Дата публикации: 01.04.2023

Психолого-педагогическое сопровождение детей-билингвов дошкольного возраста

Аннотация

Предметом исследования является нахoждение вариантa решения дилеммы вcеcтороннего психическoгo и ментaльного развития детей-билингвов на этапе их личностного становления. Целью работы является обоснование теоретическо-методологического подхода к сопровождению детей-билингвов в дошкольной общеобразовательной организации с учетом возрастных особенностей развития с помощью метода сенсорной интеграции. В публикации рассмотрены теоретические вопросы билингвизма, возрастные аспекты развития билингвального ребенка, предложены методы работы с детьми-билингвами с помощью сенсорной интеграции, приведен пример такой работы. Представлен общенаучный системный подход к изучению психолого-педагогического сопровождения детей-билингвов, его этапов и развивающей работы на каждом из них.




Введение

Современная система образования перед нами ставит ряд задач, в числе которых обеспечение детей равными условиями получения образования и предоставления возможности это право реализовать, гармонизация межнациональных отношений многонационального общества, что предполагает освоение иностранных языков с раннего возраста. В структуре дошкольной подготовки в Российской Федерации прогрессирует психологическое и психолого-педагогическое сопровождение служб ведомств образования с вовлечением педагогов и привлечением к сотрудничеству законных представителей. Создается культура помощи и поддержки двуязычного ребенка в учебновоспитательной среде с целью урегулирования благоприятного психолого-педагогического микроклимата для развития, воспитания и обучения детей-билингвов.

Такие условия создаются на прочном научном фундаменте, заложенном зарубежными и отечественными учеными [2–4; 6; 7; 10; 11; 14–16; 18–20]. При исследовании проблемы билингвизма они большое внимание уделяют:

— подходам к билингвизму и его различным аспектам (Вайнрайх У., Вишневская Г. В., Хаскельберг М. Г., Clark-Whitney E., MelziG. и др.); — проблеме формирования детского билингвизма и работе с детьми билингвами (Выготский Л. С., Чиршева Г. Н., Протасова Е.Ю. и др.);

— особенностям развития билингвального ребенка в онтогенезе (Богус Н. В., Кравченко А. В. и др.);

Список литературы

1. Протасова Е. Ю. Многоязычие в детском возрасте / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. — Санкт-Петербург : Златоуст, 2005. — 274 с.
2. Wang Y. Bilingualism of Children in Immigrant families. Advances in Social Science, Education and Humanities Research / Y. Wang // Proceedings of the 2021 4th International Conference on Humanities Education and Social Sciences, 2021. — Vol. 615. — P.
3. Fakiroğlu G. Reflections of Bilingualism on the News Headlines / G. Fakiroğlu, A. Topraksoy // International Journal of Education and Literacy Studies. — 2023. — No. 11. — P. 120–130. — <a href="http://dx.doi.org/10.7575/aiac.ijels.v.11n.1p.120" target="_blank">http://dx.doi.org/10.7575/aiac.ijels.v.11n.1p.120</a>
4. Early intervention of language and behavior in monolingual and bilingual preschoolers with Developmental Language Disorders / L . Verbeek, C. Vissers, T. Kleemans et al. // Early Childhood Research Quarterly. — 2023. — No. 64. — P. 106–118. — DOI: htt
5. Clark-Whitney E. Executive Function and Narrative Language Abilities in Emergent Bilingual Preschoolers: An Exploratory Study / E. Clark-Whitney, G. Melzi // Language Speech and Hearing Services in Schools. — 2023. — No. 17. — P. 1–16. — <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.
6. Bar L. Early Numeracy and Literacy Skills Among Monolingual and Bilingual Kindergarten Children / L. Bar, S. Shaul // Front. Psychol. — 2021. — 12:732569. — DOI: 10.3389/fpsyg.2021.732569
7. Altinkamis F. Language abilities in bilingual children: The effect of family background and language exposure on the development of Turkish and Dutch / F. Altinkamis, E. Simon // International Journal of Bilingualism. — 2020. — No. 24 (5–6). — P. 931–
8. Чиршева Г. Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков / Г. Н. Чиршева. — Санкт-Петербург : Златоуст, 2012. — 488 с.
9. Хаскельберг М. Г. Билингвизм / М. Г. Хаскельберг. — Москва : АСТ, 2006. — 65 с.
10. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учеб. пособие / А. В. Семенович. — 8-е изд. — Москва : Генезис, 2015. — 474 с.
11. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес ; [пер. с англ. Юлии Даре]. — 5-е изд. — Москва : Теревинф, 2018. — 272 с.
12. Кравченко А. В. Открывая язык заново: От нереалистичной лингвистики к реальной науке о языке. От структурализма и когнитивизма — к экологическому реализму / А. В. Кравченко. — Москва : Ленанд, 2021. — 432 с.
13. Кипхард Э. Й. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития. От рождения до 4 лет / Э. Й. Кипхард. — Москва : Теревинф, 2017. — 112 с.
14. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер [пер. с англ. А. А. Ильина-Томича]. — 7-е изд. — Москва : Теревинф, 2019. — 512 с.
15. Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // В кн. : Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. — Москва — Ленинград : ГУПИ, 1935. — С. 53–72.
16. В лабиринтах многоязычия, или Образование успешного ребенка / Е. Л. Кудрявцева [и др.]. — Москва : Линка-Пресс, 2018. — 240 с.
17. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е. М. Верещагин. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 159 с.
18. Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования / У. Вайнрайх. — Киев : Вища школа, 1979. — 263 с.
19. Боченкова М. Ю. Билингвизм и билингвальная среда как социокультурный и психолого-педагогический феномен [Электронный ресурс] / М. Ю. Боченкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 2. — С. 586–590. — URL: <a href="http://e-koncept.ru" target="_blank">http://e-koncept.ru</a>
20. Богус М. Б. Влияние билингвизма на интеллектуальное развитие личности обучаемых [Электронный ресурс] / М. Б. Богус // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педагогика и психология. — Майкоп : Изд-во АГУ, 2008. — Вып. 7. — С. 47–53

Остальные статьи