Особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста
Аннотация
В статье рассматриваются особенности школьной тревожности современных детей 8–9 лет, приводятся результаты анализа показателей по отдельным факторам школьной тревожности. Обнаружена взаимосвязь между особенностями проявления школьной тревожности и уровнем учебной мотивации младших школьников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 195-202 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_195 |
Проблеме школьной тревожности посвящено немало исследований в отечественной психологии. Авторы исследуют различные аспекты данного феномена.
Изучая особенности школьной тревожности, отечественный исследователь А. М. Прихожан [13] отмечает такие проявления, как беспокойство и волнение детей в ситуации обучения, ожидание недоброжелательного отношения к себе со стороны одноклассников, отрицательной оценки своего поведения, деятельности и личности в целом учителем. Среди причин, вызывающих школьную тревожность, психологи отмечают изменение степени и требований со стороны взрослых, необходимость строгого соблюдения правил школьной жизни, столкновение с системой школьных оценок (Захаров А. И. [3], Гузанова Т. В. [1]), школьные проблемы, кажущиеся глобальными, и проблемы дома, связанные с отношением родителей к школьной успеваемости ребенка (Дубровина И. В. [2], Микляева А. В. и Румянцева П. В. [10]), неоправданные ожидания родителей, интеллектуальная и эмоциональная неготовность к обучению в школе (Зотова М. О. [4]), неблагоприятные отношения ребенка с близкими людьми (Дубровина И. В. [2] и др.).
В проявлениях школьной тревожности в ряде исследований выявлена возрастная зависимость (Овчарова Р. В. [12], Новикова Е. В. [7], Кочубей Б. И. [7]). Так, в период адаптации к школьному обучению в начальной школе диагностика школьной тревожности становится особенно актуальной, поскольку первоклассники испытывают наибольшее беспокойство по поводу новой школьной жизни (Майстренко А. В. [8], Матюшичева М. И. [9], Рудомазина В. М. [14]). Однако, по мнению А. М. Прихожан [13], Н. В. Нижегородцевой [11], В. Д. Шадрикова [11], уже в младшем школьном возрасте оптимальный уровень тревожности может являться мотиватором учебной деятельности школьников.
В исследованиях О. А. Карабановой [6], М. В. Смирновой [15] и ряда других авторов выявлены гендерные различия причин тревожности младших школьников. Так, мальчики больше переживают из-за ожидания наказания за проступки от взрослых, а девочки — из-за страха потерять одобрение или хорошие отношения с окружающими.
Целью нашего исследования было выявление особенностей школьной тревожности у детей младшего школьного возраста, а также определение взаимосвязи уровней школьной тревожности и учебной мотивации.