Дата публикации: 01.01.2023

Цифровая трансформация образования: психодидактические и технологические аспекты

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы, связанные с современными тенденциями цифровой трансформации образования. Рассматриваются степень психодидактической новизны предлагаемых изменений в образовании, функциональные возможности и ограничения применения цифровых технологий в обучении, их соотношение с традиционной классно-урочной системой. В основе метода исследования лежит критический анализ ряда отечественных публикаций по проблематике содержательных, процессуальных и организационных аспектов построения системы персонифицированного образования. Особо акцентируются вопросы психологических механизмов познавательной деятельности учащихся в новых условиях обучения, ее возрастных и индивидуальных вариантов.




Введение

В последние десятилетия приобрели особую актуальность две фундаментальные, но далеко не новые проблемы, относящиеся к развитию системы образования:

1) психолого-педагогические условия развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, определяющие становление у них позиции субъекта учения;

2) средства повышения эффективности методического и технологи ческого оснащения обучения. Эти проблемы лежат в разных научных плоскостях, однако тесно связаны, и одновременно их связь еще остается неоднозначной, а соотношение неопределенным.

Первая из этих проблем исследуется фактически на протяжении всей истории образования как социального института. Но сейчас материалы психолого-педагогических исследований и методы обучения, разработанные для классно-урочной системы, устаревают под влиянием решений второй проблемы. Хранение и передача знания, составляющего содержание учебных программ, определяются в первую очередь техническим прогрессом — развитием и использованием в обучении электронных средств, не обязательно предполагающих, а иногда и исключающих непосредственный контакт участников учебно-воспитательного процесса1 .

