Дата публикации: 01.10.2022

Психолого-педагогические условия подготовки студентов-логопедов к использованию средств информационно-коммуникативных технологий

Аннотация

В статье анализируются психолого-педагогические условия подготовки будущих логопедов к коммуникативной компетентности, включающие предметно-методическую и информационно-коммуникативную составляющие. Показано положительное и отрицательное влияние информационно-коммуникативных технологий на развитие психических процессов и личности в целом, пути формирования многоуровневой информационной компетентности в свете требований законодательных изменений.




В условиях современного постоянно развивающегося общества необходим поиск адекватных условий обеспечения эффективности подготовки педагогических кадров. Изменение потребностей современного социума в высококвалифицированных специалистах-логопедах требует и активных изменений в подходе к их информационной подготовке. Повышение эффективности образовательного процесса в России и в мировой практике тесно связано с идеями информатизации на всех ступенях образовательного процесса, в том числе в области дошкольного, начального образования, логопедии. Информационно-коммуникативные технологии существенно изменили общество, сам контекст обучения, стали широко востребованы в современной педагогической системе.

Профессионализм будущего учителя-логопеда составляет достаточно объемный комплекс компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую, информационно-коммуникативную и компьютерную составляющие. Требуется подготовка будущего логопеда, способного работать в изменившихся условиях информационного общества. Студенты должны развивать цифровые навыки, чтобы жить, эффективно работать и вносить свой вклад в развитие общества. Среди прочего такие цифровые навыки будут включать в себя творчество, инновации, общение, сотрудничество, интерактивность, беглость информации, принятие решений, критическое мышление, решение проблем и технологические операции в будущей профессиональной деятельности. Для учителя-логопеда важно не только отличное владение цифровыми технологиями, но и транслирование их в образовательную среду учреждения.

Профессиональная деятельность будущего педагога предполагает не только формирование высокого уровня профессиональной компетентности, но и умение организовывать свою деятельность на инновационной основе. Использование компьютерных технологий в сфере образования открывает возможности творчества студентов и педагогов, определяет решение профессиональных задач, что нашло свое подтверждение в период пандемии.

Формирование информационно-коммуникативной (далее ИК) компетентности будущих специалистов ученые рассматривают как индивидуализ ацию процесса обучения студентов, обусловленную их личностными и профессиональными потребностями и спецификой профиля и направления подготовки, обеспечение необходимых условий для реализации этого процесса. В научных работах многих исследователей, посвященных ИК-образованию (Неделяева Т. А., Некрасова Г. Н., Толстякова М. Н., Третьякова Г. Ф., Шукшунов В. Е. и др.), отмечается, что стремительное развитие информационных технологий, современное высокотехнологичное обучение запрашивает адаптированных специалистов с широкими знаниями, способных переключаться с одного вида профессиональной деятельности на другой, с обширными информационными и коммуникативными навыками и умениями.

Однако не менее важным является личностно ориентированный подход к овладению информационными навыками, представленный в работах А. Д. Грибановой, К. Н. Вентцеля, В. В. Зайцева, Л. М. Кларина, К. Роджерса,

Список литературы

1. 1. Войскунский А. Е. Психология и Интернет / А. Е. Войскунский. — М. : Акрополь, 2010. — 439 с.
2. 2. Гущина Н. А. Ценностное самоопределение студентов магистратуры в аксиосфере интернета / Н. А. Гущина // В сб. : Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского : матер. региональной университетской науч.-практ. конф. (Ка
3. 3. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / ред.-сост. А. Е. Войскунский. — М. : Акрополь, 2009. — 279 с.
4. 4. Карпеченко А. С. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности / А. С. Карпеченко // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. — 2011. — № 11. — С. 77.
5. 5. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Инчхонская декларация «Образование-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни»
6. 6. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. — М. : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. — 200 c.
7. 7. Разумова Г. В. Методы исследования готовности к инновационной деятельности в области образования / Г. В. Разумова, Н. А. Гущина, Е. И. Тарасова // Мир образования — образование в мире. — 2015. — № 3 (59). — С. 234–239.
8. 8. Руднева Ю. А. Ценностно-смысловые аспекты воспитания профессионального мировоззрения будущих педагогов / Ю. А. Руднева, Н. А. Гущина // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2022. — № 1 (64). — С. 104–112.
9. 9. Смирнова Т. Л. Образовательные инновации в подготовке квалифицированных специалистов в России [Электронный ресурс] / Т. Л. Смирнова // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 10. — С. 48–50. — Режим доступа: www.rae.ru/fs/?sec-tюn=отntent&op=show_ ar
10. 10. Солдатова Г. В. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / Г. В. Солдатова, Е. Ю. Зотова, А. И. Чекалина, О. С. Гостимская. — М. : Фонд Развития Интернет, 2011. — 176 с.
11. 11. Стариченко Б. Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога [Электронный ресурс] / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование России. — 2017. — № 7. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-i-ikt-kompet" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-i-ikt-kompet</a>
12. 12. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017– 2030 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.consultant.ru" target="_blank">http://www.consultant.ru</a> (дата обращения: 05.11.2022).

Остальные статьи