Дата публикации: 01.01.2023

Контроль стресса: определение, применение, перспективы исследований

Аннотация

В статье представлены теоретический обзор научных исследований, описывающих совладание со стрессом, и результаты исследования по апробации метода Джима Уайта и Мэри Кинан — контроля стресса. Психообразовательные методы низкой интенсивности — группа методов, отличающихся краткосрочностью, ориентацией на получение знаний в области психологии, предоставлением информации о психологических проблемах и психических расстройствах и подразумевающих помощь пациентам в организации самопомощи. Контроль стресса как психообразовательный метод низкой интенсивности, использующий групповые методы работы, предлагается исследовать наряду с иными формами совладающего поведения, применяемыми в практической психологии и психологии спорта. Описываются технология контроля стресса, ее преимущества, процесс и результаты апробации на спортсменах в рамках коррекции тревожности.




Введение

В настоящее время в связи с динамичными изменениями политических, экономических, экологических и иных условий развития общественных отношений, проявлениями угроз глобального характера возрос интерес к профилактике негативных последствий стрессовых состояний как способу поддержания физического и психического здоровья, обеспечения успешной деятельности и социальной активности. Показательно, что, по сообщениям Российской академии наук, в марте 2022 г. каждый второй респондент отмечал у себя симптомы острых депрессивных состояний и более трети — симптомы трудно контролируемой тревоги [18]. Из-за негативного влияния стресса человек менее продуктивно выполняет самые обычные операции, в условиях сильного стрессового состояния может нарушаться нормальное течение физиологических процессов в организме, под угрозой находится и поддержание интерперсональных отношений.

Исследователями отмечается, что групповые методы психопрофилактики не только являются более экономически выгодными (подразумевая в том числе меньшие трудозатраты в расчете на одного специалиста-психолога), но и обладают своими специфическими преимуществами. Так, опыт пребывания в группе людей с похожими проблемами описывается участниками групповых методов как важный фактор сам по себе [30]. Что касается психологии спорта, то достоверно установлено, что характер влияния стрессоров, к примеру, на успешность выполнения спортивной деятельности детерминирован прежде всего системой взаимных отношений и личностных свойств участников спортивной группы, таких как характер, темперамент, социальные роли и установки, мотивационная направленность, самовосприятие участников группы и т. д. [5; 6; 10; 14].

Все вышесказанное обусловливает целесообразность поиска и разработки новых, в том числе групповых, методов профилактики негативных последствий стрессовых состояний и методов совладания со стрессом.

