Дата публикации: 01.01.2023

Цифровая трансформация образования: психодидактические и технологические аспекты

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы, связанные с современными тенденциями цифровой трансформации образования. Рассматриваются степень психодидактической новизны предлагаемых изменений в образовании, функциональные возможности и ограничения применения цифровых технологий в обучении, их соотношение с традиционной классно-урочной системой. В основе метода исследования лежит критический анализ ряда отечественных публикаций по проблематике содержательных, процессуальных и организационных аспектов построения системы персонифицированного образования. Особо акцентируются вопросы психологических механизмов познавательной деятельности учащихся в новых условиях обучения, ее возрастных и индивидуальных вариантов.




Введение

В последние десятилетия приобрели особую актуальность две фундаментальные, но далеко не новые проблемы, относящиеся к развитию системы образования:

1) психолого-педагогические условия развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, определяющие становление у них позиции субъекта учения;

2) средства повышения эффективности методического и технологи ческого оснащения обучения. Эти проблемы лежат в разных научных плоскостях, однако тесно связаны, и одновременно их связь еще остается неоднозначной, а соотношение неопределенным.

Первая из этих проблем исследуется фактически на протяжении всей истории образования как социального института. Но сейчас материалы психолого-педагогических исследований и методы обучения, разработанные для классно-урочной системы, устаревают под влиянием решений второй проблемы. Хранение и передача знания, составляющего содержание учебных программ, определяются в первую очередь техническим прогрессом — развитием и использованием в обучении электронных средств, не обязательно предполагающих, а иногда и исключающих непосредственный контакт участников учебно-воспитательного процесса1 .

