Дата публикации: 01.01.2022

Влияние дистанционного обучения на развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре

Аннотация

В статье изложено исследование развития профессионально важных личностных качеств студентов-магистрантов психолого-педагогического направления в условиях экстренного удаленного преподавания (ERT). Исследование с участием 105 студентов магистратуры (35 — в 2018–2019 годах, 70 — в 2020–2021 годах) и с использованием Шкалы эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна, теста коммуникативных умений Л. Михельсона, методик исследования профессиональной идентичности (МИПИ) и личностной идентичности (МИЛИ) Л. Б. Шнейдер подтвердило предположение о том, что в начале обучения интенсивно развивается эмпатия в очном обучении, но развитие коммуникативной компетентности затруднено по сравнению с очным обучением. В отличие от условий очного обучения, при экстренном удаленном преподавании у студентов обоих курсов распространен статус диффузной профессиональной идентичности, а достигнутая профессиональная идентичность встречается значительно реже, чем у студентов, обучающихся очно. Среди первокурсников наиболее распространенным является статус диффузной личностной идентичности, среди второкурсников — статус моратория. Обсуждены ограничения полученных выводов и показаны перспективы дальнейших исследований.




Пандемия коронавируса принципиально изменила ситуацию в системе высшего образования и ускорила развитие в высших учебных заведениях цифровой образовательной среды [3; 10; 17; 19; 24; 25]. Актуальность и важность разработки методологических основ обучения студентов в цифровом образовательном пространстве обусловлены не только объективными причинами, среди которых особое место занимает ускоренный перевод вузов на работу в дистанционном формате в условиях пандемии в 2020 году, но и революционным изменением образовательных технологий. В настоящее время преподаватели и ведущие специалисты в системе высшего образования ощущают дефицит исследований возможностей, проблем и перспектив дистанционного обучения (ДО) в целостной системе высшего образования. Этот дефицит ощущается прежде всего в области изучения личностных профессионально важных качеств, которые являются важнейшим аспектом формирования личности профессионала в ходе обучения на всех уровнях высшего образования.

В настоящем исследовании за основу принято определение ДО, предложенное Лабораторией дистанционного обучения РАО: «Взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [28]. Расширение сферы ДО конструирует новую образовательную ситуацию и выступает основой для новых образовательных технологий [35]. В современной высшей школе дистанционный формат образования применяется в разных формах — в очной, богатой коммуникативными практиками [37], в смешанном обучении, массовых открытых онлайн-курсах, разнообразных гибридных моделях. И у смешанного обучения (то есть реализуемого частично в очном, частично в дистанционном формате), и у ДО есть свои преимущества и недостатки. Как достоинства смешанного обучения А. А. Марголис [20] отмечает экономию времени и индивидуализацию обучения. К недостаткам смешанного обучения относят дополнительные затраты рабочего времени на подготовку мультимедийных материалов и на техническое сопровождение информационных технологий [20]. Исследователи ДО в вузе отмечают такие его достоинства, как педагогическая открытость (то есть подчеркивается совместное со студентами проведение экспериментальной работы, проверка гипотез, решение сложных задач, поиск оптимальных решений) [25], свобода — коллаборативная (индивидуализация студенческих образовательных траекторий, наделение студентов субъектностью, возможностью выбора) и организационная (отсутствие страха перед международной конкуренцией) [18].

В то же время исследователи отмечают проблемы и недостатки ДО [3; 10; 15; 17; 19; 23; 25; 31], среди которых отметим лишь те, которые касаются формирования личностных образовательных результатов. В высшем образовании такими результатами являются сформированные профессионально важные личностные качества. Под профессионально важными качествами традиционно понимаются «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [30, с. 163]; к ним относятся и личностные качества, от которых зависит формирование системы профессиональной деятельности в процессе обучения, и профессиональная деятельность в будущем. Требования к сформированности профессионально важных качеств будущих педагоговпсихологов образования связаны с тем, что по роду своей профессиональной деятельности педагог-психолог должен содействовать формированию аналогичных личностных качеств у школьников.

Исследователи выделяют две группы профессионально значимых качеств педагогов-психологов в образовании, обусловленные требованиями профессии [9], — коммуникативные качества и систему представлений о себе как личности и профессионале. Среди качеств, относящихся к первой группе, выделяются эмпатия и компетентность в общении [5; 22; 23]. Ко второй группе относятся личностная и профессиональная идентичность. Многие авторы подчеркивают значение сформированной профессиональной идентичности практического психолога образования [7; 8; 29] и личностной идентичности [5; 34]. Именно в отношении этих личностных образовательных результатов проявляют себя проблемы ДО.