Определение контроля стресса

Список литературы

1. 27. Biggs, A. Lazarus and Folkman’s Psychological Stress and Coping Theory / A. Biggs, P. Brough, S. Drummond // The Handbook of Stress and Health : A Guide to Research and Practice. — John Wiley and Sons, 2017. — P. 349–364. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1002/97
2. 26. A pragmatic patient preference trial of cognitive behavioural versus cognitive analytic guided self-help for anxiety disorders / S. Kellett [et al.] // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. — 2020. — Vol. 49, № 1. — P. 104–111. — <a href="https://doi.org/10" target="_blank">https://doi.org/10</a>
3. 25. APA Dictionary of Psychology [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://" target="_blank">https://</a> dictionary.apa.org/coping (date of the application: 27.01.2023).
4. 24. A Meta-Analysis of Cognitive-Behavioural Therapy for Adult Depression, Alone and in Comparison with other Treatments / P. Cuijpers [et al.] // The Canadian Journal of Psychiatry.— 2013. — Vol. 58, № 7. — P. 376–385. — <a href="https://doi.org/10.1177/070674371" target="_blank">https://doi.org/10.1177/070674371</a>
5. Yakovecz, O. G. Fitofiziologiya stressa : kurs lekcij / O. G. Yakovecz. — Minsk : Belorus. gos. un-t, 2010. — 103 s.
6. 23. Яковец, О. Г. Фитофизиология стресса : курс лекций / О. Г. Яковец. — Минск : Белорус. гос. ун-т, 2010. — 103 с.
7. Shacz, I. K. Vliyanie fiziologicheskix i psixologicheskix e`ffektov professional`nogo stressa na zdorov`e pedagogov / I. K. Shacz // Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A. S. Pushkina. — 2013. — T. 5, № 4. — S. 19–27.
8. 22. Шац, И. К. Влияние физиологических и психологических эффектов профессионального стресса на здоровье педагогов / И. К. Шац // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2013. — Т. 5, № 4. — С. 19–27.
9. Shapar`, V. B. Psixologiya krizisny`x situacij / V. B. Shapar` . — Izd. 2-e, ster. — Rostov n/D : Feniks, 2010. — 452 s. — (Psixologicheskij fakul`tet).
10. 21. Шапарь, В. Б. Психология кризисных ситуаций / В. Б. Шапарь. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 452 с. — (Психологический факультет).
11. Xachaturova, M. R. Sovladayushhij repertuar lichnosti: obzor zarubezhny`x issledovanij / M. R. Xachaturova // Psixologiya : zhurn. Vy`ssh. shk. e`konomiki. — 2013. — T. 10, № 3. — S. 160–169.
12. 20. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований / М. Р. Хачатурова // Психология : журн. Высш. шк. экономики. — 2013. — Т. 10, № 3. — С. 160–169.
13. Tudupova, T. Cz. Razvitie adaptivny`x koping-strategij u podrostkov kak sredstvo profilaktiki suicidal`ny`x riskov / T. Cz. Tudupova, N. G. Batueva, T. A. Parfent`eva // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya. — 2018. — T.
14. 19. Тудупова, Т. Ц. Развитие адаптивных копинг-стратегий у подростков как средство профилактики суицидальных рисков / Т. Ц. Тудупова, Н. Г. Батуева, Т. А. Парфентьева // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2018. — Т. 7, №
15. Timofej Nestik: Vazhno, chtoby` v spiske nashix kontaktov ostavalis` lyudi s razny`mi tochkami zreniya [E`lektronny`j resurs]. — 2022. — Rezhim dostupa: <a href="https:" target="_blank">https:</a> <a href="http://www.ras." target="_blank">http://www.ras.</a> ru/news/shownews.aspx?id=bd0b0e0e-c78e-4ddf-b9c0-2e27d4e9c2e5 (data obrashheniy
16. 18. Тимофей Нестик: Важно, чтобы в списке наших контактов оставались люди с разными точками зрения [Электронный ресурс]. — 2022. — Режим доступа: <a href="https:" target="_blank">https:</a> <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=bd0b0e0e-c78e-4ddf-b9c0-2e27d4e9c2e5 (дата обращения: 27.01.2
17. Sportivnaya psixologiya : ucheb. dlya akad. bakalavriata / V. I. Voronova [i dr.]. ; pod obshh. red. V. A. Rodionova [i dr.].— M. : Yurajt, 2018. — 367 s. — (Bakalavr. Akademicheskij kurs).
18. 17. Спортивная психология : учеб. для акад. бакалавриата / В. И. Воронова [и др.]. ; под общ. ред. В. А. Родионова [и др.].— М. : Юрайт, 2018. — 367 с. — (Бакалавр. Академический курс).
19. 28. Brown, J. S. Can Large-Scale Self-Referral Psycho-Educational Stress Workshops Help Improve the Psychological Health of the Population? / J. S. Brown, S. A. Elliott, C. Butler // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. — 2006. — Vol. 34, № 2. — P. 16
20. 29. Burns, P. “Stress Control” as a Large Group Psychoeducational Intervention at Step 2 of IAPT Services: Acceptability of the Approach and Moderators of Effectiveness / P. Burns, S. Kellett // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. — 2015. — Vol. 44,
