Дата публикации: 01.10.2022

Формирование навыков языкового анализа у детей с нарушениями письма

Аннотация

Статья посвящена экспериментальному изучению сформированности навыков языкового анализа у современных детей с различной степенью выраженности нарушений письма. У 98 испытуемых на протяжении 3 лет изучался навык анализа текста и предложений, слоговой и фонемный (звуковой) анализ. Параллельно в период обучения в 1–2-м классе у детей исследовались навыки письма. В дальнейшем была проанализирована сформированность всех видов анализа у детей с разной степенью выраженности нарушений письма во все периоды изучения. Статья может быть интересна не только дефектологам, прежде всего учителямлогопедам, но и воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов.




В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, в том числе с дисграфией, то есть со специфическими нарушениями письма. Часто, особенно на начальных этапах обучения, многие ошибки письма (пропуски, перестановки, вставки букв, слогов, нарушение границ слова и предложения и др.) обусловлены у младших школьников несформированностью навыков языкового анализа (в первую очередь фонемного анализа, а также слогового анализа и анализа текста и предложений) [5; 6]. Д. Б. Эльконин отмечает, что от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики, орфографии [10].

Большинство же работ, направленных на изучение аналитических языковых навыков у детей с нарушениями письма, опирается на экспериментальные данные, полученные отечественной наукой в прошлом столетии, то есть они, к сожалению, не отражают современной популяционной нормы. Ведь сейчас многие специалисты поддерживают мнение о том, что мы имеем дело с совершенно другой популяцией детей, появившейся в новых экологических, социальных и экономических условиях с другим неврологическим, соматическим и речевым статусом [3; 8; 9].

Изменения же, произошедшие в последнее время в развитии речевых способностей детей, в том числе и в специфике формирования навыков языкового анализа, оказались недостаточно исследованными.

В связи с этим целью работы стало лонгитюдное изучение языкового анализа у младших школьников с нарушениями письма. В исследовании приняло участие 98 детей. Все дети имели сохранный слух и интеллект. Среди них не было детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Все испытуемые посещали в дошкольном возрасте общеразвивающие группы дошкольных общеобразовательных учреждений. Речевое заключение на момент подготовительной группы детского сада соответствовало фонетико-фонематическому недоразвитию речи, фонетическим нарушениям, нормальному речевому развитию. Все дети, имеющие речевые нарушения, получали необходимую коррекционную логопедическую помощь [4].

В процессе работы были поставлены следующие задачи:

Список литературы

1. 1. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 157 с.
2. 2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. — М. : Владос, 2003. — 335 с.
3. 3. Иншакова О. Б. Мультидисциплинарный анализ становления фонематического навыка письма у младших школьников : монография / О. Б. Иншакова. — М. : В. Секачев, 2013. — 282 с.
4. 4. Каше Г. А. Обучение произношению и подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи / Г. А. Каше // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р. Е. Левиной. — М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 20–58.
5. 5. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. — СПб. : Речь, 2003. — 286 с.
6. 6. Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи / Р. И. Лалаева // Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Владос, 1999. — С. 439–486.
7. 7. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общ. ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — М. : В. Секачев, 2017. — 132 с.
8. 8. Обнизова Т. Ю. Овладение навыком письма учащимися с прогредиентной динамикой дисграфии : дис. … канд. пед. наук / Т. Ю. Обнизова. — М., 2012. — 173 с.
9. 9. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. — М. : Владос, 2000. — 206 с.
10. 10. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. — М. : Знание, 1976. — 64 с.

Остальные статьи