» [9, с. 11, 44]. Следовательно, семья, детский сад, школа, то есть любое образовательное сообщество и учреждение, являются частью образовательной системы (ОС), ее подсистемой. Всякая система может функционировать, осуществляя определенные действия по своему жизнеобеспечению. Для этого ОС должна включать в себя педагогическую, экономическую, социальную и организационную подструктуры, действующие согласованно. Описывая ОС, Новиков выделяет следующие ее свойства: это созданная человеком искусственная система для трансляции культуры; взаимодействующая с другими системами (то есть открытая); инерционная, консервативная, профессиональная, иерархическая, целенаправленная, динамичная, адаптивная, развивающаяся и т. д. Как видим, даже в этом кратком описании отражены противоречия: развитие и консерватизм; динамизм и инерция. Эта противоречивость образовательных учреждений пронизывает все подструктуры и сферы их деятельности [9, с. 76, 98–100].

В ОС наблюдаются значительные изменения, тоже амбивалентные, благодаря «…расширению степеней свободы всех субъектов управления в формулировании и реализации своих миссий, образовательных политик и стратегий, в постепенном переходе от позиции пользователя к позиции проектировщика, творца; в установлении новых связей и отношений внутри управляемого объекта и за его пределами. <…> В то же время ограничение реальных возможностей систем управления образованием прежде всего связано с непригодностью в новой ситуации прежних, привычных образцов деятельности и поведения при недостаточной сформированности новых» и т. д. [9, с. 44].

Д. А. Новиков формулирует общие принципы эффективного управления ОС, которые закладывают основы позиции образовательного учреждения (то есть одной ОС) по отношению к семье, находящейся в ситуации острого конфликта (то есть другой ОС). Всего ученым перечисляются 19 принципов: иерархии, унификации, целенаправленности, доступности, бесплатности, ответственности, невмешательства, общественно-государственного управления, саморазвития, полноты и оптимальности, регламентации управленческой деятельности, обратной связи, адекватности, оперативности, опережающего отражения, адаптивности, рациональной централизации, демократического управления, согласованного управления [9, с. 77–84].

Список литературы

1. Белов А. В. Социальная ответственность: содержание и механизмы реализации : автореф. дис. … канд. филос. наук / А. В. Белов. — Волгоград, 2011.
2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — М. : НМЦ СПО, 1999.
3. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике : учебное электронное текстовое издание [Электронный ресурс] / А. С. Воронин. — Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — Режим доступа: <a href="https://old.study.urfu.ru/view/aid/415/1/Voronin_v.p" target="_blank">https://old.study.urfu.ru/view/aid/415/1/Voronin_v.p</a>
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013– 2020 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf" target="_blank">http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf</a> (д
5. Деревянченко А. А. Социальная ответственность в системе корпоративного управления : дис. … д-ра социол. наук / А. А. Деревянченко. — М., 2005.
6. Кочетова И. Д. Социальная ответственность как предпосылка социального партнерства / И. Д. Кочетова // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 5.
7. Лаврентьева О. А. Подготовка студентов к формированию социальной ответственности у школьников / О. А. Лаврентьева // Сибирский педагогический журнал. — 2014. — № 6.
8. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. — М. : Большая российская энциклопедия, 2002.
9. Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами / Д. А. Новиков. — М. : Народное образование, 2009.
10. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе : учеб. пособ. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300 — Соц. педагогика / М. В. Шакурова. — М. : Academia, 2014.
11. Фирсова Е. А. Аксиологическая образовательная среда и исследовательская культура старшеклассников / Е. А. Фирсова // Проблемы и перспективы развития образования : матер. IV Междунар. науч. конф. (Пермь, июль 2013 г.). — Пермь : Меркурий, 2013.

Остальные статьи