Психологические особенности ценностно-целевых ориентаций обучающихся
Аннотация
Ценностно-целевые ориентации регулируют выработку жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Биологические, психологические и социальные процессы развития личности определяют выбор направлений обучения, специальностей и успешность обучения в высших учебных учреждениях. В статье исследуется формирование ценностно-целевых ориентаций студентов, обучающихся по договорам о целевой подготовке. Эффективность целевого обучения — это не только решение кадровых вопросов, но и обеспечение «социальных лифтов» для молодежи и предотвращение оттока молодых людей на работу за границей. Задача вузов — получить стопроцентный результат профессионально и личностно сформированного обучающегося, готового заниматься профессиональной деятельностью на государственных предприятиях. Диагностика ценностно-целевых ориентаций личности в отношении к профессиональному самоопределению обучающихся по договору о целевом обучении была проведена посредством анкетирования «Профессиональное самоопределение обучающихся». Вопросы обучающимся в анкете были разбиты на несколько направлений в целях анализа результатов обучения, социальной и психологической поддержки обучающихся, удовлетворенности обучением и информационной поддержкой. Юношеский возраст, условия и качество формирования специалиста являются факторами, влияющими на его профессиональную и гражданскую ориентацию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 217-227 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_217 |
Формирование специалиста требует комплексного подхода, включающегося в себя в качестве первоосновы выявление особен енностноцелевых ориентаций в отношении к будущей профессии и трудовой занятости у формирующейся личности.
Ценностно-целевые ориентации, как осознанные взаимосвязанные смысловые ориентиры, которые являются отражением в человеческом сознании его понимания мира, общечеловеческой культуры, их взаимосвязи и интеграции, обнаруживаются в обоснованном целеполагании жизненных перспектив.
Система ценностно-целевых ориентаций — это интегративная, динамически развивающаяся рефлексивная система, позволяющая формировать оценочные суждения, регулировать поведение человека по отношению к внешнему и внутреннему миру.
Человек как полноправный член общества оценивает себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям социальной среды. Социальный регулятор поведения выполняет функцию регуляторов поведения личности. Регуляторами поведения для человека выступают внутренние когнитивные процессы и внешние явления окружающей социальной среды. Обычаи, традиции, нравственные нормы, установки, стереотипы, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы.
Ценностно-целевые ориентации регулируют выработку жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.