Дата публикации: 31.12.2022

Проблема обеспечения качества оценочных средств как фактор низкой эффективности независимой оценки качества подготовки обучающихся вузов

Аннотация

В статье поставлена проблема обеспечения качества оценочных средств для процедур независимой оценки качества подготовки обучающихся вузов, в первую очередь в аспекте основных научно-методических и, как следствие, организационных причин нерешенности этой проблемы. Обоснована актуальность данных процедур в связи с введением в России риск-ориентированной модели контроля качества образования. Показано, что эта нерешенность приводит, с одной стороны, к обоснованному недоверию федеральных органов власти в сфере образования к данным независимой оценки качества подготовки обучающихся вузов и, с другой стороны, к непопулярности в системе высшего образования сегодня этой процедуры в масштабах страны. Проанализированы негативные последствия этой ситуации, в частности неиспользование государственно-общественного потенциала норм законодательства, установивших данную процедуру, особенно в отношении объективной оценки результатов образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к общекультурным/универсальным и общепрофессиональным компетенциям обучающихся.




Независимая оценка качества подготовки обучающихся (НОКПО) определена ст. 95.1 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [4] как отдельная процедура, относящаяся к более широкой процедуре независимой оценки качества образования, проводимая по инициативе участников образовательных отношений, в частности администраций вузов, и предназначенная для получения этими участниками информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, а также для предоставления этим участникам информации о качестве подготовки обучающихся. При этом законом также определено, что организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ либо их частей, в отношении которых проводится НОКПО, а также условия, формы и методы ее проведения. В соответствии с указанной статьей закона проводить такую оценку имеют право только организации (юридические лица), причем те, в локальных актах которых предусмотрено проведение данной оценки. В то же время Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности [6] (п. 53, подп. б) уточнено, что такие организации должны относиться к общероссийским или иным объединениям работодателей, ассоциациям (союзам) либо к иным организациям, представляющим/объединяющим профессиональное сообщество в профессиональной области, то есть в соответствии с требованиями федеральных нормативных актов такие организации должны быть достаточно крупными общественно-профессиональными объединениями, действующими в отношении соответствующих областей профессионального образования, а не любыми организациями, желающими проводить НОКПО.

Исходя из норм названных статей закона, а также из расшифровки указанным законом понятия «качество» в отношении образования в части подготовки выпускников вузов, НОКПО должна представлять собой объективную оценку результатов этой подготовки в соотнесении со всеми разделами требований к результатам образования, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), включая разделы требований к общекультурным/универсальным и общепрофессиональным компетенциям обучающихся, определяющим ключевые не только профессионально, но и социально значимые характеристики готовности личности к деятельности как работника и гражданина. Учитывая прямую направленность НОКПО в соответствии с законом на объективное определение степени соответствия подготовки специалистов требованиям, отраженным в ФГОС ВО новой версии (3++, учитывающей положения профессиональных стандартов как требования современного отечественного рынка труда), независимая оценка качества подготовки обучающихся вузов является важнейшим легитимизированным законом инструментом повышения результативности российского высшего образования в соответствии с потребностями цифровой экономики в ее широком понимании и в целом современного общества, то есть в соответствии с актуальными вызовами современности, отраженными в зафиксирован ных указом Президента Российской Федерации национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации и в иных федеральных программных и стратегических документах, затрагивающих сферу образования [7; 8].

Особую ценность процедура НОКПО приобретает именно сегодня — вследствие законодательного введения с 01.03.2022 г. рискориентированного подхода к контролю качества образования (в соответствии со ст. 104 Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”») [3], при котором, в частности, оценка результатов образовательной деятельности становится менее детальной со стороны государственных органов и подведомственных им организаций. В этих условиях НОКПО как процедура оценки результатов образования, осуществляемая организациями профессионального сообщества (общественными объединениями), приобретает роль важнейшего средства мониторинга, образовательного аудита и, на основе использования их данных, целенаправленного и потому эффективного обеспечения повышения качества результатов высшего образования в стране в соответствии с актуальными потребностями в подготовленности современных кадров специалистов. Следовательно, сегодня крайне важно определить, в чем и насколько организации, проводящие НОКПО (или планирующие проводить эту процедуру), отвечают, в первую очередь в части своей оснащенности необходимыми инструментами для данной оценки, задаче обеспечения компетентного проведения объективной оценки результатов подготовки выпускников и обучающихся вузов в соответствии с требованиями всех разделов ФГОС ВО 3++ к таким результатам.

Что же показывает анализ ситуации в данном отношении и какие первоочередные шаги объективно необходимы в этой связи сегодня?

Вступившим в действие с 01.03.2022 г. Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности [6] как ключевым в данном отношении подзаконным федеральным нормативным актом установлено (пп. 28, 35 и др.), что результаты НОКПО должны приниматься к рассмотрению при государственной аккредитации образовательной деятельности вуза. В отношении использования результатов НОКПО ч. 5 ст. 95 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [4] также установлено, что эти результаты должны учитываться федеральными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности; ч. 7 данной статьи закона также предусмотрено формирование рейтингов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ на основе результатов НОКПО. 

Список литературы

1. 1. Климин, С. В. Методологические основы, особенности и состав автоматизированных технологий объективной комплексной оценки качества деятельности образовательных учреждений / С. В. Климин // Оценка учреждений и работников образования: использование информ
2. 2. Панарин, А. А. О проблеме обеспечения качества деятельности организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию в системе высшего образования, и путях ее решения / А. А. Панарин, С. В. Климин // Изв. Рос. акад. образования. — 2022. — № 1.
3. 3. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс]
4. Rossijskaya Federaciya. Zakony` . O vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem
5. 4. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.05.2022).
6. 5. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”» [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России
7. 6. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Россий
8. 7. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. — Режим доступа: <a href="http://www.kre" target="_blank">http://www.kre</a>
9. 8. Стенографический отчет о совместном расширенном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию (06.02.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: kremlin.ru/events/president (дата обращения: 11.05.2022).

Остальные статьи