Список литературы

1. Рубцова, О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) / О. В. Рубцова // Культ.-ист. психология. — 2019. — Т. 15, № 3. — С. 117–124.
2. Никандров, Н. Д. Цифровизация: потенциал, достижения, риски / Н. Д. Никандров // Мир психологии. — 2021. — № 1–2. — С. 75–88.
3. Панов, В. И. Опыт системных исследований цифровизации информационной среды: риски, представления, взаимодействия / В. И. Панов, Э. В. Патраков // Мир психологии. — 2021. — № 1–2. — С. 116–130.
4. Паск, Г. Электронные клавишные обучающие машины / Г. Паск // Программированное обучение : сб. ст. : пер. с англ. / сост. И. Д. Ладанов. — М., 1966. — С. 178–191.
5. Персонализация в образовании: от программируемого к адаптивному обучению / Д. А. Кравченко [и др.] // Совр. заруб. психология. — 2020. — Т 9, № 3. — C. 34–46. — doi: <a href="https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090303" target="_blank">https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090303</a>
6. Персонализированная модель образования : метод. пособие / АНО «Платформа новой школы». — М., 2019. — 36 с.
7. Перспективы программированного обучения (Руководство по составлению программ) / К. Томас [и др.]. — М. : Мир, 1966. — 247 с.
8. Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи / под ред. Е. Д. Божович. — М. : Памятники исторической мысли, 2013. — 294 с.
9. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / под ред. Е. Д. Божович. — М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2000. — 191 с.
10. Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников / под науч. ред. И. С. Якиманской. — М. ; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2007. — 140 с.
11. Розин, В. М. Цифровизация в образовании (по следам исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования») / В. М. Розин // Мир психологии. — 2021. — № 1–2. — С. 104–115.
12. Моросанова, В. И. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей / В. И. Моросанова, Т. Г. Фомина, И. Ю. Цыганов. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. — 377 с.
13. Скиннер, Б. Ф. Наука об обучении и искусство обучения / Б. Ф. Скиннер // Теории учения : хрестоматия / ред.-сост. Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская. — М., 1998. — С. 103–109.
14. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. — М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. — 342 с.
15. Уваров, А. Ю. Об описании компетенций XXI века / А. Ю. Уваров // Образовательная политика. — 2014. — № 1. — С. 13–30.
16. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра : Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин [и др.]. — М. : НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — (Современна
17. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск : Пеленг, 1993. — 268 с.
18. Шеншев, Л. В. Об оптимальном распределении функций между человеком и обучающим его устройством / Л. В. Шеншев // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения. — М., 1969. — С. 154–167.
19. Шингаев, С. М. Развивающая беседа как метод работы с обучающимися современных образовательных организаций / С. М. Шингаев, С. Шершун // Психология человека в образовании. — 2019. — Т. 1, № 4. — С. 380–387.
20. Юдина, О. Н. Самодиагностика и самокоррекция как факторы развития позиции субъекта учения у школьников / О. Н. Юдина // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / под ред. Е. Д. Божович. — М. ; Воронеж, 2000. — С. 61–75
21. Юдина, О. Н. Внешние и внутренние связи, определяющие развитие регуляторного компонента в структуре позиции субъекта учения (на материале русского языка) / О. Н. Юдина // Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи
22. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М. : Сентябрь, 1996. — 173 с.
23. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : Академия, 2004. — 288 с.
24. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров. — М. : НексПринт, 2010. — 84 с.
25. Библер, В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) / В. С. Библер // Вопр. философии. — 1989. — № 6. — С. 31–42.
26. Божович, Е. Д. Языковая компетенция ребенка: структура, динамика развития, возрастная и индивидуальная вариативность (на материале русского языка как родного) / Е. Д. Божович. — Иваново : Листос, 2022. — 460 с.
27. Бондаренко, С. М. Почему детям трудно учиться? / С. М. Бондаренко. — М. : Знание, 1975. — 64 с.
28. Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования [Электронный ресурс] : обзор российских научных публикаций / Д. Б. Буданцев // Мол. ученый. — 2020. — № 27. — С. 120–127. — Режим доступа: <a href="https://moluch.ru/archive/317/72477/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/317/72477/</a> (дата обращения: 16.07.2022
29. Гальперин, П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР : в 2 т. — М., 1959. — Т. 1. — С. 441–469.
30. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. — М. : Изд-во МГУ, 1976. — 247 с.
31. Граник, Г. Г. Русский язык : Программированный учебник и сборник упражнений / Г. Г. Граник, Е. Д. Божович. — М. : Педагогика, 1970. — Ч. 1. — 242 с.
32. Граник, Г. Г. Русский язык : Программированный учебник и сборник упражнений / Г. Г. Граник, О. Н. Юдина. — М. : Педагогика, 1970. — Ч. 2. — 226 с.
33. Граник, Г. Г. Речь, язык и секреты пунктуации / Г. Г. Граник, Л. А. Концевая. — М. : Просвещение, 1996. — 350 с.
34. Абраменкова, В. В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства [Электронный ресурс] / В. В. Абраменкова // Психол. газета. — 2021. — Режим доступа: <a href="https://psy.su/feed/9194/" target="_blank">https://psy.su/feed/9194/</a> (дата обращения: 31.08.2021).
35. Исаева, А. Н. «Бестелесность» личности в условиях виртуальной культуры / А. Н. Исаева // Психология : журн. Высш. шк. экономики. — 2021. — Т. 18, № 3. — С. 491–505.
36. Конокотин, А. В. Применение компьютерных средств в оценке развития учебных взаимодействий младших школьников / А. В. Конокотин // Психол. наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 4. — С. 5–19.
37. Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О. А. Конопкин // Вопр. психологии. — 2004. — № 2. — С. 128–135.
38. Константиновский, М. А. Программированное обучение с разных сторон / М. А. Константиновский. — М. : Знание, 1974. — 64 с.
39. Кочетков, Н. В. Взаимосвязь увлеченности онлайн-играми и мотивации к обучению разностатусных школьников / Н. В. Кочетков, Е. Н. Воложаева // Психол. наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 4. — С. 34–42.
40. Краудер, Н. Автоматическое обучение с внутренним (разветвленным) программированием / Н. Краудер // Программированное обучение : сб. ст. : пер. с англ. / сост. И. Д. Ладанов — М., 1966. — С. 30–36.
41. Ланда, Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда ; под общ. ред. и со вступ. ст. Б. В. Гнеденко, Б. В. Бирюкова. — М. : Просвещение, 1966. — 523 с.
42. Ланда, Л. Н. Умение думать. Как ему учить / Л. Н. Ланда. — М. : Знание, 1975. — 64 с.
43. 21.Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 1997. — 365 с.
44. Личностные факторы развития позиции субъекта учения / под ред. Е. Д. Божович. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2020. — 368 с.

Остальные статьи