Дата публикации: 01.10.2022

О государственно-правовом управлении сферой миграции в Российской Федерации: цивилизационный подход

Аннотация

Проблемой в сфере миграции Российской Федерации (далее — РФ) является государственно-правовое управление миграционными процессами. В связи с этим цель исследования составляет цивилизационный подход в части интеграции совокупности социально-экономических и политико-военных процессов, которые особенно явственно проявляются в РФ с начала Специальной военной операции на территории Украины. Эмпирика реализована в задачах: а) уточнение сущности, структуры и содержания миграционных процессов в РФ; б) выработка рекомендаций для совершенствования государственно-правового управления сферой миграции теоретическими (анализ-синтез, индукция-дедукция, экспертиза) и практическими (моделирование ситуаций, квантификация, контент-анализ, интервьюирование) методами. Результаты (выводы) авторов внедрены в учебный процесс для преподавания дисциплин «Правоведение» и «Международное частное право» кафедрой политологии и права Московского государственного областного педагогического университета.




Введение. Для сферы миграции актуально решение Президента РФ от 24 февраля 2022 года на проведение Специальной военной операции (СВО) с целью прекращения геноцида соотечественников на территории Донбасса, после признания статуса Донецкой народной республики и Луганской народной республики (далее — ДНР и ЛНР). Для этого понадобилось восемь лет периодических бомбежек, обстрелов и гибели свыше 14 тысяч жителей ДНР и ЛНР. Осознание цивилизационного подхода стран НАТО во главе с мировым жандармом США проявляется на территории Украины, что стала ареной гибридной войны. Для реализации агрессивных намерений руководством США избрана парадигма, которая охватывает сущностно-содержательные аспекты гражданства во взаимоотношениях физических лиц, а именно граждан РФ, иностранцев, а также апатридов, или лиц без гражданства (далее — РГ, ИГ и ЛБГ) [15, с. 52–58; 86]. Такой подход опирается на источники генезиса культурных и социально-экономических связей, на компаративистику подданных и указанных граждан (физических лиц). Мы полагаем, что на уровне цивилизаций и на индивидуально-правовом уровне доминирует личностно-социально-деятельный подход как интеграция интересов личности, общества, государства (управление политическими, социально-экономическими и иными процессами), их объединений [11, с. 109–114].

Изученность проблемы. На концептуальном уровне аспекты цивилизаций обусловлены феноменом «миграция». В процессе управления подразделениями ФМС России, взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (далее — ФОИВ и ОИВ РФ), с научными организациями и вузами следует консолидированная точка зрения на миграционные процессы, что была реализована Межведомственной рабочей группой (МРГ) в качестве базы Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации (МРГ в составе 47 экспертов и аналитиков почти из всех ФОИВ, а также профильных научно-исследовательских структур) [10, с. 8–23]. Экспертно-аналитической МРГ была доказана сущность понятия «миграция», а именно как социально-экономическое явление, что формируется в процессе реализации людьми проектов своих намерений, которые связаны с передвижением и приживаемостью при обретении ими нового гражданско-правового положения (статуса) в местах вселения, а также с интересами личности, семьи, общества, бизнес-структур и принимаемого (оставляемого) государства [8, с. 191–196]. В структурном аспекте типовая миграция людей (МИГТ), как правило, включает: а) определенный проект (личный, совместный, предпринимательский, социальный) миграционных намерений (П1); б) избранный способ передвижения (в зависимости от средства — наземного, воздушного, водного) в избранное место вселения (П2); в) адаптация мигрирующих к условиям их приживаемости в месте вселения, прежде всего получение (приобретение) ими установленного гражданско-правового статуса, формирование толерантного добрососедства с постоянными жителями поселения (П3): 

Из формулы (1) следует, что если удалить любой компонент, то миграция как процесс будет несовершенной. При этом несомненно, что и на процессуальном уровне мигрирующие лица вправе в силу воздействия субъективных и объективных факторов: а) отказаться от реализации своего проекта; б) дождаться реализации более выгодного (дешевого, ускоренного, надежного, безопасного) способа передвижения или, например, осуществлять свою деятельность в другом государстве в режиме онлайн, дистанционно; в) при возникновении противоречий в общении с соседями, иными жителями поселения, с властными структурами могут возникать намерения об оставлении нового места жительства вследствие неблагоприятной приживаемости. Резюмируем: цивилизованные (гражданско-правовые) условия для реализации людьми своих миграционных намерений сопряжены с негативными факторами, среди которых мы выделяем следующие.

