Дата публикации: 01.01.2023

Сильные стороны личности педагога как предиктор благополучия на разных ступенях преподавания

Аннотация

В статье приводится сравнение сильных сторон личности в зависимости от ступеней преподавания, и ее целью является теоретико-эмпирическое рассмотрение представленности различных сильных сторон личности у педагогов определенных ступеней образования. В исследовании приняли участие преподаватели из 4 федеральных округов Российской Федерации. Выборка респондентов составила 7 946 педагогов. Ступени преподавания были поделены на начальную и основную, внутри групп выделены подгруппы благополучных и неблагополучных. Выявлены значимые различия в выраженности сильных сторон личности педагогов на разных ступенях преподавания. Подтверждена возможность использования предиктивной модели психологического благополучия в профессиональной деятельности.




Вопрос о том, как взаимосвязаны сильные стороны личности и ступени преподавания, является важной составляющей понимания процессов и структурного развития современного образования в рамках позитивной психологии [10]. Изучение данного вопроса позволяет системно, с пониманием точечных аспектов воздействия выстраивать практику стимулирования благоприятного школьного климата, в том числе отвечать на вызовы и эффективно решать задачи образовательного процесса XXI в., например связанные с «дидактической доминантой» — дисбалансом в ходе педагогического процесса, обусловленным превалированием целевой установки, форм и способов передачи академических знаний, умений и навыков (развития интеллектуального), над стратегией, а также над формами и способами преподавания социальных знаний, умений и навыков (развития личностного) [6]. Целью данной статьи является теоретико-эмпирическое рассмотрение представленности различных сильных сторон личности у педагогов определенных ступеней образования.

Мартин Селигман [23], один из основоположников позитивной психологии, видит ее основную цель в формировании исследовательской парадигмы в рамках психологической науки, в которой положительным аспектам жизнедеятельности и личности уделяется столь же значимое внимание, сколь и негативным аспектам психики, патологиям и противодействию им. Важнейшим аспектом позитивной психологии является понимание того, как человек оценивает свое психологическое благополучие. Именно об этой значимости концепта психологического благополучия в позитивной психологии говорит двухфакторная теория психологического благополучия К. Киза [20], которая тесно связана с идеей о влиянии сильных сторон личности на психологическое благополучие человека. Данная концепция исходит из того, что психологически благополучная личность — это не только та личность, у которой нет патологий, расстройств, депрессии, но и та, для которой характерны стремление и/или наличие самореализации, смысла жизни, сопричастности с другими людьми, принятия себя. В позитивной психологии выделяют следующие направления для изучения психологического благополучия — гедонистическое и эвдемонистическое. Сущностное различие между ними в том, что эвдемонистическое благополучие связано с получением удовольствия от жизни через самореализацию, реализацию смыслов, в том числе через реализацию ярко выраженных качеств личности — ее сильных сторон, в то время как гедонистическое зиждется на удовлетворении своих потребностей с целью достижения радости, счастья. При этом обилие исследований демонстрирует, что получение эвдемонистического удовольствия оказывает более значимый и долгосрочный эффект на стимулирование психологического благополучия личности, нежели гедонистическое удовлетворение [3; 21; 22]. 

В развитие представленных выше подходов к изучению психологического благополучия Мартин Селигман в соавторстве с Кристофером Петерсоном [21] предлагают модель «24 сильные стороны личности» (Values in Action). В рамках данной модели ученые выделяют 24 качества, в той или иной степени представленных в каждом человеке: креативность (творческое мышление, оригинальность, изобретательность); любовь к учению; любопытство (любознательность); широту видения (мудрость); критическое мышление; храбрость (отвагу); настойчивость (усердие, трудолюбие, стойкость); честность (искренность, целостность); энергичность (жажда жизни, энтузиазм, бодрость); любовь; доброту (великодушие, забота, сострадание); социальный (эмоциональный) интеллект; просоциальную активность; беспристрастность; лидерство; прощение (умение прощать); смирение; благоразумие (осторожность); самоконтроль (саморегуляцию); умение ценить красоту и совершенство во всем; благодарность; оптимизм (надежда, ориентация на лучшее будущее); чувство юмора (юмор, игривость); духовность (вера, смысл жизни). При этом каждый индивид обладает своим ранговым расположением качеств. В сущности, деятельность индивида, способствующая реализации сильных сторон, наиболее развитых в нем, ведет к получению эвдемонистического удовольствия. Данная модель является одной из наиболее проработанных и верифицируемых в позитивной психологии [14; 15]. Именно этот подход выступает теоретической основой для настоящего исследования, в рамках которого используется разработанный Петерсоном и Селигманом опросник «VIA-IS», который был адаптирован и апробирован на российской выборке [11].

