Трудности запоминания слуховой информации и их преодоление у обучающихся с нарушениями чтения
Аннотация
В статье представлены результаты изучения слухоречевой памяти у учащихся с нарушениями чтения. Трудности запоминания вербальной информации у школьников группы риска по дислексии, выявленные в ходе экспериментального исследования, установленная взаимосвязь этих особенностей с техническими параметрами чтения и смысловой стороной чтения показали необходимость разработки методики, направленной на формирование, развитие и совершенствование слухоречевой памяти. Направление коррекционной работы, предлагаемое как дополнительное, актуально для школьников, испытывающих трудности в обучении, а также для дошкольников с нарушениями речи, относящихся к группе риска по возникновению нарушения чтения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 04/2022 |
Страницы | 47-56 |
УДК | 376 |
DOI | 10.51944/20722516_2022_4_47 |
Активное запоминание информации, воспринятой на слух, является необходимым звеном для любого вида речевой деятельности. На протяжении длительного периода становления языковой личности ребенку предстоит регулярно непроизвольно, а в дальнейшем и произвольно использовать операции слухоречевой памяти. В раннем, преддошкольном возрасте роль слухоречевой памяти велика в процессе формирования устной речи, в дошкольном возрасте — в ходе становления предпосылок для успешной подготовки к школе, в школьном возрасте — для овладения такими учебными навыками, как письмо, чтение.
В последние годы увеличилось количество статей, освещающих способность к запоминанию вербальной информации у детей разных возрастных категорий с различными особенностями в развитии [16; 20], у дошкольников с общим недоразвитием речи [9; 13; 19], а также нарушения фонологической краткосрочной памяти у взрослых с распадом речевой функции [26; 27], нейрогенетический подход в изучении способностей распознавания слуховых сигналов и речи в шуме [23]. Рассматривая проблемы школьной неуспеваемости, Е. Г. Гришина описывала результаты изучения особенностей слухоречевой памяти, которые заключались в наличии выраженного действия механизма ретроактивного торможения, заменах по семантическому признаку, сокращениях объема воспроизведения [1]. В работах В. Бугиотопулу указаны различия по степени выраженности нарушений слухоречевой памяти у девочек и мальчиков с дисграфией [3]. Ряд работ посвящен коррекционно-развивающей работе, направленной на развитие слухоречевого восприятия, памяти [13; 18].
Несмотря на длительную историю изучения нарушения чтения, поиск новых данных, обосновывающих механизмы семантической, технической дислексии, никогда не прекращался. Отечественными и зарубежными исследователями уточнены и дополнены современные знания о процессе формирования чтения (вслух, про себя) [8; 10; 11], описаны ранние этапы читательского развития [7; 21], разработаны и апробированы диагностические методики, позволяющие на ранних этапах становления навыка чтения выявлять предрасположенность к возникновению нарушения чтения [17], расширены существующие теоретические представления о синдроме дислексии [10; 25; 28], созданы теоретические основы для разработки комплексных логопедических воздействий, позволяющих предупредить в дошкольном возрасте вероятные трудности овладения чтением у детей группы риска по дислексии, устранить нарушения чтения в период целенаправленного становления навыка [6; 15]; предложены стратегии обучения школьников с дислексией иностранному языку [14].
О. А. Величенкова предполагала, что для начального периода овладения навыком чтения значимыми являются такие мнемонические операции, как способность к запоминанию и удержанию следов после интерференции. В своих исследованиях автор подчеркивала роль слухоречевой памяти в процессе извлечения смысла, запоминания читаемой информации [5]. Зарубежные исследователи описывали тесную связь между фонологическим дефицитом и рабочей, кратковременной памятью у детей и взрослых с дислексией [22; 24].
Цель статьи