Дата публикации: 31.03.2023

Комплексное изучение отношения обучающихся общеобразовательных школ к криминальным течениям и субкультурам: когнитивный аспект

Аннотация

Теоретически обоснована категория «отношения» в качестве основы формирования направленности личности, в том числе криминальной. Описано комплексное изучение отношения обучающихся общеобразовательных школ к криминальным течениям, движениям, субкультурам, включающее анкетирование, анализ ситуаций с маркированным оценочным содержанием различных аспектов криминального поведения, диагностическую беседу, педагогическое наблюдение. Совокупность методов позволяет выявить как осознаваемые, так и бессознательные аспекты отношений, зафиксировать их когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты; измеряет разные уровни отношения (отвержения, одобрения, равнодушия) обучающихся.




Введение

Современные учителя, классные руководители, социальные педагоги, психологи общеобразовательных школ находятся в сложной профессиональной и социальной ситуации, обусловленной ростом правонарушений несовершеннолетних. Никогда прежде принадлежность к криминальным течениям, движениям и субкультурам не была так разнообразна и так распространена в молодежной среде. Исследователи проблемы отмечают, что деструктивные субкультуры проникают в образовательные организации, общественные и иные объединения несовершеннолетних. В основной группе риска — дети, подростки и молодежь в возрасте до 18 лет. В этих условиях особенно актуально раннее выявление риска «заражения» несовершеннолетних криминальной романтикой, вовлечения в преступную деятельность, в экстремистские и террористические группировки.

Криминальные тенденции в среде несовершеннолетних привлекают внимание ученых самых разных профилей. Криминологи изучают особенности личности несовершеннолетних правонарушителей и жертв преступлений, социологи анализируют факторы, причины, структуру и динамику молодежной преступности, пенитенциарная психология исследует факты, закономерности и механизмы проявлений психики у осужденных, социально-психологические явления в их среде. Педагогические исследования в основном посвящены социализации и ресоциализации подростков и молодых людей. Таким образом, можно условно выделить несколько направлений исследования проблемы криминализации несовершеннолетних: причины и факторы подростковой и молодежной преступности; структура и динамика правонарушений несовершеннолетних, методы и технологии профилактики девиантного и делинквентного поведения, реабилитация и ресоциализация лиц, находящихся в конфликте с законом, и др. Даже беглого взгляда на перечень этих направлений достаточно для вывода о том, что исследуются в основном причины, факторы, проявления противоправного поведения и психологические особенности личности правонарушителей, формы и методы деятельности работы с ними. Однако хорошо известно, что ни один человек не рождается преступником, и преступником он становится тоже не «вдруг». В биографиях многих преступников есть свидетельства ближайшего окружения о вполне приемлемом и даже хорошем поведении без признаков каких-либо отклонений. Остается открытым вопрос о том, как происходит формирование перехода от законопослушного и законоисполнительного поведения к поведению противоправному, какие признаки могут указывать на потенциальную готовность подростка или молодого человека к такому переходу. При этом нельзя не признать определенные успехи криминологии в выявлении и обосновании личностных и характерологических черт, особенностей эмоционального реагирования, мотивации, поведенческих паттернов потенциальных правонарушителей, полученных на большом объеме эмпирического материала. Однако в поле исследования криминологии попадают лица, уже находящиеся в конфликте с законом. Между тем есть актуальная необходимость в раннем выявлении риска совершения правонарушения подростком или молодым человеком. Стоит задача выделения, обоснования и технологического обеспечения изучения признака, который лежит в основании такого риска. Мы поставили эту задачу в плоскость научного исследования, предположив, что таким единым признаком потенциальной готовности подростков и молодых людей к криминальному поведению является категория «отношения».

Значение отношений в жизни человека понимал отечественный физиолог И. П. Павлов. Он ввел в обиход науки категорию «психические отношения», понимая под ними условные временные связи, «черпающие» свою силу из безусловных рефлексов и перешедшие у человека во вторую сигнальную систему [8]. Дальнейшие исследования продолжились в психологической науке, и первая психологическая теория отношений человека принадлежит А. Ф. Лазурскому, обозначившему два пласта психических проявлений — эндопсихические (внутренние механизмы личности) и экзопсихические, в которых отношения к внешним объектам являются частью личности [3]. Понимание отношений человека как характеристики его взаимодействия с внешним миром получило продолжение в работах других исследователей. В концепции В. Н. Мясищева отношения человека представлены как «потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков, основанной на его индивидуальном и социальном опыте». В понимании В. Н. Мясищева отношения вызываются объектом внешнего мира, который отражается в сознании, и могут быть «бесстрастными, страстными и пристрастными». Бесстрастное отношение препятствует глубокому отражению, страстное содействует глубокому и богатому отражению, а пристрастное искажается субъективными тенденциями [7, с. 97]. 

Дальнейшее развитие теории отношений заключалось в поиске ответов на вопрос о месте отношений личности в ее общей структуре.

Список литературы

1. 1. Братусь Б. С. Смысловая сфера личности / Б. С. Братусь / Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия по психологии. — СанктПетербург : Питер, 2001. — С. 130–139.
2. 2. Карасик В. И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы / В. И. Карасик. — Москва : Гнозис, 2019. — 424 с.
3. 3. Лазурский А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский / Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ю. Романовой. — Москва : АСТ ; Астрель, 2008. — С. 629–645.
4. 4. Ломов Б. Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности / Б. Ф. Ломов // Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия по психологии. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — С. 105–110.
5. 5. Методика изучения отношения обучающихся 7–9 классов к криминальным течениям, движениям и субкультурам : методические рекомендации / Н. Ф. Яковлева, А. С. Ильин, Г. Н. Казакова, Г. С. Саволайнен ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Краснояр
6. 6. Методика изучения отношения обучающихся 10–11 классов к криминальным течениям, движениям и субкультурам : методические рекомендации / Н. Ф. Яковлева, А. С. Ильин, Г. Н. Казакова, Г. С. Саволайнен ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красно
7. 7. Мясищев В. Н. Личность и отношения человека / В. Н. Мясищев / Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия по психологии. — СанктПетербург : Питер, 2001. — С. 95–105.
8. 8. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И. П. Павлов. — Москва : Наука, 1973. — 661 с.

Остальные статьи