Социальная ответственность как принцип взаимодействия образовательного учреждения с семьями в системе профилактики конфликтов
Аннотация
В статье рассматривается принцип социальной ответственности в контексте позиции образовательного учреждения по отношению к проблеме семейных конфликтов. Отталкиваясь от позиции Д. А. Новикова по поводу общих принципов эффективного управления образовательными системами, делаем анализ принципа формирования социальной ответственности. Представление проблемы дается в контексте сравнительного анализа целей по государственным программам развития образования на 2013–2020 и 2018–2025 годы.
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2022 |
Страницы | 84-93 |
УДК | 37.057 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_1_84 |
В период, когда родители находятся в ситуации острого конфликта и могут как минимум не полностью выполнять родительские обязанности, а как максимум сами стать источником проблем адаптации ребенка, роль основного воспитателя вынужденно берет на себя образовательное учреждение. Однако полноценно реализовывать эту роль и связанные с ней функции возможно тогда и только тогда, когда у самого учреждения существуют согласованные внутренняя позиция и представление по отношению к категории «социальная ответственность». Единого мнения касательно того, как позиционировать себя в этом вопросе, у образовательных организаций нет, именно поэтому авторы ставят данную проблему в центр внимания.
Прежде чем определить позицию образовательного учреждения в отношении конфликтной семьи, необходимо понять, на основе каких принципов осуществляются управленческие процессы в образовательных учреждениях.
Российский ученый, специалист в области теории управления системами междисциплинарной природы, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Института проблем управления РАН Д. А. Новиков считает, что «образование является “слепком” общества, то есть отражает воззрения, установки, условия жизни в каждой стране и в каждый исторический период, охватывает всю жизнь человека от пренатального (дородового) периода до смерти... складывается из многих источников — родителей, учителей, СМИ, улицы и т. д.» [9, с. 11, 44]. Следовательно, семья, детский сад, школа, то есть любое образовательное сообщество и учреждение, являются частью образовательной системы (ОС), ее подсистемой. Всякая система может функционировать, осуществляя определенные действия по своему жизнеобеспечению. Для этого ОС должна включать в себя педагогическую, экономическую, социальную и организационную подструктуры, действующие согласованно. Описывая ОС, Новиков выделяет следующие ее свойства: это созданная человеком искусственная система для трансляции культуры; взаимодействующая с другими системами (то есть открытая); инерционная, консервативная, профессиональная, иерархическая, целенаправленная, динамичная, адаптивная, развивающаяся и т. д. Как видим, даже в этом кратком описании отражены противоречия: развитие и консерватизм; динамизм и инерция. Эта противоречивость образовательных учреждений пронизывает все подструктуры и сферы их деятельности [9, с. 76, 98–100].
В ОС наблюдаются значительные изменения, тоже амбивалентные, благодаря «…расширению степеней свободы всех субъектов управления в формулировании и реализации своих миссий, образовательных политик и стратегий, в постепенном переходе от позиции пользователя к позиции проектировщика, творца; в установлении новых связей и отношений внутри управляемого объекта и за его пределами. <…> В то же время ограничение реальных возможностей систем управления образованием прежде всего связано с непригодностью в новой ситуации прежних, привычных образцов деятельности и поведения при недостаточной сформированности новых» и т. д. [9, с. 44].
Д. А. Новиков формулирует общие принципы эффективного управления ОС, которые закладывают основы позиции образовательного учреждения (то есть одной ОС) по отношению к семье, находящейся в ситуации острого конфликта (то есть другой ОС). Всего ученым перечисляются 19 принципов: иерархии, унификации, целенаправленности, доступности, бесплатности, ответственности, невмешательства, общественно-государственного управления, саморазвития, полноты и оптимальности, регламентации управленческой деятельности, обратной связи, адекватности, оперативности, опережающего отражения, адаптивности, рациональной централизации, демократического управления, согласованного управления [9, с. 77–84].