Список литературы

1. 34. Рубцова, О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) / О. В. Рубцова // Культ.-ист. психология. — 2019. — Т. 15, № 3. — С. 117–124.
2. Rozin, V. M. Cifrovizaciya v obrazovanii (po sledam issledovaniya «Trudnosti i perspektivy` cifrovoj transformacii obrazovaniya») / V. M. Rozin // Mir psixologii. — 2021. — № 1–2. — S. 104–115.
3. 33. Розин, В. М. Цифровизация в образовании (по следам исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования») / В. М. Розин // Мир психологии. — 2021. — № 1–2. — С. 104–115.
4. Psixologo-pedagogicheskie usloviya stanovleniya individual`ny`x strategij obucheniya shkol`nikov / pod nauch. red. I. S. Yakimanskoj. — M. ; Obninsk : IG-SOCIN, 2007. — 140 s.
5. 32. Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников / под науч. ред. И. С. Якиманской. — М. ; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2007. — 140 с.
6. Psixologo-pedagogicheskie problemy` razvitiya shkol`nika kak sub``ekta ucheniya / pod red. E. D. Bozhovich. — M. : Izd-vo MPSI ; Voronezh : MODE`K, 2000. — 191 s.
7. 31. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / под ред. Е. Д. Божович. — М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2000. — 191 с.
8. Poziciya sub``ekta ucheniya kak psixologicheskaya sistema: vneshnie i vnutrennie svyazi / pod red. E. D. Bozhovich. — M. : Pamyatniki istoricheskoj my`sli, 2013. — 294 s.
9. 30. Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи / под ред. Е. Д. Божович. — М. : Памятники исторической мысли, 2013. — 294 с.
10. Perspektivy` programmirovannogo obucheniya (Rukovodstvo po sostavleniyu programm) / K. Tomas [i dr.]. — M. : Mir, 1966. — 247 s.
11. 29. Перспективы программированного обучения (Руководство по составлению программ) / К. Томас [и др.]. — М. : Мир, 1966. — 247 с.
12. Personalizirovannaya model` obrazovaniya : metod. posobie / ANO «Platforma novoj shkoly`». — M., 2019. — 36 s.
13. 28. Персонализированная модель образования : метод. пособие / АНО «Платформа новой школы». — М., 2019. — 36 с.
14. Personalizaciya v obrazovanii: ot programmiruemogo k adaptivnomu obucheniyu / D. A. Kravchenko [i dr.] // Sovr. zarub. psixologiya. — 2020. — T 9, № 3. — S. 34–46. — doi: <a href="https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090303" target="_blank">https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090303</a>
15. 27. Персонализация в образовании: от программируемого к адаптивному обучению / Д. А. Кравченко [и др.] // Совр. заруб. психология. — 2020. — Т 9, № 3. — C. 34–46. — doi: <a href="https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090303" target="_blank">https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090303</a>
16. Pask, G. E`lektronny`e klavishny`e obuchayushhie mashiny` / G. Pask // Programmirovannoe obuchenie : sb. st. : per. s angl. / sost. I. D. Ladanov. — M., 1966. — S. 178–191.
17. 26. Паск, Г. Электронные клавишные обучающие машины / Г. Паск // Программированное обучение : сб. ст. : пер. с англ. / сост. И. Д. Ладанов. — М., 1966. — С. 178–191.
18. Panov, V. I. Opy`t sistemny`x issledovanij cifrovizacii informacionnoj sredy`: riski, predstavleniya, vzaimodejstviya / V. I. Panov, E` . V. Patrakov // Mir psixologii. — 2021. — № 1–2. — S. 116–130.
19. 25. Панов, В. И. Опыт системных исследований цифровизации информационной среды: риски, представления, взаимодействия / В. И. Панов, Э. В. Патраков // Мир психологии. — 2021. — № 1–2. — С. 116–130.
20. Nikandrov, N. D. Cifrovizaciya: potencial, dostizheniya, riski / N. D. Nikandrov // Mir psixologii. — 2021. — № 1–2. — S. 75–88.
21. 24. Никандров, Н. Д. Цифровизация: потенциал, достижения, риски / Н. Д. Никандров // Мир психологии. — 2021. — № 1–2. — С. 75–88.
