Дата публикации: 31.12.2022

К проблеме профессиональной мобильности современных специалистов

Аннотация

В статье представлен анализ отечественных исследований, посвященных проблеме профессиональной мобильности личности. Ускорение научно-технического прогресса, внедрение инновационных технологий приводят к процессу устаревания профессиональных знаний и навыков персонала. В условиях экономической активности, высокой технологичности профессиональная мобильность приобретает важное значение в структуре квалификации современного специалиста. В статье рассмотрены теоретические аспекты понимания феномена профессиональной мобильности и его сущностных характеристик. Значительное внимание уделено исследованиям, направленным на изучение психологических предпосылок развития профессиональной мобильности, а также намечены перспективы дальнейшего изучения данного феномена.




Введение

В последние десятилетия мобильность стала актуальным требованием общества к современной личности, определяя ключевой критерий успешности и профессионализма специалиста. Современное общество является чрезвычайно динамичным, бурно и разнонаправленно развивающимся и, как следствие, непрерывно предъявляющим новые требования к личности профессионала. В современном мире существенно преобразился мир профессий: он стал более изменчивым и непредсказуемым. Одни профессии исчезают, другие трансформируются по своим задачам и методам реализации, третьи возникают впервые. Действительно, усложнение социально-экономических систем, инновационное развитие всех сфер человеческой деятельности детерминируют такое требование к личности профессионала, как профессиональная мобильность. В условиях высокой экономической активности и технологичности профессиональная мобильность имеет важное значение в структуре квалификации современного специалиста. Мобильность принято понимать как динамические, подвижные, изменчивые процессы в личности человека. Мобильность (от лат. mobilis — подвижный) — это определенным образом сформированное качество личности, проявляющееся в способности к быстрой смене профессионального и социального статуса, способности к постоянному освоению новых знаний, умений, навыков и компетенций. Мобильность личности позволяет человеку социально и профессионально адаптироваться в короткие сроки, быть готовым к оперативному принятию решений, открытым для новых знаний. Переходя с одной должности на другую, поднимаясь по карьерной лестнице или меняя профессиональную деятельность, мобильный человек максимально эффективно проявляет себя, показывая высокие результаты своей профессиональной деятельности. Неуклонно возрастающая значимость профессиональной мобильности в современном динамичном мире обусловливает необходимость научного осмысления данного феномена.

Сущность профессиональной мобильности и ее основные характеристики

Одним из первых понятие мобильности по отношению к личности человека было введено П. А. Сорокиным [14]. Профессиональную мобильность в классическом варианте принято понимать как передвижение профессиональной группы или индивида в социальной среде и профессиональной структуре социума с возможностью смены статуса по горизонтали и вертикали. Проблема определения сущности профессиональной мобильности как научного феномена стала предметом исследования многих отечественных исследователей (Л. А. Амирова, Е. Н. Брюхов, Л. В. Горюнова, Э. Ф. Зеер, Б. М. Игошев, М. В. Кормильцева, Е. А. Кукуев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, Л. К. Фортова, Т. А. Фургелова, Л. М. Чепелева и др.). Э. Ф. Зеер [10] указывает, что профессиональная мобильность — качество универсальное, «метапрофессиональное» (качество, обязательное для успешного освоения любых новых видов деятельности). Социально-профессиональная мобильность заключается в способности и готовности к оперативной переквалификации и смене профессии, быстрой ориентации на новые производственные задания, к смене формата рабочего места; способности к быстрой адаптации к новым социально-экономическим и внутриорганизационным условиям работы и является базовым условием для формирования транспрофессионала — субъекта, способного осваивать и выполнять деятельность из разных видов и групп профессий. М. В. Кормильцева [7], определяя мобильность как интегративный конструкт, позволяющий ориентироваться в динамичных профессиональных условиях, проявляющихся в смене профессии, профессионального статуса, должности, повышении квалификации, освоении инновационных технологий и инструментов работы, выделяет в ней следующие компоненты: базовый (индивидуально-типологические, психофизиологические свойства, личностные качества, интеллектуальные свойства), субъектный (готовность к проявлению профессиональной мобильности) и конативный (поведенческие реакции, быстрая смена выполняемых производственных заданий, специальности, профессии, отрасли). На основании данной структуры очевидно, что базовые компоненты профессиональной мобильности являются общими и опорными для любого специалиста и обусловливают проявление профессиональной мобильности при соответствующем уровне «зрелости» субъектного компонента. Ю. Ю. Дворецкая [3] определяет профессиональную мобильность как механизм социальной адаптации, обеспечивающий возможность управления человеком собственными ресурсами субъектности и профессиональным поведением.

