Дата публикации: 01.10.2022

Трудности запоминания слуховой информации и их преодоление у обучающихся с нарушениями чтения

Аннотация

В статье представлены результаты изучения слухоречевой памяти у учащихся с нарушениями чтения. Трудности запоминания вербальной информации у школьников группы риска по дислексии, выявленные в ходе экспериментального исследования, установленная взаимосвязь этих особенностей с техническими параметрами чтения и смысловой стороной чтения показали необходимость разработки методики, направленной на формирование, развитие и совершенствование слухоречевой памяти. Направление коррекционной работы, предлагаемое как дополнительное, актуально для школьников, испытывающих трудности в обучении, а также для дошкольников с нарушениями речи, относящихся к группе риска по возникновению нарушения чтения.




Активное запоминание информации, воспринятой на слух, является необходимым звеном для любого вида речевой деятельности. На протяжении длительного периода становления языковой личности ребенку предстоит регулярно непроизвольно, а в дальнейшем и произвольно использовать операции слухоречевой памяти. В раннем, преддошкольном возрасте роль слухоречевой памяти велика в процессе формирования устной речи, в дошкольном возрасте — в ходе становления предпосылок для успешной подготовки к школе, в школьном возрасте — для овладения такими учебными навыками, как письмо, чтение.

В последние годы увеличилось количество статей, освещающих способность к запоминанию вербальной информации у детей разных возрастных категорий с различными особенностями в развитии [16; 20], у дошкольников с общим недоразвитием речи [9; 13; 19], а также нарушения фонологической краткосрочной памяти у взрослых с распадом речевой функции [26; 27], нейрогенетический подход в изучении способностей распознавания слуховых сигналов и речи в шуме [23]. Рассматривая проблемы школьной неуспеваемости, Е. Г. Гришина описывала результаты изучения особенностей слухоречевой памяти, которые заключались в наличии выраженного действия механизма ретроактивного торможения, заменах по семантическому признаку, сокращениях объема воспроизведения [1]. В работах В. Бугиотопулу указаны различия по степени выраженности нарушений слухоречевой памяти у девочек и мальчиков с дисграфией [3]. Ряд работ посвящен коррекционно-развивающей работе, направленной на развитие слухоречевого восприятия, памяти [13; 18].

Несмотря на длительную историю изучения нарушения чтения, поиск новых данных, обосновывающих механизмы семантической, технической дислексии, никогда не прекращался. Отечественными и зарубежными исследователями уточнены и дополнены современные знания о процессе формирования чтения (вслух, про себя) [8; 10; 11], описаны ранние этапы читательского развития [7; 21], разработаны и апробированы диагностические методики, позволяющие на ранних этапах становления навыка чтения выявлять предрасположенность к возникновению нарушения чтения [17], расширены существующие теоретические представления о синдроме дислексии [10; 25; 28], созданы теоретические основы для разработки комплексных логопедических воздействий, позволяющих предупредить в дошкольном возрасте вероятные трудности овладения чтением у детей группы риска по дислексии, устранить нарушения чтения в период целенаправленного становления навыка [6; 15]; предложены стратегии обучения школьников с дислексией иностранному языку [14].

О. А. Величенкова предполагала, что для начального периода овладения навыком чтения значимыми являются такие мнемонические операции, как способность к запоминанию и удержанию следов после интерференции. В своих исследованиях автор подчеркивала роль слухоречевой памяти в процессе извлечения смысла, запоминания читаемой информации [5]. Зарубежные исследователи описывали тесную связь между фонологическим дефицитом и рабочей, кратковременной памятью у детей и взрослых с дислексией [22; 24].