Основную проблему исследователи видят в изменении характера взаимодействия преподавателя со студентами, это:

Список литературы

1. 23. Psikhologo-pedagogicheskoe vzaimodeistvie uchastnikov obrazovatel’nogo protsessa : uchebnik dlya vuzov / pod red. I. V. Dubrovinoi. — 5-e izd., ispr. i dop. — v 2 ch. Ch. 1. — Moskva : Yurait, 2021. — 237 s.
2. 22. Novak N. G. Empatiya kak kriterii profprigodnosti studentov-psikhologov / N. G. Novak, N. M. Tkach // Tsifrovoe obshchestvo kak kul’turno-istoricheskii kontekst razvitiya cheloveka : sb. nauch. statei i mater. mezhdunar. konferentsii (g. Kolomna, 11–1
3. 21. Nikishina V. B. Metodika issledovaniya lichnostnoi identichnosti: metodologiya i tekhnologiya standartizatsii / V. B. Nikishina, E. A. Petrash // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. — 2014. — № 1
4. 20. Margolis A. A. Chto smeshivaet smeshannoe obuchenie? / A. A. Margolis // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2018. — T. 23, № 3. — S. 5–19. DOI:10.17759/ pse.2018230301
5. 19. Larionova V. A. Ekonomicheskie aspekty vynuzhdennogo perekhoda na distantsionnoe obuchenie, ili Kakuyu tsenu zaplatili vuzy za distant / V. A. Larionova, T. V. Semenova, E. M. Murzakhanova, L. V. Daineko // Voprosy obrazovaniya // Educational Studies
6. 18. Koksharov V. A. Pandemiya kak vyzov razvitiyu seti vuzov v Rossii: differentsiatsiya ili kooperatsiya? / V. A. Koksharov, D. G. Sandler, P. D. Kuznetsov i dr. // Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — S. 52–73. — DOI: 10.1
7. 17. Kuz’minov Ya. I. Kak sdelat’ obrazovanie dvigatelem sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya? / Ya. I. Kuz’minov, I. D. Frumin, P. S. Sorokin. — Moskva : Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2019. — 284 s.
8. 16. Kolmogorova L. S. Diagnostika psikhologicheskoi kul’tury shkol’nikov : prakt. posob. dlya shk. psikhol. / L. S. Kolmogorova. — Moskva : VLADOS-PRESS, 2002. — 360 s.
9. 15. Klyachko T. L. Uroki pandemii koronavirusa i vozmozhnoe izmenenie mekhanizma finansovogo obespecheniya deyatel’nosti vuzov/ T. L. Klyachko, A. V. Novosel’tsev, E. V.Odoevskaya, S. G. Sinel’nikov-Murylev // Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Mo
10. 14. Klyagin A. V. Shtorm pervykh nedel’: kak vysshee obrazovanie shagnulo v real’nost’ pandemii / A. V. Klyagin, E. S. Abalmasova, K. V. Garev i dr. — Moskva : NIU VShE, 2020. — 112 s.
11. 13. Isaeva D. A. Osobennosti stanovleniya lichnostnoi i professional’noi identichnosti v yunosti i rannei vzroslosti : dis. … kand. psikhol. nauk / D. A. Isaeva. — SPb., 2013. — 165 s.
12. 12. Zinchenko V. P. Psikhologiya obrazovaniya / V. P. Zinchenko ; red.-sost. N. D. Gordeeva ; nauch. red. A. I. Nazarov. — Moskva : TsGI Print, 2018. — S. 287–303.
13. 11. Zimina N. A. Psikhologicheskaya diagnostika kommunikativnogo potentsiala lichnosti / N. A. Zimina. — Nizhniy Novgorod : Nizhegorodskii gosudarstvennyi arkhitekturno-stroitel’nyi universitet, 2015. — 42 s.
14. 10. Zakharova U. S. Etomu nevozmozhno obuchit’ onlain: prikladnye spetsial’nosti v usloviyakh pandemii / U. S. Zakharova, K. A. Vilkova, G. V. Egorov // Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — S. 115–137. — DOI: 10.17323/1814-9
15. 9. Ermolaeva M. V. Otsenka lichnostnykh obrazovatel’nykh rezul’tatov studentov magistratury / M. V. Ermolaeva, E. I. Isaev, D. V. Lubovskii // Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. — 2020. — № 4. — S. 193–206. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4
16. 8. Evteshina N. V. Psikhologicheskaya kharakteristika identichnosti psikhologov / N. V. Evteshina // Chelovecheskii kapital. — 2015. — № 9 (81). — S. 22–23.
17. 7. Dubrovina I. V. O professional’noi podgotovke prakticheskogo psikhologa obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / I. V. Dubrovina // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2012. — № 1. — Rezhim dostupa: <a href="http://psyjournals.ru/psyedu.ru/2012/n1/50750.shtm" target="_blank">http://psyjournals.ru/psyedu.ru/2012/n1/50750.shtm</a>
