Формирование навыков языкового анализа у детей с нарушениями письма
Аннотация
Статья посвящена экспериментальному изучению сформированности навыков языкового анализа у современных детей с различной степенью выраженности нарушений письма. У 98 испытуемых на протяжении 3 лет изучался навык анализа текста и предложений, слоговой и фонемный (звуковой) анализ. Параллельно в период обучения в 1–2-м классе у детей исследовались навыки письма. В дальнейшем была проанализирована сформированность всех видов анализа у детей с разной степенью выраженности нарушений письма во все периоды изучения. Статья может быть интересна не только дефектологам, прежде всего учителямлогопедам, но и воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 04/2022 |
Страницы | 57-64 |
УДК | 376 |
DOI | 10.51944/20722516_2022_4_57 |
В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, в том числе с дисграфией, то есть со специфическими нарушениями письма. Часто, особенно на начальных этапах обучения, многие ошибки письма (пропуски, перестановки, вставки букв, слогов, нарушение границ слова и предложения и др.) обусловлены у младших школьников несформированностью навыков языкового анализа (в первую очередь фонемного анализа, а также слогового анализа и анализа текста и предложений) [5; 6]. Д. Б. Эльконин отмечает, что от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики, орфографии [10].
Большинство же работ, направленных на изучение аналитических языковых навыков у детей с нарушениями письма, опирается на экспериментальные данные, полученные отечественной наукой в прошлом столетии, то есть они, к сожалению, не отражают современной популяционной нормы. Ведь сейчас многие специалисты поддерживают мнение о том, что мы имеем дело с совершенно другой популяцией детей, появившейся в новых экологических, социальных и экономических условиях с другим неврологическим, соматическим и речевым статусом [3; 8; 9].
Изменения же, произошедшие в последнее время в развитии речевых способностей детей, в том числе и в специфике формирования навыков языкового анализа, оказались недостаточно исследованными.
В связи с этим целью работы стало лонгитюдное изучение языкового анализа у младших школьников с нарушениями письма. В исследовании приняло участие 98 детей. Все дети имели сохранный слух и интеллект. Среди них не было детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Все испытуемые посещали в дошкольном возрасте общеразвивающие группы дошкольных общеобразовательных учреждений. Речевое заключение на момент подготовительной группы детского сада соответствовало фонетико-фонематическому недоразвитию речи, фонетическим нарушениям, нормальному речевому развитию. Все дети, имеющие речевые нарушения, получали необходимую коррекционную логопедическую помощь [4].
В процессе работы были поставлены следующие задачи: