Дата публикации: 01.04.2023

Особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста

Аннотация

В статье рассматриваются особенности школьной тревожности современных детей 8–9 лет, приводятся результаты анализа показателей по отдельным факторам школьной тревожности. Обнаружена взаимосвязь между особенностями проявления школьной тревожности и уровнем учебной мотивации младших школьников.




Проблеме школьной тревожности посвящено немало исследований в отечественной психологии. Авторы исследуют различные аспекты данного феномена.

Изучая особенности школьной тревожности, отечественный исследователь А. М. Прихожан [13] отмечает такие проявления, как беспокойство и волнение детей в ситуации обучения, ожидание недоброжелательного отношения к себе со стороны одноклассников, отрицательной оценки своего поведения, деятельности и личности в целом учителем. Среди причин, вызывающих школьную тревожность, психологи отмечают изменение степени и требований со стороны взрослых, необходимость строгого соблюдения правил школьной жизни, столкновение с системой школьных оценок (Захаров А. И. [3], Гузанова Т. В. [1]), школьные проблемы, кажущиеся глобальными, и проблемы дома, связанные с отношением родителей к школьной успеваемости ребенка (Дубровина И. В. [2], Микляева А. В. и Румянцева П. В. [10]), неоправданные ожидания родителей, интеллектуальная и эмоциональная неготовность к обучению в школе (Зотова М. О. [4]), неблагоприятные отношения ребенка с близкими людьми (Дубровина И. В. [2] и др.).

В проявлениях школьной тревожности в ряде исследований выявлена возрастная зависимость (Овчарова Р. В. [12], Новикова Е. В. [7], Кочубей Б. И. [7]). Так, в период адаптации к школьному обучению в начальной школе диагностика школьной тревожности становится особенно актуальной, поскольку первоклассники испытывают наибольшее беспокойство по поводу новой школьной жизни (Майстренко А. В. [8], Матюшичева М. И. [9], Рудомазина В. М. [14]). Однако, по мнению А. М. Прихожан [13], Н. В. Нижегородцевой [11], В. Д. Шадрикова [11], уже в младшем школьном возрасте оптимальный уровень тревожности может являться мотиватором учебной деятельности школьников.

В исследованиях О. А. Карабановой [6], М. В. Смирновой [15] и ряда других авторов выявлены гендерные различия причин тревожности младших школьников. Так, мальчики больше переживают из-за ожидания наказания за проступки от взрослых, а девочки — из-за страха потерять одобрение или хорошие отношения с окружающими.

Целью нашего исследования было выявление особенностей школьной тревожности у детей младшего школьного возраста, а также определение взаимосвязи уровней школьной тревожности и учебной мотивации.

Список литературы

1. Гузанова Т. В. Проблема метода психологического изучения школьных страхов учащихся начальных классов / Т. В. Гузанова // Культурно-историческая психология. — 2008. — Т. 4, № 2. — С. 91–96.
2. Дубровина И. В. Психологическое благополучие школьников : учеб. пособие для вузов / И. В. Дубровина. — Москва : Юрайт, 2023. — 140 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: <a href="https://urait." target="_blank">https://urait.</a> ru/bcod
3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. — СанктПетербург : Союз, 2000. — 447 с.
4. Зотова М. О. Развитие когнитивной и эмоциональной сфер младших школьников в различных образовательных моделях : монография / М. О. Зотова ; Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педа
5. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А.Широкова, Т. В. Эксакусто. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. — 306 с.
6. Карабанова О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников / О. А. Карабанова // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 5. — C. 16–26.
7. Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. — Москва : Знание, 1988. — 80 с.
8. Майстренко А. В. Психологические характеристики обучающихся начальных классов с разным уровнем успеваемости : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А. В. Майстренко ; ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина».
9. Матюшичева М. И. Социально-психологическая адаптация младших школьников с различным уровнем развития креативности : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М. И. Матюшичева ; ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.
10. Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 256 с.
11. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. — Москва : Владос, 2001. — 256 с.
12. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. — Москва : ТЦ «Сфера», 2001. — 240 с.
13. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2000. — 304 с.
14. Рудомазина В. М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста / В. М. Рудомазина // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 8, № 1. — С. 76–85.
15. Смирнова М.В. Уровень явной тревожности у детей младшего школьного возраста / М. В. Смирнова // Психологическая наука и образование. — 2012. — № 3. — С. 70–76.

Остальные статьи