18. 6. Gruzdev I. A. Rezul’taty oprosa studentov rossiiskikh vuzov, osushchestvlyayushchikh perekhod na distantsionnyi format obucheniya / I. A. Gruzdev, L. R. Kamal’dinova, R. G. Kalinin // Shtorm pervykh nedel’: kak vysshee obrazovanie shagnulo v real’nost’
19. 5. Vachkov I. V. Vvedenie v professiyu «psikholog» : ucheb. posobie / I. V. Vachkov, I. B. Grinshpun, N. S. Pryazhnikov ; pod red. I. B. Grinshpuna. — 6-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. un-ta ; Voronezh : MODEK. — 2015. — 520
20. 4. Bondarchuk N. V. Professional’naya Ya-kontseptsiya sotsial’nogo pedagoga sistemy obrazovaniya / N. V. Bondarchuk, E. A. Bykova. Organizatsionnaya psikhologiya, 2019. — Vol. 9, No. 4. — P. 30–51. Rezhim dostupa: <a href="https://orgpsyjournal.hse.ru/2019-9-4/327" target="_blank">https://orgpsyjournal.hse.ru/2019-9-4/327</a>
21. 3. Bekova S. K. Obrazovatel’noe neravenstvo v usloviyakh pandemii COVID 19: svyaz’ sotsial’no-ekonomicheskogo polozheniya sem’i i opyta distantsionnogo obucheniya studentov / S. K. Bekova, E. A. Terent’ev, N. G. Maloshonok. Voprosy obrazovaniya // Educati
22. 2. Aleshkovskii I. A. Studenty vuzov Rossii o distantsionnom obuchenii: otsenka i vozmozhnosti / I. A. Aleshkovskii, A. T. Gasparishvili, O. V. Krukhmaleva, N. P. Narbut, N. E. Savina. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2020. — No. 10. — S. 86–100. (In Russ.).
23. 1. Abdeev R. F. Filosofiya informacionnoj civilizacii : ucheb. posobie / R. F. Abdeev. — Moskva : VLADOS, 1994. — 336 s.
24. 34. Shneider L. B. Chelovek i rabota: radius professionalizma / L. B. Shneider // Aktual’nye problemy psikhologii truda, inzhenernoi psikhologii i ergonomiki. Vyp. 7 / pod red. A. A. Oboznova, A. L. Zhuravleva. — Moskva : Izd-vo IP RAN, 2015. — S. 23–38.
25. 44. Soria K. M., Chirikov I., Jones-White D. The Obstacles to Remote Learning for Undergraduate, Graduate, and Professional Students. UC Berkeley: Center for Studies in Higher Education. 2020. Available at: <a href="https://escholarship.org/uc/item/5624p4d7" target="_blank">https://escholarship.org/uc/item/5624p4d7</a> (аsses
26. 43. Seginer R. Defensive Pessimism and Optimism Correlates of Adolescent Future Orientation: A Domain-Specific Analysis. Journal of Adolescent Research, 2020. Vol. 15, no. 3, pp. 307–326.
27. 42. Offir B., Lev Y., Bezalel R. Surface and Deep Learning Processes in Distance Education: Synchronous versus Asynchronous Systems. Computers & Education, 2021. Vol. 51, no. 3, pp. 1172–1183.
28. 41. Milligan C., Littlejohn A. Supporting Professional Learning in a Massive Open Online Course. The International Review of Research in Open and Distance Learning, 2014. Vol. 15, no. 5, pp. 197–213.
29. 40. Horita R., Nishio A., Yamamoto M. The Effect of Remote Learning on the Mental Health of First Year University Students in Japan. Psychiatry Research, 2020. Available at: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0165178120332224 (аssesse
30. 39. Hodges C., Moore S., Lockee B., Trust T., Bond A. The Difference between Emergency Remote Teaching and Online Learning. EDUCAUSE Review. 2020. Available at: <a href="https://er.educause." target="_blank">https://er.educause.</a> edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-
31. 38. Hirschheim R. A., Newman M. Information Systems and User Resistance: Theory and Practice. Computer Journal, 1988. Vol. 31, no. 5, pp. 398–408.
32. 37. George M. Effective Teaching and Examination Strategies for Undergraduate Learning during COVID 19 School Restrictions. Journal of Educational Technology Systems, 2020. Vol. 49, no. 8, pp. 1–26.
33. 36. Elmer T., Mepham K., Stadtfeld C. Students under Lockdown: Comparisons of Students’ Social Networks and Mental Health before and during the COVID 19 Crisis in Switzerland. PLos One, 2020. Vol. 15, no. 7, art. No 0236337, pp. 1492–1494.