21. 30. Eayrs, C. B. Behavioural Group Training for Anxiety Management / C. B. Eayrs, D.Rowan, P. G. Harvey // Behavioural Psychotherapy. — 1984. — Vol. 12, № 2. — P. 117–129. — <a href="https://doi.org/10.1017/s0141347300009794" target="_blank">https://doi.org/10.1017/s0141347300009794</a>
22. 31. Effectiveness of stress control large group psychoeducation for anxiety and depression : Systematic review and meta-analysis / N. Dolan [et al.] // British J. of Clinical Psychology. — 2021. — Vol. 60, № 3. — P. 375–399. — <a href="https://doi.org/10.1111/bjc." target="_blank">https://doi.org/10.1111/bjc.</a>
23. 32. Empathy / A. C. Bohart [et al.] // Psychotherapy relationships that work : Therapist contributions and responsiveness to patients / ed. by J. C. Norcross. — N. Y., 2002. — P. 89–108.
24. 33. Folkman, S. Manual for the Ways of Coping Questionnaire : Research Edition / S. Folkman, R. S. Lazarus. — Palo Alto, CA : Consulting Psychologists Press, 1988.
25. 34. Haney, C. J. Coping Effectiveness : A Path Analysis of Self-Efficacy, Control, Coping, and Performance in Sport Competitions1 / C. J. Haney, B. C. Long // J. of Applied Social Psychology. — 1995. — Vol. 25, № 19. — P. 1726–1746. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.
26. 35. Hoffman, S. G. Cognitive-Behavioral Therapy for Adult Anxiety Disorders / S. G. Hoffman, J. A. J. Smits // The Journal of Clinical Psychiatry. — 2008. — Vol. 69, № 4. — P. 621–632. — <a href="https://doi.org/10.4088/jcp.v69n0415" target="_blank">https://doi.org/10.4088/jcp.v69n0415</a>
27. 36. Joice, A. An evaluation of the impact of a large group psycho-education programme (Stress Control) on patient outcome: does empathy make a difference? / A. Joice, S. W. Mercer // The Cognitive Behaviour Therapist. — 2010. — Vol. 3, № 1. — P. 1–17. — h
28. 37. Snyder, C. R. Coping : The Psychology of What Works / C. R. Snyder. — Oxford University Press, 1999.
29. 38. Stress Control. Free Zone [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://" target="_blank">https://</a> stresscontrol.org/free-zone/ (date of the application: 27.01.2023).
30. 39. White, J. Stress Control : A Controlled Comparative Investigation of Large Group Therapy for Generalized Anxiety Disorder / J. White, M. Keenan, N. Brooks // Behavioural Psychotherapy. — 1992. — Vol. 20, № 2. — P. 97–113. — <a href="https://doi.org/10.1017/" target="_blank">https://doi.org/10.1017/</a> s0
31. 40. White, J. Stress control : A controlled comparative investigation of large group therapy for generalized anxiety disorder: Process of change / J. White, N. Brooks, M. Keenan // Clinical Psychology and Psychotherapy. — 1995. — Vol. 2, № 2. — P. 86–97.
32. 41. White, J. CBT and the challenge of primary care: developing effective, efficient, equitable, acceptable and accessible services for common mental health problems / J. White // J. of Public Mental Health. — 2008. — Vol. 7, № 1. — P. 32–41. — <a href="https://do" target="_blank">https://do</a>
33. 42. Wood, S. D. Experience of implementing an adult educational approach to treating anxiety disorders / S. D. Wood, N. J. Kitchiner, J. I. Bisson // J. of Psychiatric and Mental Health Nursing. — 2005. — Vol. 12, № 1. — P. 95–99. — <a href="https://doi.org/10.111" target="_blank">https://doi.org/10.111</a>
34. 1. Барабанщикова, В. В. Профессиональные деформации в спорте высших достижений / В. В. Барабанщикова, О. А. Климова // Нац. психол. журн. — 2015. — № 2. — С. 3–12. — <a href="https://doi.org/10.11621/npj.2015.0201" target="_blank">https://doi.org/10.11621/npj.2015.0201</a>
35. Barabanshhikova, V. V. Professional`ny`e deformacii v sporte vy`sshix dostizhenij / V. V. Barabanshhikova, O. A. Klimova // Nacz. psixol. zhurn. — 2015. — № 2. — S. 3–12. — <a href="https://doi.org/10.11621/npj.2015.0201" target="_blank">https://doi.org/10.11621/npj.2015.0201</a>
36. 2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расш. — М. : АСТ, 2009. — 811 с. — (Большая психологическая энциклопедия).
37. Bol`shoj psixologicheskij slovar` / pod red. B. G. Meshheryakova, V. P. Zinchenko. — 4-e izd., rassh. — M. : AST, 2009. — 811 s. — (Bol`shaya psixologicheskaya e`nciklopediya).
38. 3. Даев, Е. В. О «Стрессе», … или о двух ошибках Ганса Селье, завоевавших мир / Е. В. Даев // Экол. генетика. — 2019. — Т. 17, № 4. — С. 103–111. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.17816/ecogen174103-111
39. Daev, E. V. O «Stresse», … ili o dvux oshibkax Gansa Sel`e, zavoevavshix mir / E.V. Daev // E`kol. genetika. — 2019. — T. 17, № 4. — S. 103–111. — <a href="https://doi.org/10.17816/" target="_blank">https://doi.org/10.17816/</a> ecogen174103-111
