Проявление чувствительности к социальным проблемам у студентов вуза в зависимости от формата предъявления стимульного материала
Аннотация
В статье раскрывается содержание и приводится операционализация понятия «чувствительность к социальным проблемам» при решении студентами вуза актуальных проблемных ситуаций современной действительности. Авторы предприняли попытку эмпирическим путем описать критерии и показатели проявления чувствительности к социальным проблемам у современной молодежи и обосновать актуальность изучения данного феномена в связи с модернизацией системы высшего образования и необходимостью критериальной оценки компетенций, определяющих готовность студентов к ведению профессиональной деятельности. В связи с этим в содержании статьи рассматриваются очный и дистанционный форматы обучения как возможность оптимизации учебного процесса в условиях современного образования и как эффективное условие становления студента вуза как субъекта учения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 241-259 |
УДК | 159.99 / 37.015.3 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_241 |
Условия современной образовательной политики диктуют новый формат подготовки слушателей к профессиональной деятельности на разных ступенях обучения. В настоящее время как в школах, так и в средних специальных и высших образовательных организациях намечается четкая тенденция перехода к дистанционному обучению слушателей. На сегодняшний день учебные планы высших образовательных организаций включают не менее 30 % обязательных часов для взаимодействия со студентами в интерактивном формате.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее ФГОС ВО) уже на уровне программы бакалавриата предусматривает, что «…при реализации программы бакалавриата Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии…» [9, с. 2, п. 1.5]; «реализация программы бакалавриата осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы…» [9, с. 2, п. 1.6]. Подобные требования ФГОС ВО могут быть реализованы путем добавления к традиционным формам работы со студентами учебных курсов, проводимых с обучающимися в дистанционном режиме. Так, в настоящее время на портале «Открытое образование» студенты вузов и сузов могут в свободном доступе изучить учебные курсы по интересующим их проблемам, инициируемые вузами или организациями-партнерами. Число таких порталов, готовых предоставить официальный сертификат по итогам изучения курса, неизменно растет, что мотивирует студентов на самообразование и саморазвитие. Образовательные же организации могут использовать ресурс подобных порталов для планирования самостоятельной работы со студентами в целях формирования их субъектной позиции в отношении учебной и будущей профессиональной деятельности.
Вне всякого сомнения, любые изменения в образовании в контексте активно меняющейся социальной действительности — шаг вперед как для повышения качества образования, так и для становления субъектов образовательных отношений (обучающихся и их родителей, педагогов, административных работников). Однако при реализации любых инновационных разработок в реальной действительности возникает ряд закономерных вопросов, позволяющих оценить необходимость вносимых изменений:
1. Обеспечивает ли дистанционный формат обучения позитивную динамику личностного и профессионального развития студентов?
2. Позволяет ли новый формат обучения сформировать у студентов требуемые компетенции в достаточном объеме (как при очном обучении)?