34. 35. Aleksic-Maslac K., Magzan M. ICT as a tool for building social capital in higher education. Campus-Wide Information Systems, 2012. Vol. 29, no. 4, pp. 272–280.
35. 33. Shneider L. B. Lichnostnaya, gendernaya i professional’naya identichnost’: teoriya i metody diagnostiki / L. B. Shneider. — Moskva : MPSI, 2007. — 128 s.
36. 32. Shermazanyan L. G. Motivatsiya pomogayushchego povedeniya v kontekste zhiteiskoi i professional’noi pomoshchi / L. G. Shermazanyan // Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. — 2015. — T. 23, № 5. — S. 257–289. — DOI: 10.17759/cpp.2015230512
37. 31. Shatunovskii V. L. Eshche raz o distantsionnom obuchenii (organizatsiya i obespechenie distantsionnogo obucheniya) / V. L. Shatunovskii, E. A. Shatunovskaya // Vestnik nauki i obrazovaniya. — 2020. — № 9–1 (87). — S. 53–56.
38. 30. Shadrikov V. D. Sistemogenez deyatel’nosti. Igra. Uchenie. Trud / V. D. Shadrikov. — Yaroslavl’ : Yaroslavskii gosudarstvennyi universitet im. P. G. Demidova, 2017. — 326 s.
39. 29. Timofeeva T. S. Osobennosti professional’nykh kachestv u psikhologov s raznym urovnem professional’noi identichnosti / T. S. Timofeeva // Chelovecheskii kapital. — 2020. — № 5 (137). — S. 159–166. — DOI: 10.25629/HC.2020.05.19
40. 28. Terminy i opredeleniya distantsionnogo obucheniya [Elektronnyi resurs]. — Laboratoriya distantsionnogo obucheniya Rossiiskoi akademii obrazovaniya — M., 2012. — Rezhim dostupa: <a href="https://uchebana5.ru/cont/1126633.html" target="_blank">https://uchebana5.ru/cont/1126633.html</a> (data obrashcheniya: 20.11.2021).
41. 27. Sorokova M. G. Obrazovatel’nye rezul’taty studentov v elektronnykh kursakh pri smeshannom i onlain-obuchenii / M. G. Sorokova, M. A. Odintsova, N. P. Radchikova // Modelirovanie i analiz dannykh. — 2021. — T. 11, №1. — S. 61–77. — DOI:10.17759/mda.202
42. 26. Rukovodstvo prakticheskogo psikhologa. Psikholog v shkole : prakticheskoe posobie / D. V. Lubovskii, N. N. Tolstykh, A. M. Prikhozhan i dr. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Yurait, 2019. — 267 s.
43. 25. Rogozin D. M. Predstavleniya prepodavatelei vuzov o budushchem distantsionnogo obrazovaniya / D. M. Rogozin // Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — S. 31–51. — DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51
44. 24. Radina N. K. Vyzovy obrazovaniyu v usloviyakh pandemii: obzor issledovanii / N. K. Radina, Yu. V. Balakina // Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — S. 178–194. — DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-178-194
45. Зинченко В. П. Психология образования / В. П. Зинченко ; ред.-сост. Н. Д. Гордеева ; науч. ред. А. И. Назаров. — М. : ЦГИ Принт, 2018. — С. 287–303.
46. Новак Н. Г. Эмпатия как критерий профпригодности студентов-психологов / Н. Г. Новак, Н. М. Ткач // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека : сб. науч. статей и матер. междунар. конференции (г. Коломна, 11–13 февраля 201
47. Никишина В. Б. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации / В. Б. Никишина, Е. А. Петраш // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — № 13 (184). — С
48. Марголис А. А. Что смешивает смешанное обучение? / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23, № 3. — С. 5–19. — DOI:10.17759/pse.2018230301
49. Ларионова В. А. Экономические аспекты вынужденного перехода на дистанционное обучение, или Какую цену заплатили вузы за дистант / В. А. Ларионова, Т. В. Семенова, Е. М. Мурзаханова, Л. В. Дайнеко // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. —
50. Кокшаров В. А. Пандемия как вызов развитию сети вузов в России: дифференциация или кооперация? / В. А. Кокшаров, Д. Г. Сандлер, П. Д. Кузнецов и др. // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — С. 52–73. — DOI: 10.17323/1814-
51. Кузьминов Я. И. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 284 с.
52. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников : практ. пособ. для шк. психол. / Л. С. Колмогорова. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 360 с.