40. 4. Ермакова, Е. Г. Профилактические меры борьбы со стрессом в жизни студентов, причины, способы и средства снятия стресса / Е. Г. Ермакова // Междунар. журн. гуманит. и естеств. наук. — 2020. — № 9–2. — С. 49–52. — <a href="https://doi.org/10.24411/" target="_blank">https://doi.org/10.24411/</a> 2500-1000-2020
41. Ermakova, E. G. Profilakticheskie mery` bor`by` so stressom v zhizni studentov, prichiny`, sposoby` i sredstva snyatiya stressa / E. G. Ermakova // Mezhdunar. zhurn. gumanit. i estestv. nauk. — 2020. — № 9–2. — S. 49–52. — <a href="https://doi.org/10.24411/2500-10" target="_blank">https://doi.org/10.24411/2500-10</a>
42. 5. Ильин, Е. П. Стили спортивной деятельности / Е. П. Ильин // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов : хрестоматия. — СПб., 2002. — С. 128–136.
43. Il`in, E. P. Stili sportivnoj deyatel`nosti / E. P. Il`in // Sportivnaya psixologiya v trudax otechestvenny`x specialistov : xrestomatiya. — SPb., 2002. — S. 128–136.
44. 6. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — М. [и др.] : Питер, 2008. — 351 с. — (Мастера психологии).
45. Il`in, E. P. Psixologiya sporta / E. P. Il`in. — M. [i dr.] : Piter, 2008. — 351 s. — (Mastera psixologii).
46. 7. Крюкова, Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журн. практ. психолога. — 2007. — № 3. — С. 93–112.
47. Kryukova, T. L. Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptaciya metodiki WCQ) / T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak // Zhurn. prakt. psixologa. — 2007. — № 3. — S. 93–112.
48. 8. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы / Т. Л. Крюкова // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. — 2013. — Т. 19, № 5. — С. 184–188.
49. Kryukova, T. L. Psixologiya sovladayushhego povedeniya: sovremennoe sostoyanie i psixologicheskie, sociokul`turny`e perspektivy` / T. L. Kryukova // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. — 2013. — T. 19, № 5. — S. 184–188.
50. 9. Мамедова, Л. В. Стресс и способы борьбы с ним в предэкзаменационный период / Л. В. Мамедова, А. В. Юдина // Инновации в науке. — 2016. — № 57–2. — С. 70–75.
51. Mamedova, L. V. Stress i sposoby` bor`by` s nim v prede`kzamenacionny`j period / L. V. Mamedova, A. V. Yudina // Innovacii v nauke. — 2016. — № 57–2. — S. 70–75.
52. 10. Мартынов, А. И. Психология альпинизма / А. И. Мартынов. — М. : ТВТ Дивизион, 2017. — 252 с.
53. Marty`nov, A. I. Psixologiya al`pinizma / A. I. Marty`nov. — M. : TVT Divizion, 2017. — 252 s.
54. 11. Меерсон, Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. — М. : Наука, 1981. — 278 с.
55. Meerson, F. Z. Adaptaciya, stress i profilaktika / F. Z. Meerson. — M. : Nauka, 1981. — 278 s.
56. 12. Першина, К. В. Нейрофизиологические механизмы стресса и депрессивных состояний и методы борьбы с ними / К. В. Першина // European Science. — 2019. — № 1. — С. 78–83.
57. Pershina, K. V. Nejrofiziologicheskie mexanizmy` stressa i depressivny`x sostoyanij i metody` bor`by` s nimi / K. V. Pershina // European Science. — 2019. — № 1. — S. 78–83.
58. 13. Предсоревновательные психические состояния в спортивной деятельности / Ю. В. Нечушкин [и др.] // Живая психология. — 2017. — Т. 4, № 4. — С. 301–310. — <a href="https://doi.org/10.18334/lp.4.4.38656" target="_blank">https://doi.org/10.18334/lp.4.4.38656</a>
59. Predsorevnovatel`ny`e psixicheskie sostoyaniya v sportivnoj deyatel`nosti / Yu. V. Nechushkin [i dr.] // Zhivaya psixologiya. — 2017. — T. 4, № 4. — S. 301–310. — <a href="https://doi.org/10.18334/lp.4.4.38656" target="_blank">https://doi.org/10.18334/lp.4.4.38656</a>
60. 14. Психология спорта : хрестоматия / сост.-ред. А. Е. Тарас. — Минск : АСТ ; М. : Харвест, 2005. — 350 с. — (Б-ка практ. психологии).
61. Psixologiya sporta : xrestomatiya / sost.-red. A. E. Taras. — Minsk : AST ; M. : Xarvest, 2005. — 350 s. — (B-ka prakt. psixologii).
62. 15. Разумов, С. А. Эмоциональный стресс, работоспособность и здоровье / С. А. Разумов. — Л. : Знание, 1975. — 156 с.
63. Razumov, S. A. E`mocional`ny`j stress, rabotosposobnost` i zdorov`e / S.A.Razumov.— L. : Znanie, 1975. — 156 s.
64. 16. Рассказова, Е. И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева // Психол. исследования. — 2011. — Т. 4, № 17. — С. 4. — doi: <a href="https://doi.org/10.54359/ps.v4i17.850" target="_blank">https://doi.org/10.54359/ps.v4i17.850</a>
65. Rasskazova, E. I. Koping-strategii v psixologii stressa: podxody`, metody` i perspektivy` issledovanij / E. I. Rasskazova, T. O. Gordeeva // Psixol. issledovaniya. — 2011. — T. 4, № 17. — S. 4. — doi: <a href="https://doi.org/10.54359/ps.v4i17.850" target="_blank">https://doi.org/10.54359/ps.v4i17.850</a>

Остальные статьи