22. Morosanova, V. I. Osoznannaya samoregulyaciya i otnoshenie k ucheniyu v dostizhenii uchebny`x celej / V. I. Morosanova, T. G. Fomina, I. Yu. Cyganov. — M. ; SPb. : NestorIstoriya, 2017. — 377 s.
23. 23. Моросанова, В. И. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей / В. И. Моросанова, Т. Г. Фомина, И. Ю. Цыганов. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. — 377 с.
24. Yakimanskaya, I. S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole / I. S. Yakimanskaya. — M. : Sentyabr`, 1996. — 173 s.
25. 44. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М. : Сентябрь, 1996. — 173 с.
26. Yudina, O. N. Vneshnie i vnutrennie svyazi, opredelyayushhie razvitie regulyatornogo komponenta v strukture pozicii sub``ekta ucheniya (na materiale russkogo yazy`ka) / O. N. Yudina // Poziciya sub``ekta ucheniya kak psixologicheskaya sistema: vneshnie i
27. 43. Юдина, О. Н. Внешние и внутренние связи, определяющие развитие регуляторного компонента в структуре позиции субъекта учения (на материале русского языка) / О. Н. Юдина // Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи
28. Yudina, O. N. Samodiagnostika i samokorrekciya kak faktory` razvitiya pozicii sub``ekta ucheniya u shkol`nikov / O. N. Yudina // Psixologo-pedagogicheskie problemy` razvitiya shkol`nika kak sub``ekta ucheniya / pod red. E. D. Bozhovich. — M. ; Voronezh, 2
29. 42. Юдина, О. Н. Самодиагностика и самокоррекция как факторы развития позиции субъекта учения у школьников / О. Н. Юдина // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / под ред. Е. Д. Божович. — М. ; Воронеж, 2000. — С. 61–75
30. Shingaev, S. M. Razvivayushhaya beseda kak metod raboty` s obuchayushhimisya sovremenny`x obrazovatel`ny`x organizacij / S. M. Shingaev, S. Shershun // Psixologiya cheloveka v obrazovanii. — 2019. — T. 1, № 4. — S. 380–387.
31. 41. Шингаев, С. М. Развивающая беседа как метод работы с обучающимися современных образовательных организаций / С. М. Шингаев, С. Шершун // Психология человека в образовании. — 2019. — Т. 1, № 4. — С. 380–387.
32. Shenshev, L. V. Ob optimal`nom raspredelenii funkcij mezhdu chelovekom i obuchayushhim ego ustrojstvom / L. V. Shenshev // Voprosy` algoritmizacii i programmirovaniya obucheniya. — M., 1969. — S. 154–167.
33. 40. Шеншев, Л. В. Об оптимальном распределении функций между человеком и обучающим его устройством / Л. В. Шеншев // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения. — М., 1969. — С. 154–167.
34. Czukerman, G. A. Vidy` obshheniya v obuchenii / G. A. Czukerman. — Tomsk : Peleng, 1993. — 268 s.
35. 39. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск : Пеленг, 1993. — 268 с.
36. Universal`ny`e kompetentnosti i novaya gramotnost`: chemu uchit` segodnya dlya uspexa zavtra : Predvaritel`ny`e vy`vody` mezhdunarodnogo doklada o tendenciyax transformacii shkol`nogo obrazovaniya / I. D. Frumin [i dr.]. — M. : NIU VShE`, 2018. — 28 s. —
37. 38. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра : Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин [и др.]. — М. : НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — (Современна
38. Uvarov, A. Yu. Ob opisanii kompetencij XXI veka / A. Yu. Uvarov // Obrazovatel`naya politika. — 2014. — № 1. — S. 13–30.
39. 37. Уваров, А. Ю. Об описании компетенций XXI века / А. Ю. Уваров // Образовательная политика. — 2014. — № 1. — С. 13–30.
40. Trudnosti i perspektivy` cifrovoj transformacii obrazovaniya / pod red. A.Yu. Uvarova, I. D. Frumina. — M.: Izd. dom Vy`ssh. shk. e`konomiki, 2019. — 342 s.
41. 36. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. — М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. — 342 с.
42. Skinner, B. F. Nauka ob obuchenii i iskusstvo obucheniya / B. F. Skinner // Teorii ucheniya : xrestomatiya / red.-sost. N. F. Taly`zina, I. A. Volodarskaya. — M., 1998. — S. 103–109.
