Психолого-педагогические условия подготовки студентов-логопедов к использованию средств информационно-коммуникативных технологий
Аннотация
В статье анализируются психолого-педагогические условия подготовки будущих логопедов к коммуникативной компетентности, включающие предметно-методическую и информационно-коммуникативную составляющие. Показано положительное и отрицательное влияние информационно-коммуникативных технологий на развитие психических процессов и личности в целом, пути формирования многоуровневой информационной компетентности в свете требований законодательных изменений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 04/2022 |
Страницы | 84-94 |
УДК | 37.013 |
DOI | 10.51944/20722516_2022_4_84 |
В условиях современного постоянно развивающегося общества необходим поиск адекватных условий обеспечения эффективности подготовки педагогических кадров. Изменение потребностей современного социума в высококвалифицированных специалистах-логопедах требует и активных изменений в подходе к их информационной подготовке. Повышение эффективности образовательного процесса в России и в мировой практике тесно связано с идеями информатизации на всех ступенях образовательного процесса, в том числе в области дошкольного, начального образования, логопедии. Информационно-коммуникативные технологии существенно изменили общество, сам контекст обучения, стали широко востребованы в современной педагогической системе.
Профессионализм будущего учителя-логопеда составляет достаточно объемный комплекс компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую, информационно-коммуникативную и компьютерную составляющие. Требуется подготовка будущего логопеда, способного работать в изменившихся условиях информационного общества. Студенты должны развивать цифровые навыки, чтобы жить, эффективно работать и вносить свой вклад в развитие общества. Среди прочего такие цифровые навыки будут включать в себя творчество, инновации, общение, сотрудничество, интерактивность, беглость информации, принятие решений, критическое мышление, решение проблем и технологические операции в будущей профессиональной деятельности. Для учителя-логопеда важно не только отличное владение цифровыми технологиями, но и транслирование их в образовательную среду учреждения.
Профессиональная деятельность будущего педагога предполагает не только формирование высокого уровня профессиональной компетентности, но и умение организовывать свою деятельность на инновационной основе. Использование компьютерных технологий в сфере образования открывает возможности творчества студентов и педагогов, определяет решение профессиональных задач, что нашло свое подтверждение в период пандемии.
Формирование информационно-коммуникативной (далее ИК) компетентности будущих специалистов ученые рассматривают как индивидуализ ацию процесса обучения студентов, обусловленную их личностными и профессиональными потребностями и спецификой профиля и направления подготовки, обеспечение необходимых условий для реализации этого процесса. В научных работах многих исследователей, посвященных ИК-образованию (Неделяева Т. А., Некрасова Г. Н., Толстякова М. Н., Третьякова Г. Ф., Шукшунов В. Е. и др.), отмечается, что стремительное развитие информационных технологий, современное высокотехнологичное обучение запрашивает адаптированных специалистов с широкими знаниями, способных переключаться с одного вида профессиональной деятельности на другой, с обширными информационными и коммуникативными навыками и умениями.
Однако не менее важным является личностно ориентированный подход к овладению информационными навыками, представленный в работах А. Д. Грибановой, К. Н. Вентцеля, В. В. Зайцева, Л. М. Кларина, К. Роджерса,