Сильные стороны личности педагога как предиктор благополучия на разных ступенях преподавания
Аннотация
В статье приводится сравнение сильных сторон личности в зависимости от ступеней преподавания, и ее целью является теоретико-эмпирическое рассмотрение представленности различных сильных сторон личности у педагогов определенных ступеней образования. В исследовании приняли участие преподаватели из 4 федеральных округов Российской Федерации. Выборка респондентов составила 7 946 педагогов. Ступени преподавания были поделены на начальную и основную, внутри групп выделены подгруппы благополучных и неблагополучных. Выявлены значимые различия в выраженности сильных сторон личности педагогов на разных ступенях преподавания. Подтверждена возможность использования предиктивной модели психологического благополучия в профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 01/2023 |
Страницы | 76-86 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_1_75 |
Вопрос о том, как взаимосвязаны сильные стороны личности и ступени преподавания, является важной составляющей понимания процессов и структурного развития современного образования в рамках позитивной психологии [10]. Изучение данного вопроса позволяет системно, с пониманием точечных аспектов воздействия выстраивать практику стимулирования благоприятного школьного климата, в том числе отвечать на вызовы и эффективно решать задачи образовательного процесса XXI в., например связанные с «дидактической доминантой» — дисбалансом в ходе педагогического процесса, обусловленным превалированием целевой установки, форм и способов передачи академических знаний, умений и навыков (развития интеллектуального), над стратегией, а также над формами и способами преподавания социальных знаний, умений и навыков (развития личностного) [6]. Целью данной статьи является теоретико-эмпирическое рассмотрение представленности различных сильных сторон личности у педагогов определенных ступеней образования.
Мартин Селигман [23], один из основоположников позитивной психологии, видит ее основную цель в формировании исследовательской парадигмы в рамках психологической науки, в которой положительным аспектам жизнедеятельности и личности уделяется столь же значимое внимание, сколь и негативным аспектам психики, патологиям и противодействию им. Важнейшим аспектом позитивной психологии является понимание того, как человек оценивает свое психологическое благополучие. Именно об этой значимости концепта психологического благополучия в позитивной психологии говорит двухфакторная теория психологического благополучия К. Киза [20], которая тесно связана с идеей о влиянии сильных сторон личности на психологическое благополучие человека. Данная концепция исходит из того, что психологически благополучная личность — это не только та личность, у которой нет патологий, расстройств, депрессии, но и та, для которой характерны стремление и/или наличие самореализации, смысла жизни, сопричастности с другими людьми, принятия себя. В позитивной психологии выделяют следующие направления для изучения психологического благополучия — гедонистическое и эвдемонистическое. Сущностное различие между ними в том, что эвдемонистическое благополучие связано с получением удовольствия от жизни через самореализацию, реализацию смыслов, в том числе через реализацию ярко выраженных качеств личности — ее сильных сторон, в то время как гедонистическое зиждется на удовлетворении своих потребностей с целью достижения радости, счастья. При этом обилие исследований демонстрирует, что получение эвдемонистического удовольствия оказывает более значимый и долгосрочный эффект на стимулирование психологического благополучия личности, нежели гедонистическое удовлетворение [3; 21; 22].
В развитие представленных выше подходов к изучению психологического благополучия Мартин Селигман в соавторстве с Кристофером Петерсоном [21] предлагают модель «24 сильные стороны личности» (Values in Action). В рамках данной модели ученые выделяют 24 качества, в той или иной степени представленных в каждом человеке: креативность (творческое мышление, оригинальность, изобретательность); любовь к учению; любопытство (любознательность); широту видения (мудрость); критическое мышление; храбрость (отвагу); настойчивость (усердие, трудолюбие, стойкость); честность (искренность, целостность); энергичность (жажда жизни, энтузиазм, бодрость); любовь; доброту (великодушие, забота, сострадание); социальный (эмоциональный) интеллект; просоциальную активность; беспристрастность; лидерство; прощение (умение прощать); смирение; благоразумие (осторожность); самоконтроль (саморегуляцию); умение ценить красоту и совершенство во всем; благодарность; оптимизм (надежда, ориентация на лучшее будущее); чувство юмора (юмор, игривость); духовность (вера, смысл жизни). При этом каждый индивид обладает своим ранговым расположением качеств. В сущности, деятельность индивида, способствующая реализации сильных сторон, наиболее развитых в нем, ведет к получению эвдемонистического удовольствия. Данная модель является одной из наиболее проработанных и верифицируемых в позитивной психологии [14; 15]. Именно этот подход выступает теоретической основой для настоящего исследования, в рамках которого используется разработанный Петерсоном и Селигманом опросник «VIA-IS», который был адаптирован и апробирован на российской выборке [11].
Важнейшей особенностью модели является возможность совместного рассмотрения на макроуровне личности различных теорий как рядоположных, например «эмоционального интеллекта» Г. Гарднера [17] и «теории потока» М. Чиксентмихайи [16] и т. д. Также через призму 24 сильных сторон личности можно рассмотреть и другие известные концепции, в частности российских исследователей, например, о структуре, динамике и особенностях моральных оценок в контексте социального опыта [1], о социальной адаптации личности [8] и многие другие.
В настоящей статье использована предиктивная модель психологического благополучия в профессиональной деятельности А. А. Реана и А. А. Ставцева [7]. Благополучие/неблагополучие определялось по ряду эмпирических маркеров, связанных с психологическим благополучием личности (удовлетворенность жизнью, самооценка, самоэффективность) и профессиональным выгоранием, при этом в рамках благополучия именно в профессиональной деятельности наиболее информативными выступают самоэффективность и уровень профессионального выгорания.