О государственно-правовом управлении сферой миграции в Российской Федерации: цивилизационный подход
Аннотация
Проблемой в сфере миграции Российской Федерации (далее — РФ) является государственно-правовое управление миграционными процессами. В связи с этим цель исследования составляет цивилизационный подход в части интеграции совокупности социально-экономических и политико-военных процессов, которые особенно явственно проявляются в РФ с начала Специальной военной операции на территории Украины. Эмпирика реализована в задачах: а) уточнение сущности, структуры и содержания миграционных процессов в РФ; б) выработка рекомендаций для совершенствования государственно-правового управления сферой миграции теоретическими (анализ-синтез, индукция-дедукция, экспертиза) и практическими (моделирование ситуаций, квантификация, контент-анализ, интервьюирование) методами. Результаты (выводы) авторов внедрены в учебный процесс для преподавания дисциплин «Правоведение» и «Международное частное право» кафедрой политологии и права Московского государственного областного педагогического университета.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2022 |
Страницы | 32-39 |
УДК | 325.1 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_4_32 |
Введение. Для сферы миграции актуально решение Президента РФ от 24 февраля 2022 года на проведение Специальной военной операции (СВО) с целью прекращения геноцида соотечественников на территории Донбасса, после признания статуса Донецкой народной республики и Луганской народной республики (далее — ДНР и ЛНР). Для этого понадобилось восемь лет периодических бомбежек, обстрелов и гибели свыше 14 тысяч жителей ДНР и ЛНР. Осознание цивилизационного подхода стран НАТО во главе с мировым жандармом США проявляется на территории Украины, что стала ареной гибридной войны. Для реализации агрессивных намерений руководством США избрана парадигма, которая охватывает сущностно-содержательные аспекты гражданства во взаимоотношениях физических лиц, а именно граждан РФ, иностранцев, а также апатридов, или лиц без гражданства (далее — РГ, ИГ и ЛБГ) [15, с. 52–58; 86]. Такой подход опирается на источники генезиса культурных и социально-экономических связей, на компаративистику подданных и указанных граждан (физических лиц). Мы полагаем, что на уровне цивилизаций и на индивидуально-правовом уровне доминирует личностно-социально-деятельный подход как интеграция интересов личности, общества, государства (управление политическими, социально-экономическими и иными процессами), их объединений [11, с. 109–114].
Изученность проблемы. На концептуальном уровне аспекты цивилизаций обусловлены феноменом «миграция». В процессе управления подразделениями ФМС России, взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (далее — ФОИВ и ОИВ РФ), с научными организациями и вузами следует консолидированная точка зрения на миграционные процессы, что была реализована Межведомственной рабочей группой (МРГ) в качестве базы Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации (МРГ в составе 47 экспертов и аналитиков почти из всех ФОИВ, а также профильных научно-исследовательских структур) [10, с. 8–23]. Экспертно-аналитической МРГ была доказана сущность понятия «миграция», а именно как социально-экономическое явление, что формируется в процессе реализации людьми проектов своих намерений, которые связаны с передвижением и приживаемостью при обретении ими нового гражданско-правового положения (статуса) в местах вселения, а также с интересами личности, семьи, общества, бизнес-структур и принимаемого (оставляемого) государства [8, с. 191–196]. В структурном аспекте типовая миграция людей (МИГТ), как правило, включает: а) определенный проект (личный, совместный, предпринимательский, социальный) миграционных намерений (П1); б) избранный способ передвижения (в зависимости от средства — наземного, воздушного, водного) в избранное место вселения (П2); в) адаптация мигрирующих к условиям их приживаемости в месте вселения, прежде всего получение (приобретение) ими установленного гражданско-правового статуса, формирование толерантного добрососедства с постоянными жителями поселения (П3):
Из формулы (1) следует, что если удалить любой компонент, то миграция как процесс будет несовершенной. При этом несомненно, что и на процессуальном уровне мигрирующие лица вправе в силу воздействия субъективных и объективных факторов: а) отказаться от реализации своего проекта; б) дождаться реализации более выгодного (дешевого, ускоренного, надежного, безопасного) способа передвижения или, например, осуществлять свою деятельность в другом государстве в режиме онлайн, дистанционно; в) при возникновении противоречий в общении с соседями, иными жителями поселения, с властными структурами могут возникать намерения об оставлении нового места жительства вследствие неблагоприятной приживаемости. Резюмируем: цивилизованные (гражданско-правовые) условия для реализации людьми своих миграционных намерений сопряжены с негативными факторами, среди которых мы выделяем следующие.
А. Статусные, обусловленные жизненным опытом людей, их образованностью, стремлением к самореализации в качестве исследователя, «дикого гуся», защитника своего Отечества, ученого с международным признанием, поиском более высокой заработной платы и т. п. Движущей силой мигранта в указанных обстоятельствах является его конституционное право на свободу передвижения по территории РФ, а также при выезде в зарубежные страны [2]. Однако к таким мигрантам авторы не относят правонарушителей, стремящихся найти себе убежище за границей, заложников террористических групп, иностранных агентов и др.