Феномен территориальной идентичности в образовательно-воспитательном процессе сельской школы
Аннотация
Целью исследования было изучение существующих практик формирования территориальной идентичности в рамках образовательно-воспитательного процесса сельской школы. Целью психологической диагностики — исследование социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности учащихся, уровня сформированности их Я-концепции (самоотношения) и территориальной идентичности. Исследование проводилось в течение 2022 г. на базе сельских школ пяти регионов Российской Федерации: Иркутской, Саратовской Свердловской, Тамбовской областей и Краснодарского края. В психологическом тестировании приняли участие обучающиеся 8–10-х классов сельских школ в количестве 771 чел., из них 8-классников — 340 чел., 9-классников — 330 чел., 10-классников — 101 чел. Распределение по полу: девушек — 408 чел., юношей — 363 чел. Представлены результаты, характеризующие учащихся сельских школ по таким показателям, как социализированность, Я-концепция (самоотношение), территориальная идентичность. Результат анализа существующих практик формирования территориальной идентичности в рамках образовательно-воспитательного процесса сельской школы показал необходимость разработки педагогических механизмов процесса формирования территориальной идентичности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 01/2023 |
Страницы | 117-131 |
УДК | 159.9.07+19.00.07 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_1_117 |
Введение
Сохранение сельского населения, обеспечение достойного качества и уровня жизни на селе входят в разряд приоритетных задач государства в современных условиях. В связи с этим актуальными являются изучение и глубокий анализ социальной проблематики жителей сельских территорий, и в частности социально-психологических проблем сельской молодежи. Как отмечают исследователи, среди всех категорий населения сельских территорий особенно ярко проявляются социальные и психологические проблемы именно молодого поколения людей [6]. Молодежь стремится в места с более развитой инфраструктурой, развитыми карьерными и досуговыми возможностями.
Согласно исследованиям [4; 8; 16] наиболее важными и ключевыми социальными проблемами для сельской молодежи являются: нехватка денег, жилищные проблемы, проблемы с работой, материальная зависимость от своих родителей. Отсутствие четко сформулированных жизненных целей большей части сельской молодежи показывает ее явное непонимание своей социальной роли и статуса в социуме и определяет ее социальную дезориентацию в обществе. Полученные в исследованиях результаты показывают, что наиболее приоритетными целями представителей сельской молодежи являются: достижение высоких доходов, материального благополучия, интересная работа.
Молодых людей беспокоят отсутствие современных информационных и компьютерных технологий в сельской местности, неблагоприятные условия труда, невозможность сделать карьеру в государственных учреждениях, расположенных в границах сельских территорий. Их также волнуют перспективы развития сфер сельского образования и здравоохранения, жилищная обеспеченность в сельской местности. При этом согласно проведенным исследованиям более половины опрошенных респондентов из числа сельской молодежи хотели бы остаться жить и работать в своем селе, при обязательном наличии условий, обеспечивающих достойный уровень и качество жизни, соответствующие аналогичным условиям проживания молодежи в городской местности.
Создание комфортных социальных условий и обеспечение высокого уровня и качества жизни молодежи на селе, безусловно, будут способствовать социально-экономическому, культурному и духовному развитию сельских территорий Российской Федерации. Однако помимо развития социально-экономических показателей этих территорий необходимо развитие у молодежи психологических характеристик — ценностных ориентаций, эмоциональной территориальной приверженности и территориальной идентичности.