53. Клячко Т. Л. Уроки пандемии коронавируса и возможное изменение механизма финансового обеспечения деятельности вузов / Т. Л. Клячко, А. В. Новосельцев, Е. В. Одоевская, С. Г. Синельников-Мурылев // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. — 2
54. Клягин А. В. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / А. В. Клягин, Е. С. Абалмасова, К. В. Гарев и др. — М. : НИУ ВШЭ, 2020. — 112 с.
55. Исаева Д. А. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости : дис. … канд. психол. наук / Д. А. Исаева. — СПб., 2013. — 165 с.
56. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник для вузов / под ред. И. В. Дубровиной. — 5-е изд., испр. и доп. — в 2 ч. Ч. 1. — М. : Юрайт, 2021. — 237 с.
57. Зимина Н. А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности / Н. А. Зимина. — Н. Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. — 42 с.
58. Захарова У. С. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии/ У.С.Захарова, К.А.Вилкова, Г.В.Егоров// Вопросы образования// Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — С. 115–137. — DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-115-1
59. Ермолаева М.В.Оценка личностных образовательных результатов студентов магистратуры / М. В. Ермолаева, Е. И. Исаев, Д. В. Лубовский // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. — 2020. — № 4. — С. 193–206. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-193-2
60. Евтешина Н. В. Психологическая характеристика идентичности психологов / Н. В. Евтешина // Человеческий капитал. — 2015. — № 9 (81). — С. 22–23.
61. Дубровина И. В. О профессиональной подготовке практического психолога образования [Электронный ресурс] / И. В. Дубровина // Психолого-педагогические исследования. — 2012. — № 1. — Режим доступа: <a href="http://psyjournals.ru/psyedu.ru/2012/n1/50750.shtml" target="_blank">http://psyjournals.ru/psyedu.ru/2012/n1/50750.shtml</a> (дата
62. Груздев И. А. Результаты опроса студентов российских вузов, осуществляющих переход на дистанционный формат обучения / И. А. Груздев, Л. Р. Камальдинова, Р. Г. Калинин // Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Совреме
63. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников ; под ред. И. Б. Гриншпуна. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та ; Воронеж : МОДЭК, 2015. — 520 с.
64. Бондарчук Н. В. Профессиональная Я-концепция социального педагога системы образования [Электронный ресурс] / Н. В. Бондарчук, Е. А. Быкова // Организационная психология. — 2019. — Т. 9, № 4. — С. 30–51. — Режим доступа: <a href="https://orgpsyjournal.hse.ru/" target="_blank">https://orgpsyjournal.hse.ru/</a> 20
65. Бекова С. К. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов / С. К. Бекова, Е. А. Терентьев, Н. Г. Малошонок // Вопросы образования // Educational Studi
66. Алешковский И. А. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева и др. // Высшее образование в России. — 2020. — № 10. — C. 86–100.
67. Шнейдер Л. Б. Человек и работа: радиус профессионализма / Л. Б. Шнейдер // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 7 / под ред. А. А. Обознова, А. Л. Журавлева. — М. : ИП РАН, 2015. — С. 23–38.
68. Soria K. M. The Obstacles to Remote Learning for Undergraduate, Graduate, and Professional Students [Electronic resource] / K. M. Soria, I. Chirikov, D. Jones-White. — UC Berkeley : Center for Studies in Higher Education, 2020. — Access mode: <a href="https://" target="_blank">https://</a>
69. Seginer R. Defensive Pessimism and Optimism Correlates of Adolescent Future Orientation: A Domain-Specific Analysis / R. Seginer // Journal of Adolescent Research. — 2020. — Vol. 15. —
70. Offir B. Surface and Deep Learning Processes in Distance Education: Synchronous versus Asynchronous Systems / B. Offir, Y. Lev, R. Bezalel // Computers & Education. — 2021. — Vol. 51. — No. 3. — P. 1172–1183.
