Дата публикации: 01.10.2022

Педагогическое сопровождение воспитания обучающихся на основе ценностно-смысловой модели построения образа будущего подрастающего поколения современной России

Аннотация

Глобальные изменения в геополитической ситуации в стране и мире, в социокультурном пространстве, широкомасштабная информатизация и давление СМИ оказывают непосредственное влияние на социум, вызывают активные модуляции поведения и ценностно-смысловой сферы у подрастающего поколения России, проектирующего свое будущее в ситуации крайней неопределенности. Выбор эффективных в условиях неопределенности стратегических направлений воспитательной политики в рамках системы общего образования — необходимое, но недостаточное условие. Стратегические задачи реализации воспитательной политики должны быть обеспечены эффективными технологиями, отвечающими требованиям времени и общества.




В условиях санкционного давления на Россию, происходящих социально-экономических трансформаций и нарастания неопределенности будущего на первый план выходят проблемы воспитания подрастающего поколения, а также организации и реализации государственной политики в данной сфере.

Актуальность категории «воспитания» не вызывает сомнения. В настоящее время термин «воспитание» закреплен на законодательном уровне и имеет однозначное толкование: «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [10]. Именно поэтому в качестве приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021–2030 годы выделяются такие, как «Популяционные исследования современных детей и молодежи (психологический и социологический портрет)», «Научные основания развития системы воспитания в информационном обществе», «Формирование мировоззрения и нравственности молодого поколения», «Создание безопасной образовательной среды в образовательных организациях разных типов» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы)») и др. Любое государство делает перспективную ставку на молодое поколение — будущее своей страны, что детерминирует одно из основных направлений реализации молодежной политики: «воспитание гражданственности, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации» (Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»).

Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» обозначены угрозы традиционным ценностям, связанные с деструктивным идеологическим воздействием на граждан России. В связи с этим в рамках необходимых реформ в области образования и воспитания предусмотрено «совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики…» [10].

В последние годы отмечается рост саморазрушительного поведения и криминализация сознания детей и подростков. Принимаемые меры не дают результата, поскольку направлены на борьбу с проявляющимися симптомами, а не с причинами этих проблем, и в основном сводятся к запретам и наказаниям. Ситуацию может изменить разработка системы педагогического сопровождения реализации стратегических направлений воспитательной политики в условиях неопределенности. Выбор эффективных в условиях неопределенности стратегических направлений воспитательной политики в рамках системы образования — необходимое, но недостаточное условие для решения задач, обозначенных в документах Правительства. Прежде всего, стратегические задачи реализации воспитательной политики должны быть обеспечены эффективными технологиями, отвечающими требованиям времени и общества. 

Теоретические основы исследования В настоящее время проблемы, связанные с личностным развитием современных детей, подростков и молодежи, приобрели особую актуальность. Это связано не только со стремительными изменениями в социальной сфере, неопределенностью и смешанностью трендов в области воспитания подрастающего поколения, но и с постоянным возникновением и увеличением различных факторов, оказывающих влияние на формирование психологического облика подрастающего поколения и динамику изменений его ценностно-смысловых установок. Среди множества проблем, связанных с формированием личности и ее интеграции в общество, особенно глубоко исследуется вопрос о ее ожиданиях, страхах и представлениях о будущем. Именно они являются одним из условий, а также важным результатом процесса вхождения подростка или молодого человека в общество и в дальнейшем выстраивания отношений с внешним миром.

Список литературы

1. Алиева Э. Ф. Формирование навыков позитивного взаимодействия детей и подростков, оказавшихся в ситуации неопределенности // Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова / Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2020. — № 4 (60). — С. 74–78.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб. : Питер, 2001. — С. 73.
3. Баимбетов А. А. Молодежь в кризисном социуме / А. А. Баимбетов, Г. А. Кабакович, Р. Т. Насибуллин, Ф. Г. Хайруллин ; под ред. Р. Т. Насибуллина. — М. : Изд-во ИС РАН, 1998. — 105 с.
4. Гостев А. А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов / А. А. Гостев. — М. : ИП РАН, 2001. — 194 c. 83
5. Карпушина Л. В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов : дис. ... канд. психол. наук [Электронный ресурс] / Л. В. Карпушина. — Самара, 2003. — 182 с. — Режим доступа: <a href="http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/" target="_blank">http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/</a> diss
6. Мы — в мире, мир — в нас! : сб. метод. материалов как результат работы Экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС при Президенте РФ и отражение мультимодального подхода к разработке и реализации оздоровительных, образовательных, воспитательных программ. — Та
7. Методика «Ценностные ориентации» Рокича [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://psylab.info/Методика" target="_blank">https://psylab.info/Методика</a> «Ценностные ориентации» Рокича (дата обращения: 05.04.2022).
8. Радионова О. Р. Педагогическое сопровождение воспитания в условиях неопределенности: от теории к практике [Электронный ресурс] / О. Р. Радионова // Международная научно-практическая конференция «Профессиональная культура — императив профессионального обра
9. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственныхценностей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/</a> prime/doc/40
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/</a> (дата обращени

Остальные статьи