Дата публикации: 01.04.2023

Проявление чувствительности к социальным проблемам у студентов вуза в зависимости от формата предъявления стимульного материала

Аннотация

В статье раскрывается содержание и приводится операционализация понятия «чувствительность к социальным проблемам» при решении студентами вуза актуальных проблемных ситуаций современной действительности. Авторы предприняли попытку эмпирическим путем описать критерии и показатели проявления чувствительности к социальным проблемам у современной молодежи и обосновать актуальность изучения данного феномена в связи с модернизацией системы высшего образования и необходимостью критериальной оценки компетенций, определяющих готовность студентов к ведению профессиональной деятельности. В связи с этим в содержании статьи рассматриваются очный и дистанционный форматы обучения как возможность оптимизации учебного процесса в условиях современного образования и как эффективное условие становления студента вуза как субъекта учения.




Условия современной образовательной политики диктуют новый формат подготовки слушателей к профессиональной деятельности на разных ступенях обучения. В настоящее время как в школах, так и в средних специальных и высших образовательных организациях намечается четкая тенденция перехода к дистанционному обучению слушателей. На сегодняшний день учебные планы высших образовательных организаций включают не менее 30 % обязательных часов для взаимодействия со студентами в интерактивном формате.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее ФГОС ВО) уже на уровне программы бакалавриата предусматривает, что «…при реализации программы бакалавриата Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии…» [9, с. 2, п. 1.5]; «реализация программы бакалавриата осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы…» [9, с. 2, п. 1.6]. Подобные требования ФГОС ВО могут быть реализованы путем добавления к традиционным формам работы со студентами учебных курсов, проводимых с обучающимися в дистанционном режиме. Так, в настоящее время на портале «Открытое образование» студенты вузов и сузов могут в свободном доступе изучить учебные курсы по интересующим их проблемам, инициируемые вузами или организациями-партнерами. Число таких порталов, готовых предоставить официальный сертификат по итогам изучения курса, неизменно растет, что мотивирует студентов на самообразование и саморазвитие. Образовательные же организации могут использовать ресурс подобных порталов для планирования самостоятельной работы со студентами в целях формирования их субъектной позиции в отношении учебной и будущей профессиональной деятельности.

Вне всякого сомнения, любые изменения в образовании в контексте активно меняющейся социальной действительности — шаг вперед как для повышения качества образования, так и для становления субъектов образовательных отношений (обучающихся и их родителей, педагогов, административных работников). Однако при реализации любых инновационных разработок в реальной действительности возникает ряд закономерных вопросов, позволяющих оценить необходимость вносимых изменений:

1. Обеспечивает ли дистанционный формат обучения позитивную динамику личностного и профессионального развития студентов?

2. Позволяет ли новый формат обучения сформировать у студентов требуемые компетенции в достаточном объеме (как при очном обучении)? 

Список литературы

1. 12. Gulford J. P. The nature of human intelligence / J. P. Gulford. — New York, 1967. — 255 p.
2. 11. The Future of Jobs and Skills / World Economic Forum // The Future of Jobs Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. Global Challenge Insight Report. January, 2016 [Electronic resource]. — URL: <a href="http://reports.wefo" target="_blank">http://reports.wefo</a>
3. Pryazhnikova E. Yu. Sotsial’noe myshlenie uchashcheisya molodezhi na stadii postanovki problem / E. Yu. Pryazhnikova, N. A. Maslyuk // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2007. — T. 12, № 3. — S. 60–67.
4. 10. Пряжникова Е. Ю. Социальное мышление учащейся молодежи на стадии постановки проблем / Е. Ю. Пряжникова, Н. А. Маслюк // Психологическая наука и образование. — 2007. — Т. 12, № 3. — С. 60–67.
5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. №121 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie» (s izm.
6. 9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изм. и д
7. Krasnoryadtseva O.M.Gotovnost’ k initsiativnomu povedeniyu studencheskoi molodezhi [Elektronnyi resurs] / O. M. Krasnoryadtseva // Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. — 2012. — № 46. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-k-initsiativnomupove" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-k-initsiativnomupove</a>
8. 8. Краснорядцева О. М. Готовность к инициативному поведению студенческой молодежи [Электронный ресурс] / О. М. Краснорядцева // Сибирский психологический журнал. — 2012. — № 46. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-kinitsiativnomu-povedeniyu" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-kinitsiativnomu-povedeniyu</a>
9. Krasnoryadtseva O. M. Psikhologicheskie mekhanizmy vozniknoveniya i regulyatsii myshleniya v real’noi zhiznedeyatel’nosti (na materiale pedagogicheskogo truda) : dis. … d-ra psikhol. nauk / O. M. Krasnoryadtseva. — Moskva, 1997 — 341 s.
10. 7. Краснорядцева О. М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического труда) : дис. … д-ра психол. наук / О. М. Краснорядцева. — Москва, 1997 — 341 с.
11. Kochetovskaya E. V. Sistemnaya determinatsiya chuvstvitel’nosti k problemam kak razvivayushchego svoistva lichnosti : dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.01 / E. V. Kochetovskaya. — Barnaul, 1999. — 177 s.
12. 6. Кочетовская Е. В. Системная детерминация чувствительности к проблемам как развивающего свойства личности : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. В. Кочетовская. — Барнаул, 1999. — 177 с.
13. Klochko V. E. Samorealizatsiya lichnosti: sistemnyi vzglyad / V. E. Klochko, E. V. Galazhinskii. — Tomsk : Izd-vo Tomskogo un-ta, 1999. — 154 s.
14. 5. Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1999. — 154 с.
15. Gilford Dzh. Tri storony intellekta / Dzh. Gilford // Psikhologiya myshleniya / pod red. A. M. Matyushkina. — Moskva : Progress, 1965. — S. 433–456.
16. 4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. — Москва : Прогресс, 1965. — С. 433–456.
17. Belitskaya G. E. Tipologiya problemnosti sotsial’nogo myshleniya lichnosti : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Elektronnyi resurs] / G. E. Belitskaya // Nauka/pedagogika – nauchnaya biblioteka, katalog referatov i dissertatsii po pedagogike i psikholog
18. 3. Белицкая Г. Э. Типология проблемности социального мышления личности : автореф. дис. … канд. психол. наук [Электронный ресурс] / Г. Э. Белицкая // Наука/педагогика – научная библиотека, каталог рефератов и диссертаций по педагогике и психологии. — Москв
19. Bakurova O.N.Chuvstvitel’nost’ k probleme: psikhologicheskie podkhody k opredeleniyu i izucheniyu / O.N. Bakurova // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. — 2015. — №3. — S. 85–90.
20. 2. Бакурова О. Н. Чувствительность к проблеме: психологические подходы к определению и изучению / О. Н. Бакурова // Вестник Калужского университета. — 2015. — № 3. — С. 85–90.
21. Abul’khanova-Slavskaya K. A. Sotsial’noe myshlenie lichnosti [Elektronnyi resurs] / K. A. Abul’khanova-Slavskaya // Sovremennaya psikhologiya: sostoyanie i perspektivy issledovaniya. Chast’ 3. Sotsial’nye predstavleniya i myshlenie lichnosti. — Moskva : I
22. 1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности [Электронный ресурс] / К. А. Абульханова-Славская // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. — Москва : ИП РАН, 2002. —

Остальные статьи