Цель статьи

Список литературы

1. Майорова А. С. Особенности обучения фонетике английского языка детям с дисграфией и дислексией [Электронный ресурс] / А. С. Майорова, Ю. Н. Синицина // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 3 (33) — С. 322–326. — Режим доступа. <a href="http://pnojournal." target="_blank">http://pnojournal.</a> w
2. Varvara P. Executive functions in developmental dyslexia [Electronic resource] / P. Varvara, C. Varuzza, A. C. P. Sorrentino et al. // Front. Hum. Neurosci. — 07 March 2014. — Access mode: <a href="https://doi.org/10.3389/fnhum.2014.00120" target="_blank">https://doi.org/10.3389/fnhum.2014.00120</a> (date of application: 29.
3. Paulesu E. Anatomical Modularity of Verbal Working Memory? Functional Anatomical Evidence from a Famous Patient with Short-Term Memory Deficits [Electronic resource] / E. Paulesu, T. Shallice, L. Danelli // Front. Hum. Neurosci. — 17 May 2017. — Access mo
4. Grigol C. L. Expressive Aphasia: Reporting a Phonological Retrieval Hypothesis for Auditory Verbal Memory Deficits / C. L. Grigol, M. A. Bauer, L. Brandão // Journal of Neurology & Stroke. — 2017. — Vol. 7. — P. 1–4.
5. Georgiou G. K. Are Auditory and Visual Processing Deficits Related to Developmental Dyslexia? / G. K. Georgiou, T. C. Papadopoulos, E. Zarouna, R. Parrila // Dyslexia. — 2012. — Vol. 18 (2). — P. 110–129.
6. short-term memory and developmental dyslexia: A case study / M. Cotelli, J. Abutalebi, G. Vallar, S. F. Cappa // Brain and Language. — 1999. — Vol. 69 (3). — P. 472–475.
7. Brewer C. C. Heritability of non-speech auditory processing skills / C. C. Brewer, C. K. Zalewski, K. A. King et al. // European Journal of Human Genetics. — 2016. — Vol. 24 (8). — P. 1137–1144. Cotelli M. Defective auditory-verbal
8. Berninger V. W. Modeling phonological core deficits within a working memory architecture in children and adults with developmental dyslexia / V. W. Berninger, R. D. Abbott, J. Thomson et al. // Scientific Studies of Reading. — 2006. — Vol. 10. — P. 165–19
9. Плахова Т. Н. Особенности дошкольного читательского опыта детей с дислексией / Т. Н. Плахова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2009. — Т. 15, № 2. — С. 325–329.
10. Платонова М. С. Нейропсихологический анализ слухоречевой памяти дошкольников, воспитывающихся матерями с разным уровнем образования [Электронный ресурс] / М. С. Платонова // Молодой ученый. — 2015. — № 1. — С. 370–372. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> moluch.ru/
11. Петрикова Е. Ю. Исследование слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Ю. Петрикова, Н. С. Бабиева, А. А. Медведева // Сб. науч. ст. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Тенденции инновационного развития науки и практики» (Смол
12. Огородникова Е. А. Разработка и применение инструментальных методик развития слухоречевого восприятия в коррекционном и образовательном процессе / Е. А. Огородникова, С. П. Пак, Э. И. Столярова и др. / Матер. Шестой междунар. конф. по когнитивной науке (К
13. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общ. ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : В. Секачев, 2016. — 132 с.
14. Масалович Ю. М. Особенности слухоречевой памяти у детей при эффективных и неэффективных типах прогностической деятельности [Электронный ресурс] / Ю. М. Масалович // Научный аспект. Гуманитарные науки. — 2014. — № 3. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> na-jurnal.ru/3
15. Майорова Ю. А. Комплексная методика формирования молчаливого чтения у школьников с дислексией, обучающихся на начальной ступени общего образования / Ю. А. Майорова // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. — 2015. — № 2. — С. 79–86. 56
16. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие / под ред. Л. С. Цветковой. — 2-е изд., испр. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2006. — 296 с.
17. Левченко И. Ю. Дети с общим недоразвитием речи : Развитие памяти / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина. — М. : Национальный книжный центр, 2016. — 144 с.
18. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб., 1999. — 160 с.
19. Киселева В. С. «Смешная» дислексия и ее взаимосвязь с особенностями развития кратковременной зрительной памяти и устной речи / В. С. Киселева // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 4. — С. 255–266.
20. Иншакова О. Б. Нарушения чтения «про себя», как один из показателей дислексии у младших школьников общеобразовательной школы / О. Б. Иншакова, Ю. А. Майорова // Европейский журнал социальных наук. — Рига — Москва, 2012. — Вып. 4 (20). — С. 63–74.
21. Иванова А. С. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня / А. С. Иванова, Е. П. Андреева // Молодой ученый. — 2016. — № 21. — С. 819–822.
22. Григоренко Е. Л. Чтение о чтении / Е. Л. Григоренко, Дж. Дж. Эллиотт. — Воронеж : АИСТ, 2012. — 416 с.
23. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития: к теории вопроса / Е. Л. Гончарова // Дефектология. — 2007. — № 1. — С. 4–11.
24. Величенкова О. А. Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии в условиях современного начального образования / О. А. Величенкова // Педагогический журнал. — 2016. — № 1. — С. 87–101.
25. Величенкова О. А. Нарушение понимания прочитанного у детей с предрасположенностью к дислексии: роль мнестических трудностей / О. А. Величенкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2016. — № 49 (1). — С. 29–34.
26. Бурачевская О. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций [Электронный ресурс] / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. — 201
27. Бугиотопулу В. Психолого-педагогический анализ слухоречевой и зрительной памяти у детей с дисграфией : дис. ... канд. пед. наук / В. Бугиотопулу. — М., 2002. — 129 с.
28. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 157 с. — (Серия: Образовательный процесс).

Остальные статьи