Важнейшей особенностью модели является возможность совместного рассмотрения на макроуровне личности различных теорий как рядоположных, например «эмоционального интеллекта» Г. Гарднера [17] и «теории потока» М. Чиксентмихайи [16] и т. д. Также через призму 24 сильных сторон личности можно рассмотреть и другие известные концепции, в частности российских исследователей, например, о структуре, динамике и особенностях моральных оценок в контексте социального опыта [1], о социальной адаптации личности [8] и многие другие.

В настоящей статье использована предиктивная модель психологического благополучия в профессиональной деятельности А. А. Реана и А. А. Ставцева [7]. Благополучие/неблагополучие определялось по ряду эмпирических маркеров, связанных с психологическим благополучием личности (удовлетворенность жизнью, самооценка, самоэффективность) и профессиональным выгоранием, при этом в рамках благополучия именно в профессиональной деятельности наиболее информативными выступают самоэффективность и уровень профессионального выгорания.

Список литературы

1. 10. Ставцев, А. А. Образование XXI века: задачи, вызовы, маршруты [Электронный ресурс] / А. А. Ставцев // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. — 2021. — № 4. — С. 613–620. — Режим доступа: <a href="https://www.elibrary.ru/" target="_blank">https://www.elibrary.ru/</a> item.asp?id=4
2. Stavcev, A. A. Obrazovanie XXI veka: zadachi, vy`zovy`, marshruty` [E`lektronny`j resurs] / A. A. Stavcev // Gercenovskie chteniya: psixologicheskie issledovaniya v obrazovanii. — 2021. — № 4. — S. 613–620. — Rezhim dostupa: <a href="https://www.elibrary.ru/item." target="_blank">https://www.elibrary.ru/item.</a>
3. 11. Ставцев, А. А. Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» (VIA-IS120) / А. А. Ставцев, А. А. Реан, Р. Г. Кузьмин // Интеграция образования. — 2021. — Т. 25, № 4. —
4. Stavcev, A. A. Sil`ny`e storony` lichnosti rossijskix pedagogov v modeli VIA: aprobaciya russkoyazy`chnoj versii oprosnika «24 sil`ny`e storony` lichnosti» (VIA-IS120) / A.A. Stavcev, A. A. Rean, R. G. Kuz`min // Integraciya obrazovaniya. — 2021. — T. 25,
5. 12. Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностр. психология. — 1996. — № 7. — C. 71–76.
6. Shvarcer, R. Russkaya versiya shkaly` obshhej samoe`ffektivnosti R. Shvarcera i M. Erusalema / R. Shvarcer, M. Erusalem, V. Romek // Inostr. psixologiya. — 1996. — № 7. — S. 71–76.
7. 13. Abasimi, E. Character strengths and life satisfaction of teachers in Ghana / E. Abasimi, G. Xiaosong // Humanities and Social Sciences Letters. — 2016. — Vol. 4, № 1. — P. 22–35.
8. 14. Bachik, M. A. K. VIA Character Strengths among US College Students and Their Associations with Happiness, Well-Being, Resiliency, Academic Success and Psychopathology / M. A. K. Bachik, G. Carey, W. E. Craighead // The Journal of Positive Psychology.
9. 15. Character Strengths in the United Kingdom : The VIA Inventory of Strengths / P.A.Linley [et al.] // Personality and Individual Differences. — 2007. — Vol. 43, № 2. — P. 341–351.
10. 16. Csikszentmihalyi, M. The contribution of flow to positive psychology / M. Csikszentmihalyi // The science of optimism and hope : Research essays in honor of Martin E. P. Seligman / ed. by J. E. Gillham. — Philadelphia, 2000. — P. 387–395.
11. 17. Gardner, H. E. Frames of mind : The theory of multiple intelligences / H.E.Gardner.— Cambridge : Basic books, 2011. — 528 p.
12. 18. Gradišek, P. Character strengths and life satisfaction of Slovenian in-service and preservice teachers / P. Gradišek // Center for Educational Policy Studies Journal. — 2012. — Vol. 2, № 3. — P. 167–180.
13. 19. Jacob, J. K. Influence of personality traits and virtues of character strengths on teacher effectiveness [Electronic resource] / Jessy K. Jacob, Smitha Baboo // Background of the study. — 2019. — Vol. 17, № 3. — Mode of access: <a href="https://www.sxcejournal" target="_blank">https://www.sxcejournal</a>
