Педагогическое сопровождение воспитания обучающихся на основе ценностно-смысловой модели построения образа будущего подрастающего поколения современной России
Аннотация
Глобальные изменения в геополитической ситуации в стране и мире, в социокультурном пространстве, широкомасштабная информатизация и давление СМИ оказывают непосредственное влияние на социум, вызывают активные модуляции поведения и ценностно-смысловой сферы у подрастающего поколения России, проектирующего свое будущее в ситуации крайней неопределенности. Выбор эффективных в условиях неопределенности стратегических направлений воспитательной политики в рамках системы общего образования — необходимое, но недостаточное условие. Стратегические задачи реализации воспитательной политики должны быть обеспечены эффективными технологиями, отвечающими требованиям времени и общества.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 04/2022 |
Страницы | 65-82 |
УДК | 37.01 |
DOI | 10.51944/20722516_2022_4_65 |
В условиях санкционного давления на Россию, происходящих социально-экономических трансформаций и нарастания неопределенности будущего на первый план выходят проблемы воспитания подрастающего поколения, а также организации и реализации государственной политики в данной сфере.
Актуальность категории «воспитания» не вызывает сомнения. В настоящее время термин «воспитание» закреплен на законодательном уровне и имеет однозначное толкование: «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [10]. Именно поэтому в качестве приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021–2030 годы выделяются такие, как «Популяционные исследования современных детей и молодежи (психологический и социологический портрет)», «Научные основания развития системы воспитания в информационном обществе», «Формирование мировоззрения и нравственности молодого поколения», «Создание безопасной образовательной среды в образовательных организациях разных типов» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы)») и др. Любое государство делает перспективную ставку на молодое поколение — будущее своей страны, что детерминирует одно из основных направлений реализации молодежной политики: «воспитание гражданственности, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации» (Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»).
Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» обозначены угрозы традиционным ценностям, связанные с деструктивным идеологическим воздействием на граждан России. В связи с этим в рамках необходимых реформ в области образования и воспитания предусмотрено «совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики…» [10].
В последние годы отмечается рост саморазрушительного поведения и криминализация сознания детей и подростков. Принимаемые меры не дают результата, поскольку направлены на борьбу с проявляющимися симптомами, а не с причинами этих проблем, и в основном сводятся к запретам и наказаниям. Ситуацию может изменить разработка системы педагогического сопровождения реализации стратегических направлений воспитательной политики в условиях неопределенности. Выбор эффективных в условиях неопределенности стратегических направлений воспитательной политики в рамках системы образования — необходимое, но недостаточное условие для решения задач, обозначенных в документах Правительства. Прежде всего, стратегические задачи реализации воспитательной политики должны быть обеспечены эффективными технологиями, отвечающими требованиям времени и общества.
Теоретические основы исследования В настоящее время проблемы, связанные с личностным развитием современных детей, подростков и молодежи, приобрели особую актуальность. Это связано не только со стремительными изменениями в социальной сфере, неопределенностью и смешанностью трендов в области воспитания подрастающего поколения, но и с постоянным возникновением и увеличением различных факторов, оказывающих влияние на формирование психологического облика подрастающего поколения и динамику изменений его ценностно-смысловых установок. Среди множества проблем, связанных с формированием личности и ее интеграции в общество, особенно глубоко исследуется вопрос о ее ожиданиях, страхах и представлениях о будущем. Именно они являются одним из условий, а также важным результатом процесса вхождения подростка или молодого человека в общество и в дальнейшем выстраивания отношений с внешним миром.