Дата публикации: 01.01.2023

Читательская грамотность как образовательный результат основного общего образования

Аннотация

Целью данного исследования является определение представленности групп читательских умений в ФГОС ООО 2010 и 2021 гг. и универсальных кодификаторах для 9-го класса в рамках всех учебных предметов. Основными методами исследования в данной работе выступают контент-анализ и сопоставление умений читательской грамотности по PISA, ФГОС и универсальному кодификатору для 9-го класса. Результаты исследования отражают соотношение рамки читательской грамотности в образовательных стандартах, а также фиксируют необходимость систематизации умений читательской грамотности.




Введение

Важной составляющей современного образования являются не только предметные навыки, но и так называемые «навыки XXI века», к которым среди прочих относится функциональная грамотность, важной частью последней является читательская грамотность (ЧГ) [14]. Читательская грамотность — это надежный маркер будущего экономического благополучия человека. С помощью среднего уровня ЧГ школьников в конкретной стране можно успешнее прогнозировать экономический рост этой страны на макроуровне [15; 20]. Исследования показывают, что ученик, который владеет ЧГ на высоком уровне, имеет более высокие шансы успешно окончить школу и продолжить свое обучение в рамках высшего образования [20]. Более того, такая компетенция, как понимание прочитанного текста (reading comprehension), является ключевой как для дальнейшей академической успеваемости студента, так и для успеха в работе и жизни [17; 19].

Это связано с тем, что вся получаемая нами информация представляет собой определенным образом организованные тексты. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни, представляет собой читательскую грамотность [20]. Умения ЧГ объединены в три группы: «найти и извлечь», «интегрировать и интерпретировать» и «осмыслить и оценить».

Известно, что после 9 лет стабильного роста уровня ЧГ у российских подростков произошло снижение уровня на 16 баллов. По данным PISA-20181, 78 % российских девятиклассников смогли достигнуть и превысить пороговый уровень ЧГ. Это второй уровень из шести по шкале PISA. При этом только 6 % тестируемых учащихся достигли наивысших уровней ЧГ (5-го и 6-го) [14].

«Российские школьники наиболее сильно отстают от сверстников из стран ОЭСР в заданиях, где требуются оценка качества и достоверности информации, выявление и анализ противоречий, критический взгляд на содержание и форму текста, выработка собственной аргументированной позиции по обсуждаемой проблеме» [15, с. 125]. Речь идет о развитии читательских умений группы «осмыслить и оценить». Кроме того, устойчивый регресс отмечается также в умении находить и извлекать релевантную информацию (группа умений «найти и извлечь»). По результатам исследований значительная часть читательских трудностей девятиклассников связана с неумением обобщать, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные отношения (группа «интегрировать и интерпретировать») [9]. Следовательно, снижение уровня ЧГ так или иначе означает проблемы с владением всеми группами читательских умений.

