Коллективные представления как основания для изучения социальной стереотипии
Аннотация
Использование социальных стереотипов является необходимостью общественных взаимодействий и одной из особенностей межличностных отношений. Вследствие чего они освобождают человека от принятия индивидуальных решений в типовых ситуациях. Целью исследования являлось изучение феномена социальной стереотипии, вырастающего из коллективных представлений и базирующегося на них, выявление особенностей социальных стереотипов взрослых людей и обнаружение факторов, определяющих степень стереотипизации их мышления. В формате пилотного исследования были проведены письменный опрос и опытно-экспериментальная работа, в которой приняло участие 34 человека. Средний возраст респондентов составил 36,7 года. Установлено, что коллективные суждения о других людях продуцируют социальную стереотипию по проективному типу; особенности социальных Actual_probl_N1_22.indd 23 18-Apr-22 10:30:36 24 стереотипов тяготеют к традиционализму и конвенционализму; в изучении социальных стереотипов большое значение имеет когнитивный и ценностно-эмоциональный уровень коллективных представлений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2022 |
Страницы | 24-40 |
УДК | 591.555.23 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_1_23 |
Введение
Вслед за У. Липпманом понятие «стереотип» исследователи связывают с упорядоченными, схематичными картинками мира в голове человека, экономящими его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищающими его ценности, позиции и права [9].
Под социальным стереотипом понимают заранее сформированную человеком, ставшую привычной, типовой, «свернутой», мыслительную оценку (подразумевается по умолчанию) чего-либо или кого-либо, которая может отражаться в стереотипном поведении. Социальный стереотип включает элементы описания, оценки и предписания: он отличается эмоциональным окрасом; имеет форму ожиданий и работает как самоактуализирующееся пророчество.
В общении с другими людьми человек пользуется стереотипами, вытекающими из коллективных представлений и парадигм, которые сформировались как результат обобщения ранее накопленного опыта [2; 9; 16]. Стереотипные представления человек обычно привлекает тогда, когда он «не имеет возможности интерпретировать каждый новый факт или ситуацию более глубоко или сознательно отклоняется от такого подхода» [5, с. 65].
Для каждого сообщества социальные стереотипы представляют собой обобщение его опыта в отношении социально значимых объектов, процессов, явлений, типов людей и предстают как их эмоционально окрашенные, обобщенные, устойчивые образы. В лингвокультуре стереотипы описывают обычных, типичных представителей своего класса и определяют значения слов [4].