В то же время будет полезным обратить внимание на этапы формирования профессиональной мобильности, представленные Л. М. Чепелевой [16]. Определяя профессиональную мобильность как адаптацию личности к изменяющимся социально-профессиональным условиям, автор рассматривает два последовательных этапа ее формирования: этап адаптации к социально-профессиональным условиям и этап творческой самореализации личности в измененной профессиональной реальности. О. А. Кипина [6] характеризует профессиональную мобильность как динамическую характеристику личности, выражающуюся в способности успешно адаптироваться к изменяющимся профессиональным условиям, а также в готовности воздействовать на данные профессиональные условия, тем самым обеспечивая собственную профессиональную самореализацию и саморазвитие в профессиональной деятельности. Этим и обусловлена необходимость формирования профессиональной мобильности у студентов вузов как развития способности личности быстро ориентироваться в обстановке и находить нужные формы профессиональной деятельности как во время обучения, так и сразу после окончания вуза. 

Список литературы

1. [9. Кукуев, Е. А. Профессиональная мобильность как открытость [Электронный ресурс] / Е. А. Кукуев // Мир науки. — 2015. — Вып. 3. — Режим доступа: <a href="https://mirnauki.com/PDF/46PSMN315.pdf" target="_blank">https://mirnauki.com/PDF/46PSMN315.pdf</a> (дата обращения: 03.03.2023).
2. 17. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец., магистрантов, аспирантов и слушателей системы доп. проф. образования / Д. В. Чернилевский. — М. : ЮНИТИ, 2002. — 436 с.
3. 16. Чепелева, Л. М. Методология развития профессиональной мобильности личности / Л. М. Чепелева // Мир науки, культуры, образования. — 2018. —№ 2. — С. 334–336.
4. 15. Фургелова, Т. А. Моделирование процесса формирования профессиональной мобильности будущего специалиста / Т. А. Фургелова // Фундамент. исследования. — 2013. — № 10 (ч. 13). — С. 2986–2990.
5. 14. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин ; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5–24, А. Ю. Союмонов]. — М. : Политиздат, 1992. — 542 с.
6. 13. Прозорова, Н. Г. Уровни профессиональной мобильности / Н. Г. Прозорова // Балт. гуманит. журн. — 2019. — Т. 8, № 1. — С. 270–273.
7. 12. Никитина, Е. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. А. Никитина. — Иркутск, 2007. — 20 с.
8. 11. Митина, Л. М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве / Л. М. Митина // Гуманит. ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2015. — № 3. — С. 79–86.
9. 10. Методологические основы транспрофессионализма субъектов техномической деятельности / Э. Ф. Зеер [и др.] // Пед. образование в России. — 2018. — № 11. — С. 38–47.
10. 1. Амирова, Л. А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития / Л. А. Амирова // Образование и наука. — 2009. — № 8. — С. 86–96.
11. 8. Кудаков, О. Р. Модель профессиональной мобильности / О. Р. Кудаков // Вестн. Казан. гос. энергет. ун-та. — 2011. — Т. 9, № 2. — С. 132–139.
12. 7. Кормильцева, М. В. Психологические детерминанты профессиональной мобильности личности / М. В. Кормильцева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2013. —№ 2. — С. 9–11.
13. 6. Кипина, О. А. Профессиональная мобильность педагога / О. А. Кипина // Пед. образование и наука — 2009. —№ 1. — С. 81–84.
14. 5. Каплина, С. Е. Теоретические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин / С. Е. Каплина // Сибир. пед. журн. — 2008. — № 8. — С. 67–82.
15. 4. Игошев, Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Б. М. Игошев. — М., 2008. — 43 с.
16. 3. Дворецкая, Ю. Ю. Психология профессиональной мобильности личности : автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю. Ю. Дворецкая. — Краснодар, 2007. — 24 с.
17. 2. Горюнова, Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста / Л. В. Горюнова // Изв. высш. учеб. заведений. Поволжский регион. — 2007. — № 1. — С. 63–69.

Остальные статьи