Список литературы

1. 10. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва просвещения РФ от 17.12.2010 № 1897. — Режим доступа: <a href="https://docs.edu.gov.ru/" target="_blank">https://docs.edu.gov.ru/</a>
2. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii federal`nogo gosudarstvennogo obrazovatel`nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovaniya [E`lektronny`j resurs] : prikaz M-va prosveshheniya RF ot 17.12.2010 № 1897. — Rezhim dostupa: <a href="https://docs.edu" target="_blank">https://docs.edu</a>
3. 11. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электрон ный ресурс] : приказ М-ва просвещения РФ от 31.05.2021 № 286. — Режим доступа: <a href="http://publication.pravo" target="_blank">http://publication.pravo</a>
4. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii federal`nogo gosudarstvennogo obrazovatel`nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovaniya [E`lektronny`j resurs] : prikaz M-va prosveshheniya RF ot 31.05.2021 № 286. — Rezhim dostupa: <a href="http://publicatio" target="_blank">http://publicatio</a>
5. 12. ФИОКО — PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://fioco.ru/PISA" target="_blank">https://fioco.ru/PISA</a> (дата обращения: 26.02.2023).
6. FIOKO — PISA (Mezhdunarodnaya programma po ocenke obrazovatel`ny`x dostizhenij uchashhixsya) [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://fioco.ru/PISA" target="_blank">https://fioco.ru/PISA</a> (data obrashheniya: 26.02.2023).
7. 13. ФИПИ. Универсальный кодификатор распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://fipi.ru/metod" target="_blank">https://fipi.ru/metod</a>
8. FIPI. Universal`ny`j kodifikator raspredelenny`x po klassam proveryaemy`x trebovanij k rezul`tatam osvoeniya osnovnoj obrazovatel`noj programmy` osnovnogo obshhego obrazovaniya i e`lementov soderzhaniya [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://fi" target="_blank">https://fi</a>
9. 14. Фрумин, И. Д. Из доклада: универсальные компетентности и новая грамотность / И. Д. Фрумин, М. Ю. Добрякова // Образовательная политика. — 2019. — № 3. — C. 63–72.
10. Frumin, I. D. Iz doklada: universal`ny`e kompetentnosti i novaya gramotnost` / I. D. Frumin, M. Yu. Dobryakova // Obrazovatel`naya politika. — 2019. — № 3. — S. 63–72.
11. 15. Цукерман, Г. А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников / Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова // Вопр. образования. — 2011. — № 2. — С. 123–150.
12. Czukerman, G. A. Pobeda v PIRLS i porazhenie v PISA: sud`ba chitatel`skoj gramotnosti 10–15-letnix shkol`nikov / G. A. Czukerman, G. S. Kovaleva, M. I. Kuzneczova // Vopr. obrazovaniya. — 2011. — № 2. — S. 123–150.
13. 16. Anderson, L. W. A taxonomy for learning, teaching, and assessing / L. W. Anderson. — N. Y. : Longman, 2000. — 333 p.
14. 17. Asil, M. Comparing OECD PISA reading in English to other languages : Identifying potential sources of non-invariance / M. Asil, G. T. L. Brown // International J. of Testing. — 2016. — № 1. — P. 71–93.
15. 18. Beyond functional aspects of reading literacy : Theoretical structure and empirical validity of literary literacy / V. Frederking [et al.] // L1-Educational Studies in Language and Literature. — 2012. — № 12. — doi: 10.17239/L1ESLL-2012.01.02
16. 19. Effects of motivational and cognitive variables on reading comprehension / A.Taboada [et al.] // Reading and Writing. — 2009. — № 1. — P. 85–106.
17. 20. PISA 2009 assessment framework : key competencies in reading, mathematics and science. — Paris : OECD, 2019.
18. 21. PISA for development assessment and analytical framework : reading, mathematics and science / OECD. — Paris : OECD, 2018.
19. 1. Болотов, В. А. Прошлое, настоящее и возможное будущее российской системы оценки качества образования / В. А. Болотов // Вопр. образования. — 2018. — № 3. — C. 287–297.
20. Bolotov, V. A. Proshloe, nastoyashhee i vozmozhnoe budushhee rossijskoj sistemy` ocenki kachestva obrazovaniya / V. A. Bolotov // Vopr. obrazovaniya. — 2018. — № 3. — S. 287–297.
21. 2. Громова, В. И. Формирование читательской грамотности с помощью предметов гуманитарного, естественно-научного и математического циклов / В. И. Громова, А. А. Пихурова // Вестн. Саратов. обл. ин-та развития образования. — 2017. — № 4. — C. 210–214.
22. Gromova, V. I. Formirovanie chitatel`skoj gramotnosti s pomoshh`yu predmetov gumanitarnogo, estestvenno-nauchnogo i matematicheskogo ciklov / V. I. Gromova, A. A. Pixurova // Vestn. Saratov. obl. in-ta razvitiya obrazovaniya. — 2017. — № 4. — S. 210–214.
23. 3. Зуев, Д. Д. Школьный учебник : монография / Д. Д. Зуев. — М. : Педагогика,1983. — 240 с.
24. Zuev, D. D. Shkol`ny`j uchebnik : monografiya / D. D. Zuev. — M. : Pedagogika,1983.— 240 s.
25. 4. Как российские 15-летние учащиеся справляются с традиционными и новыми читательскими задачами (на основе анализа результатов PISA-2018) / Т. Ю. Чабан [и др.] // Отеч. и заруб. педагогика. — 2021. — № 5. — C. 9–30.
26. Kak rossijskie 15-letnie uchashhiesya spravlyayutsya s tradicionny`mi i novy`mi chitatel`skimi zadachami (na osnove analiza rezul`tatov PISA-2018) / T. Yu. Chaban [i dr.] // Otech. i zarub. pedagogika. — 2021. — № 5. — S. 9–30.
27. 5. Калугин, И. А. О причинности провала в PISA и формировании читательской грамотности школьников / И. А. Калугин // Гуманит. науки. — 2022. — № 3. — C. 70–78.
28. Kalugin, I. A. O prichinnosti provala v PISA i formirovanii chitatel`skoj gramotnosti shkol`nikov / I. A. Kalugin // Gumanit. nauki. — 2022. — № 3. — S. 70–78.
29. 6. Кларин, М. В. Содержательно-целевые установки школьного учебника: к освоению социокультурных компетенций XXI века / М. В. Кларин, И. М. Осмоловская, В. В. Сериков // Отеч. и заруб. педагогика. — 2022. — № 5. — C. 77–94.
30. Klarin, M. V. Soderzhatel`no-celevy`e ustanovki shkol`nogo uchebnika: k osvoeniyu sociokul`turny`x kompetencij XXI veka / M. V. Klarin, I. M. Osmolovskaya, V. V. Serikov // Otech. i zarub. pedagogika. — 2022. — № 5. — S. 77–94.
31. 7. К построению модели формирования читательской грамотности в ходе преподавания учебных предметов в основной школе / О. В. Соколова [и др.] // Педагогика и просвещение. — 2022. — № 1. — C. 31–51.
32. K postroeniyu modeli formirovaniya chitatel`skoj gramotnosti v xode prepodavaniya uchebny`x predmetov v osnovnoj shkole / O. V. Sokolova [i dr.] // Pedagogika i prosveshhenie.— 2022. — № 1. — S. 31–51.
33. 8. Методическая поддержка как фактор формирования функциональной грамотности в системе общего образования / Т. П. Афанасьева [и др.] // Отеч. и заруб. педагогика. — 2020. — № 2. — C. 219–235.
34. Metodicheskaya podderzhka kak faktor formirovaniya funkcional`noj gramotnosti v sisteme obshhego obrazovaniya / T. P. Afanas`eva [i dr.] // Otech. i zarub. pedagogika. — 2020. — № 2. — S. 219–235.
35. 9. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы / Ю. Н. Гостева [и др.] // Отеч. и заруб. педагогика. — 2020. — № 2. — C. 155–180.
36. Problemy` ocenki i formirovaniya funkcional`noj chitatel`skoj gramotnosti uchenikov osnovnoj shkoly` / Yu. N. Gosteva [i dr.] // Otech. i zarub. pedagogika. — 2020. — № 2. — S. 155–180.

Остальные статьи