Успешность спортивной деятельности и проблемы саморегуляции психоэмоциональных состояний спортсменов
Аннотация
В статье рассматривается феномен психических состояний и его влияние на результативность спортсменов. Отталкиваясь от тезиса Л. М. Аболина о разнонаправленности влияния эмоций, содержанием которого является утверждение, что эмоциональные состояния могут регулировать деятельность человека и влиять в целом положительно, но часто дезорганизуют систему и отрицательно влияют на результаты, авторы рассматривают проблемы эмоциональной регуляции и саморегуляции деятельности спортсменов. В контексте анализа указанного тезиса представляются и описываются иные исследовательские позиции. В рамках анализа категории «спортивная успешность» описаны как позитивные, так и негативные факторы, влияющие на успех. Рассмотрены особенности эмоционального напряжения и его влияние на результат в различных видах спорта. Приведены классификация и описание способов регуляции психоэмоциональных состояний.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2022 |
Страницы | 78-84 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_1_78 |
Наука уже давно не оспаривает тот факт, что психологические состояния играют важную роль в успешности любой профессиональной деятельности, и в том числе спортивной карьеры[1].
Многие исследователи посвящали свою деятельность изучению влияния психических состояний и их роли по сравнению с влиянием других факторов по отношению к продуктивности деятельности. М. Махач и Е. Махачова выделяют влияние психических состояний как важный фактор, изменяющий результативность деятельности в тех случаях, когда прочие фундаментальные факторы оставались неизменными [11, с. 38–39].
Л. Д. Зайчковски также считает психические состояния лидирующим фактором в вопросах влияния на продуктивность, им доказано, что отрицательные эмоциональные переживания имеют решающее значение в тех случаях, когда соревнования оказываются неудачными [5, с. 115].
Л. М. Аболин пришел к выводу о разнонаправленности влияния эмоций, который гласит, что эмоциональные состояния могут регулировать деятельность человека и влиять в целом положительно, но часто дезорганизуют систему и отрицательно влияют на результаты [1, с. 45].
Очевидно, что эмоции, как и другие компоненты психического аппарата, могут влиять на деятельность прямым и косвенным образом, в частности, могут являться частью компенсаторных механизмов психики и работать на адаптацию или же становиться частью дезорганизующего влияния психики и проецироваться на систему мышечной деятельности [1, с. 89–90].