А. Статусные, обусловленные жизненным опытом людей, их образованностью, стремлением к самореализации в качестве исследователя, «дикого гуся», защитника своего Отечества, ученого с международным признанием, поиском более высокой заработной платы и т. п. Движущей силой мигранта в указанных обстоятельствах является его конституционное право на свободу передвижения по территории РФ, а также при выезде в зарубежные страны [2]. Однако к таким мигрантам авторы не относят правонарушителей, стремящихся найти себе убежище за границей, заложников террористических групп, иностранных агентов и др.

Список литературы

1. 18. Указ Президента РФ от 30 декабря 2021 г. № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> publication. pravo.gov.ru (дата обращения: 03.06.2022).
2. 17. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 (в ред. указов Президента РФ от 24.03.2021 № 166) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.kremlin.ru/acts" target="_blank">http://www.kremlin.ru/acts</a> (дата обращения: 03.06.2022).
3. 16. Статистические сведения по миграционной ситуации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya" target="_blank">https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya</a> (дата обращения: 03.06.2022).
4. 15. Самойлов В. Д. Основы миграционного права : учебник / В. Д. Самойлов. — М. : АЭБ МВД России, 2009. — 384 с.
5. 14. Самойлов В. Д. Методика преподавания юридических дисциплин в системе высшего образования России : курс лекций / В. Д. Самойлов. — М. : РУСАЙНС, 2018. — 320 с.
6. 13. Самойлов В. Д. Институт российского гражданства как инструмент обеспечения безопасности государства (экспертно-аналитическая оценка) / В. Д. Самойлов, М. Л. Соловьёва // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и прав
7. 12. Самойлов В. Д. Информационно-психологическое или международно-правовое юбилейное для всех мигрантов / В. Д. Самойлов // Психология и педагогика служебной деятельности. — 2020. — № 4. — С. 103–106.
8. 11. Самойлов В. Д. Государственно-правовые основы миграционной системы Российской Федерации : учеб.-метод. пособие / В. Д. Самойлов. — М. : МИЭМП, 2007. — 436 с.
9. 10. Прудников А. С. Деятельность Федеральной миграционной службы : учеб. пособие / А. С. Прудников, В. Д. Самойлов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 288 с.
10. 9. Политика. ООН посчитала уехавших из Украины беженцев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://ruposters.ru/news/16-05-2022" target="_blank">https://ruposters.ru/news/16-05-2022</a> (дата обращения: 10.06.2022).
11. 8. Панов А. И. Миграция как социально-экономическое явление / А. И. Панов, В. Д. Самойлов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2018. — № 3. — С. 191–196.
12. 7. Панов А. И. Ищу человека (Некоторые аспекты политической антропологии) / А. И. Панов. — М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. — 213 с. — С. 184–192.
13. 6. Нурадинов Ш. М. Вызовы и угрозы государственной безопасности РФ: общественно-миграционные основы / Ш. М. Нурадинов, В. Д. Самойлов // Вестник Московского университета МВД России. — 2019. — № 3. — С. 49–52.
14. 5. Нурадинов Ш. М. Профессиональная подготовка кадров для сферы миграции: конституционно-правовые аспекты реализации государственной миграционной политики / Ш. М. Нурадинов, В. Д. Самойлов, К. В. Селезнёва // Образование. Наука. Научные кадры. — 2020. — №
15. 4. Купер Дж. Ф. Прерия. 1827 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> litmir.me/br/? (дата обращения: 03.06.2022).
16. 3. Конституция РФ от 25 декабря 1993 г. (от 01.07.2020) // Российская газета. Федеральный выпуск. — № 144 (8198). — 4 июля 2020.
17. 2. Бунин И. А. На край света // Антоновские яблоки: сборник. 1894 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://libmir.com/book/429144-antonovskie-yabloki" target="_blank">https://libmir.com/book/429144-antonovskie-yabloki</a> (дата обращения: 03.06.2022).
18. 1. Баган В. Ф. О подготовке офицеров мобилизационного людского резерва для воинских формирований Сухопутных войск / В. Ф. Баган, В. Д. Самойлов // Образование. Наука. Научные кадры. — 2020. — № 4. — С. 309–313.

Остальные статьи