71. Milligan C. Supporting Professional Learning in a Massive Open Online Course / C. Milligan, A. Littlejohn // The International Review of Research in Open and Distance Learning. — 2014. — Vol. 15. — No. 5. — P. 197–213.
72. Horita R. The Effect of Remote Learning on the Mental Health of First Year University Students in Japan [Electronic resource] / R. Horita, A. Nishio, M. Yamamoto // Psychiatry Research. — 2021. — Access mode: <a href="https://www.sciencedirect.com/science/arti" target="_blank">https://www.sciencedirect.com/science/arti</a>
73. Hodges C. The Difference between Emergency Remote Teaching and Online Learning [Electronic resource] / C. Hodges, S. Moore, B. Lockee, T. Trust, A. Bond // EDUCAUSE Review. — 2020. — Access mode: <a href="https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-" target="_blank">https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-</a>
74. Hirschheim R. A. Information Systems and User Resistance: Theory and Practice / R. A. Hirschheim, M. Newman // Computer Journal. — 1988. — Vol. 31. — No. 5. — P. 398–408.
75. George M. Effective Teaching and Examination Strategies for Undergraduate Learning during COVID 19 School Restrictions / M. George // Journal of Educational Technology Systems. — 2020. — Vol. 49. — No. 8. — P. 1–26.
76. Elmer T. Students under Lockdown: Comparisons of Students Social Networks and Mental Health before and during the COVID 19 Crisis in Switzerland / T. Elmer, K. Mepham, C. Stadtfeld // Plos Оne. — 2020. — Vol. 15. — No. 7. — Art. No 0236337. — P. 1492–
77. Aleksic-Maslac K. ICT as a tool for building social capital in higher education / K. AleksicMaslac, M. Magzan // Campus-Wide Information Systems. — 2012. — Vol. 29. — No. 4. — P. 272–280.
78. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации : учеб. пособие / Р. Ф. Абдеев. — М. : ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
79. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. — М. : МПСИ, 2007. — 128 с.
80. Шермазанян Л. Г. Мотивация помогающего поведения в контексте житейской и профессиональной помощи / Л. Г. Шермазанян // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — Т. 23, № 5. — С. 257–289. — DOI: 10.17759/cpp.2015230512
81. Шатуновский В. Л. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В. Л. Шатуновский, Е. А. Шатуновская // Вестник науки и образования. — 2020. — № 9–1 (87). — С. 53–56.
82. Шадриков В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд / В. Д. Шадриков. — Ярославль : Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2017. — 326 с.
83. Тимофеева Т. С. Особенности профессиональных качеств у психологов с разным уровнем профессиональной идентичности / Т. С. Тимофеева // Человеческий капитал. — 2020. — № 5 (137). — С. 159–166. — DOI: 10.25629/HC.2020.05.19
84. Термины и определения дистанционного обучения [Электронный ресурс]. — Лаборатория дистанционного обучения Российской академии образования — М., 2012. — Режим доступа: <a href="https://uchebana5.ru/cont/1126633.html" target="_blank">https://uchebana5.ru/cont/1126633.html</a> (дата обращения: 20.11.2021).
85. Сорокова М. Г. Образовательные результаты студентов в электронных курсах при смешанном и онлайн-обучении / М. Г. Сорокова, М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова // Моделирование и анализ данных. — 2021. — Т. 11, № 1. — С. 61–77. — DOI:10.17759/mda.202111010
86. Руководство практического психолога. Психолог в школе : практическое пособие / Д. В. Лубовский, Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 267 с.
87. Рогозин Д. М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования / Д. М. Рогозин // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — С. 31–51. — DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51
88. Радина Н. К. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований / Н. К. Радина, Ю. В. Балакина // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. — 2021. — № 1. — С. 178–194. — DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-178-194

Остальные статьи