43. 35. Скиннер, Б. Ф. Наука об обучении и искусство обучения / Б. Ф. Скиннер // Теории учения : хрестоматия / ред.-сост. Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская. — М., 1998. — С. 103–109.
44. Rubczova, O. V. Cifrovy`e texnologii kak novoe sredstvo oposredovaniya (Chast` pervaya) / O. V. Rubczova // Kul`t.-ist. psixologiya. — 2019. — T. 15, № 3. — S. 117–124.
45. Davy`dov, V. V. Teoriya razvivayushhego obucheniya / V. V. Davy`dov. — M. : Akademiya, 2004. — 288 s.
46. 12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : Академия, 2004. — 288 с.
47. Granik, G. G. Rech`, yazy`k i sekrety` punktuacii / G. G. Granik, L. A. Koncevaya. — M. : Prosveshhenie, 1996. — 350 s.
48. 11. Граник, Г. Г. Речь, язык и секреты пунктуации / Г. Г. Граник, Л. А. Концевая. — М. : Просвещение, 1996. — 350 с.
49. Granik, G. G. Russkij yazy`k : Programmirovanny`j uchebnik i sbornik uprazhnenij / G. G. Granik, O. N. Yudina. — M. : Pedagogika, 1970. — Ch. 2. — 226 s.
50. 10. Граник, Г. Г. Русский язык : Программированный учебник и сборник упражнений / Г. Г. Граник, О. Н. Юдина. — М. : Педагогика, 1970. — Ч. 2. — 226 с.
51. Granik, G. G. Russkij yazy`k : Programmirovanny`j uchebnik i sbornik uprazhnenij / G. G. Granik, E. D. Bozhovich. — M. : Pedagogika, 1970. — Ch. 1. — 242 s.
52. 9. Граник, Г. Г. Русский язык : Программированный учебник и сборник упражнений / Г. Г. Граник, Е. Д. Божович. — М. : Педагогика, 1970. — Ч. 1. — 242 с.
53. Gal`perin, P. Ya. Vvedenie v psixologiyu / P. Ya. Gal`perin. — M. : Izd-vo MGU, 1976. — 247 s.
54. 8. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. — М. : Изд-во МГУ, 1976. — 247 с.
55. Gal`perin, P. Ya. Razvitie issledovanij po formirovaniyu umstvenny`x dejstvij / P. Ya. Gal`perin // Psixologicheskaya nauka v SSSR : v 2 t. — M., 1959. — T. 1. — S. 441–469.
56. 7. Гальперин, П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР : в 2 т. — М., 1959. — Т. 1. — С. 441–469.
57. Budancev, D. V. Cifrovizaciya v sfere obrazovaniya [E`lektronny`j resurs] : obzor rossijskix nauchny`x publikacij / D. B. Budancev // Mol. ucheny`j. — 2020. — № 27. — S. 120–127. — Rezhim dostupa: <a href="https://moluch.ru/archive/317/72477/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/317/72477/</a> (data obrashheniya: 1
58. 6. Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования [Электронный ресурс] : обзор российских научных публикаций / Д. Б. Буданцев // Мол. ученый. — 2020. — № 27. — С. 120–127. — Режим доступа: <a href="https://moluch.ru/archive/317/72477/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/317/72477/</a> (дата обращения: 16.07.2022
59. Bondarenko, S. M. Pochemu detyam trudno uchit`sya? / S. M. Bondarenko. — M. : Znanie, 1975. — 64 s.
60. 5. Бондаренко, С. М. Почему детям трудно учиться? / С. М. Бондаренко. — М. : Знание, 1975. — 64 с.
61. Bozhovich, E. D. Yazy`kovaya kompetenciya rebenka: struktura, dinamika razvitiya, vozrastnaya i individual`naya variativnost` (na materiale russkogo yazy`ka kak rodnogo) / E. D. Bozhovich. — Ivanovo : Listos, 2022. — 460 s.
62. 4. Божович, Е. Д. Языковая компетенция ребенка: структура, динамика развития, возрастная и индивидуальная вариативность (на материале русского языка как родного) / Е. Д. Божович. — Иваново : Листос, 2022. — 460 с.
63. Bibler, V. S. Kul`tura. Dialog kul`tur (Opy`t opredeleniya) / V. S. Bibler // Vopr. filosofii. — 1989. — № 6. — S. 31–42.
64. 3. Библер, В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) / В. С. Библер // Вопр. философии. — 1989. — № 6. — С. 31–42.
65. Asmolov, A. G. Rossijskaya shkola i novy`e informacionny`e texnologii: vzglyad v sleduyushhee desyatiletie / A. G. Asmolov, A. L. Semenov, A. Yu. Uvarov. — M. : Neks-Print, 2010. — 84 s.
