Дата публикации: 01.01.2022

Социально-психологическая адаптация родителей детей с тяжелыми заболеваниями

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей социально-психологической адаптации родителей тяжелобольных детей. В ходе эмпирического исследования обнаружены особенности эмоционального ответа родителей на острый стресс, возникший при сообщении диагноза ребенка. Экстремальные, кризисные ситуации подразумевают интенсивное использование большого количества разнообразных ресурсов. В течение первого периода принятия диагноза ребенка происходят системные изменения в жизни родителей, что может стать причиной снижения или потери их личностного и трудового потенциала. Изучены особенности социально-психологической адаптации и копинг-стратегии родителей. Выявлено, что большинство родителей имеют низкий и крайне низкий уровень социально-психологической адаптации, не имеют внутренних резервов для самостоятельного контроля ситуации, выбирают неэффективные стратегии совладания, возлагая надежды на помощь со стороны. Без специальной программы психолого-педагогической помощи родители тяжелобольных детей не смогут оказать адекватную эмоциональную поддержку своим детям. Доказывается необходимость создания государственной программы помощи данной категории населения Российской Федерации1




Введение

На протяжении всего жизненного пути человек неизбежно попадает в разные ситуации, которые могут вводить его в состояние психического и физического напряжения (стресса) и требовать принятия определенного решения. В одних случаях такие ситуации бывают следствием неблагоприятного воздействия социальных процессов, в других — результатом стрессоров, возникающих в ходе жизненного цикла. Тяжелое заболевание ребенка как значимое событие в жизни родителей вызывает сильное эмоциональное напряжение, осознаваемую и неосознаваемую тревогу, дистресс. Для семьи известие о болезни ребенка, особенно тяжелой или неизлечимой, является событием, несущим в себе трагедию, катастрофу [5; 15]. Болезнь ребенка затрудняет функционирование семьи и ставит ее членов перед необходимостью совладать с неблагоприятными изменениями. Семейным факторам в формировании копинг-ресурсов принадлежит решающая роль, однако изучение семейного стресса и способов его преодоления в нашей стране осуществлялось крайне редко из-за трудоемкости проведения подобных исследований: требуемой систематичности наблюдений, обязательного участия всех членов семьи и т. д. В работе Н. Ф. Михайловой [7] проведено систематическое исследование индивидуального и семейного стресса, а также характеристик личности и семейного функционирования, влияющих на характер семейного копинга. Было отмечено, что семейная сплоченность и семейная адаптация могут рассматриваться в качестве семейных копинг-ресурсов, оказывающих положительное влияние на процесс преодоления стресса членами семей.

Согласно исследованиям, проводимым американскими учеными, семейный копинг включает в себя организацию различных действий членов семьи, вовлекает все сферы семейной жизни, укрепляет внутрисемейное единство и сплоченность, является процессом достижения баланса семейной системы, продвигает личностный рост и развитие членов семьи [17; 18; 19]. Структура совладающего поведения семьи в кризисных ситуациях состоит из следующих параметров: появление изменений, которые требуют адаптации семьи; социальные и психологические факторы, которые семья использует в управлении стрессовой ситуацией; семейные ресурсы, которые активизируются для достижения удовлетворительных результатов совладания со стрессовой ситуацией; результат совладающих усилий семьи [4; 13].

В настоящее время исследование семейного копинга в отечественной психологии набирает свою популярность. Н. О. Белорукова отмечает, что одним из преимуществ семей, способных наиболее конструктивно справляться с трудностями, может являться наличие у супругов способности действовать согласованно [1]. В этой связи под диадическим копингом понимается такой стиль преодоления трудных ситуаций, когда происходит активное сотрудничество и согласование копинг-стратегий в супружеской паре, учитываются сигналы о возникновении трудной ситуации от одного супруга и ответная реакция другого супруга. Диадический копинг, благодаря совместному реагированию на проблему, способствует сокращению стрессовой нагрузки на отдельного члена семьи, способствует развитию чувства «МЫ» в семье, укреплению доверия между партнерами, осознанию собственных супружеских отношений как помогающих, поддерживающих и ценных.

Е. М. Мастюкова и А. Г. Московкина приводят описание нескольких основных стратегий поведения родителей больных детей [6; 8]. Семьи с активной ориентацией стараются решить многие проблемы, которые им под силу, и контролировать ситуацию, которую в данный момент изменить невозможно. Семьи с фаталистической ориентацией принимают все, что происходит, как должное. Их стратегией нередко является лишь пассивное принятие события. Среди семейных ресурсов, помогающих родителям справиться со стрессовым событием, авторы выделяют прежде всего качество супружеских отношений. Если взаимоотношения супругов изначально характеризуются как деструктивные, то появление ребенка с ограниченными возможностями усиливает и проявляет скрытые внутренние конфликты. Общение с социальным окружением, друзьями, коллегами дает возможность сохранения активности семьи, а значит, способствует социальной адаптации всех ее членов [6].

Список литературы

1. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. — М. : ВЛАДОС, 2000. — Т. 1. — 312 с. 11. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Реана, Н. В. Бордовской, С. И. Розума. — СПб. : Питер, 2006. — 432 с.
2. Terry D. Coping resources and situational appraisals as predictors of coping behavior / D. Terry // Pers. Individ. Diff. — 1991. — Vol. 12. — No. 10. — P. 1031–1047.
3. Taylor Sh. E. Health Psychology / Sh. E. Taylor. — McGraw-Hills, Inc., 1995. — 186 p.
4. Perrez M. Stress, coping, and health. A Situation-behavior approach. Theory, methods, applications / M. Perrez, M. Reicherts. — Seattle : Hogrefe & Huber Publishers, 1992. — 122 p.
5. Pearlin L. I. The Study of Coping: An Overview of Problems and Directions / L. I. Pearlin // The Social Context of Coping. — N. Y. : Plenum Press, 1991. — P. 261–276.
6. Lazarus R. S. Stress, appraisal, and coping / R. S. Lazarus, S. Folkman. — N. Y. : Basis Books, 1984. — 235 р.
7. Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты / Е. Р. Смирнова. — Саратов : Изд-во СГУ, 1996. — 192 с.
8. Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте : коллективная монография / под ред. Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоровской. — Кострома : Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. — 170 с.
9. Сапоровская М. В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. В. Сапоровская. — Кострома, 2002. — 22 с.
10. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. — 3-е изд. — СПб. ; М. : Прайм-Еврознак ; Олма-Пресс, 2005. — 411 с.
11. Белорукова Н. О. Специфика совладающего с трудностями поведения у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи / Н. О. Белорукова // Психология и практика: сб. науч. статей ; под ред. Т. Л. Крюковой, С. А. Хазовой. — Кострома : Изд-во Костромской Р
12. Нартова-Бочавер С. К. «COPING BEHAVIOR» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. —1997. — Т. 18, № 5. — С. 20–30.
13. Московкина А. Г. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку у учителей и родителей / А. Г. Московкина, Е. В. Пахомова, А. В. Абрамова // Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 64–68.
14. Михайлова Н. Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. Ф. Михайлова. — СПб., 1998. — 24 с.
15. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
16. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. — 2001. — № 1. — С. 16–24.
17. Котова Е. В. Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста (на примере часто болеющих детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. В. Котова. — Крас
18. Крюкова Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журнал практического психолога. — 2007. — № 3. — С. 93–112.
19. Григорьева В. Н. Особенности эмоционально-когнитивной оценки ощущений у больных с неврологическими заболеваниями / В. Н. Григорьева, А. Ш. Тхостов // Журнал неврологии и психиатрии. — 2009. — № 3. — С. 15–22.

Остальные статьи