14. 20. Keyes, C. The Mental Health Continuum : From Languishing to Flourishing / C. Keyes // J. of Health and Social Research. — 2002. — Vol. 43, № 2. — P. 207–222.
15. 21. Peterson, K. Character Strengths and Virtues : A Handbook and Classification / K. Peterson, M. Seligman. — N. Y. : American Psychological Association : Oxford University Press, 2004. — 800 p.
16. 22. Seligman, M. E. P. Flourish : A visionary new understanding of happiness and wellbeing / M. E. P. Seligman. — N. Y. : Simon and Schuster, 2012. — 368 p.
17. 23. Seligman, M. E. P. Positive psychology : An introduction / M. E. P. Seligman, M. Csikszentmihalyi // Flow and the foundations of positive psychology. — Dordrecht, 2014. — P. 279–298.
18. 24. Sezgin, F. Humility and forgiveness as predictors of teacher self-efficacy / F. Sezgin, O. Erdogan // Educational Research and Reviews. — 2018. — Vol. 13, № 4. — P. 120–128.
19. 1. Арутюнова, К. Р. Мораль и субъективный опыт / К. Р. Арутюнова, Ю. И. Александров. — М. : Ин-т психологии РАН, 2019. — 188 с.
20. Arutyunova, K. R. Moral` i sub``ektivny`j opy`t / K. R. Arutyunova, Yu.I.Aleksandrov.— M. : In-t psixologii RAN, 2019. — 188 s.
21. 2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практ. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — М. : Юрайт, 2019. — 299 с.
22. Vodop`yanova, N. E. Sindrom vy`goraniya. Diagnostika i profilaktika : prakt. posobie / N. E. Vodop`yanova, E. S. Starchenkova. — M. : Yurajt, 2019. — 299 s.
23. 3. Левит, Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: новая системная парадигма / Л. З. Левит // Пед. образование в России. — 2013. — № 1. — С. 102–111.
24. Levit, L. Z. Lichnostno-orientirovannaya koncepciya schast`ya: novaya sistemnaya paradigma / L. Z. Levit // Ped. obrazovanie v Rossii. — 2013. — № 1. — S. 102–111.
25. 4. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 304 с.
26. Obshhaya psixodiagnostika / pod red. A. A. Bodaleva, V. V. Stolina. — M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1987. — 304 s.
27. 5. Осин, Е. Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 1.
28. Osin, E. N. Kratkie russkoyazy`chny`e shkaly` diagnostiki sub``ektivnogo blagopoluchiya: psixometricheskie xarakteristiki i sravnitel`ny`j analiz / E. N. Osin, D. A. Leont`ev // Monitoring obshhestvennogo mneniya: e`konomicheskie i social`ny`e peremeny` .
29. 6. Реан, А. А. Позитивная психология как инструмент модерации процесса социализации школьников / А. А. Реан, А. А. Ставцев, А. В. Егорова // Сибир. психол. журн. — 2021. — № 82. — С. 191–207.
30. Rean, A. A. Pozitivnaya psixologiya kak instrument moderacii processa socializacii shkol`nikov / A. A. Rean, A. A. Stavcev, A. V. Egorova // Sibir. psixol. zhurn. — 2021. — № 82. — S. 191–207.
31. 7. Реан, А. А. Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности / А. А. Реан, А. А. Ставцев // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Психология. — 2021. — Т. 11, № 4. — С. 371–388.
32. Rean, A. A. Sil`ny`e storony` lichnosti v modeli VIA kak prediktor lichnostnogo blagopoluchiya pedagoga v professional`noj deyatel`nosti / A. A. Rean, A. A. Stavcev // Vestn. S.-Peterb. un-ta. Psixologiya. — 2021. — T. 11, № 4. — S. 371–388.
33. 8. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика : монография / A. A. Реан, А. Р. Кудашев, A. А. Баранов. — М. : МПГУ, 2022. — 524 с.
34. Rean, A. A. Psixologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika : monografiya / A. A. Rean, A. R. Kudashev, A. A. Baranov. — M. : MPGU, 2022. — 524 s.
35. 9. Реан, А. А. Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия в профессиональной деятельности / А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин // Нац. психол. журн. — 2022. — № 2. — С. 25–34.
36. Rean, A. A. Sil`ny`e storony` lichnosti v modeli VIA kak mediator psixologicheskogo blagopoluchiya v professional`noj deyatel`nosti / A. A. Rean, A. A. Stavcev, R. G. Kuz`min // Nacz. psixol. zhurn. — 2022. — № 2. — S. 25–34.

Остальные статьи