66. 2. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров. — М. : НексПринт, 2010. — 84 с.
67. Abramenkova, V. V. Cifrovizaciya vospitaniya kak ugroza bezopasnomu razvitiyu detstva [E`lektronny`j resurs] / V. V. Abramenkova // Psixol. gazeta. — 2021. — Rezhim dostupa: <a href="https://psy.su/feed/9194/" target="_blank">https://psy.su/feed/9194/</a> (data obrashheniya: 31.08.2021).
68. 1. Абраменкова, В. В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства [Электронный ресурс] / В. В. Абраменкова // Психол. газета. — 2021. — Режим доступа: <a href="https://psy.su/feed/9194/" target="_blank">https://psy.su/feed/9194/</a> (дата обращения: 31.08.2021).
69. Lichnostny`e faktory` razvitiya pozicii sub``ekta ucheniya / pod red. E.D.Bozhovich.— M. ; SPb. : Nestor-Istoriya, 2020. — 368 s.
70. 22. Личностные факторы развития позиции субъекта учения / под ред. Е. Д. Божович. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2020. — 368 с.
71. Leont`ev, A. A. Psixologiya obshheniya / A. A. Leont`ev. — M. : Smy`sl, 1997. — 365 s.
72. 21.Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 1997. — 365 с.
73. Landa, L. N. Umenie dumat` . Kak emu uchit` / L. N. Landa. — M. : Znanie, 1975. — 64 s.
74. 20. Ланда, Л. Н. Умение думать. Как ему учить / Л. Н. Ланда. — М. : Знание, 1975. — 64 с.
75. Landa, L. N. Algoritmizaciya v obuchenii / L. N. Landa ; pod obshh. red. i so vstup. st. B. V. Gnedenko, B. V. Biryukova. — M. : Prosveshhenie, 1966. — 523 s.
76. 19. Ланда, Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда ; под общ. ред. и со вступ. ст. Б. В. Гнеденко, Б. В. Бирюкова. — М. : Просвещение, 1966. — 523 с.
77. Krauder, N. Avtomaticheskoe obuchenie s vnutrennim (razvetvlenny`m) programmirovaniem / N. Krauder // Programmirovannoe obuchenie : sb. st. : per. s angl. / sost. I. D. Ladanov — M., 1966. — S. 30–36.
78. 18. Краудер, Н. Автоматическое обучение с внутренним (разветвленным) программированием / Н. Краудер // Программированное обучение : сб. ст. : пер. с англ. / сост. И. Д. Ладанов — М., 1966. — С. 30–36.
79. Kochetkov, N. V. Vzaimosvyaz` uvlechennosti onlajn-igrami i motivacii k obucheniyu raznostatusny`x shkol`nikov / N. V. Kochetkov, E. N. Volozhaeva // Psixol. nauka i obrazovanie. — 2021. — T. 26, № 4. — S. 34–42.
80. 17. Кочетков, Н. В. Взаимосвязь увлеченности онлайн-играми и мотивации к обучению разностатусных школьников / Н. В. Кочетков, Е. Н. Воложаева // Психол. наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 4. — С. 34–42.
81. Konstantinovskij, M. A. Programmirovannoe obuchenie s razny`x storon / M. A. Konstantinovskij. — M. : Znanie, 1974. — 64 s.
82. 16. Константиновский, М. А. Программированное обучение с разных сторон / М. А. Константиновский. — М. : Знание, 1974. — 64 с.
83. Konopkin, O. A. Obshhaya sposobnost` k samoregulyacii kak faktor sub``ektnogo razvitiya / O. A. Konopkin // Vopr. psixologii. — 2004. — № 2. — S. 128–135.
84. 15. Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О. А. Конопкин // Вопр. психологии. — 2004. — № 2. — С. 128–135.
85. Konokotin, A. V. Primenenie komp`yuterny`x sredstv v ocenke razvitiya uchebny`x vzaimodejstvij mladshix shkol`nikov / A. V. Konokotin // Psixol. nauka i obrazovanie. — 2021. — T. 26, № 4. — S. 5–19.
86. 14. Конокотин, А. В. Применение компьютерных средств в оценке развития учебных взаимодействий младших школьников / А. В. Конокотин // Психол. наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 4. — С. 5–19.
87. Isaeva, A. N. «Bestelesnost`» lichnosti v usloviyax virtual`noj kul`tury` / A. N. Isaeva // Psixologiya : zhurn. Vy`ssh. shk. e`konomiki. — 2021. — T. 18, № 3. — S. 491–505.
88. 13. Исаева, А. Н. «Бестелесность» личности в условиях виртуальной культуры / А. Н. Исаева // Психология : журн. Высш. шк. экономики. — 2021. — Т. 18, № 3. — С. 491–505.

Остальные статьи