Дата публикации: 01.04.2023

Культурные коды формирования гражданской идентичности в современных условиях

Аннотация

В статье актуализируется роль гражданской идентичности в процессе личностного и профессионального развития, определяется значение культуры для формирования гражданских представлений и патриотических чувств. В статье приводятся результаты сравнительного эмпирического исследования студентов психолого-педагогических направлений подготовки из России и Китайской Народной Республики, где предметом сравнения стали вербальные и образные представления о Родине и патриотизме.




В настоящее время идет активный поиск концептуальных оснований и технологических решений воспитательной деятельности в образовании. BANI-мир (brittle — «хрупкий»; anxious — «тревожный»; non-linear — «нелинейный»; incomprehensible — «непостижимый»), пришедший на смену VUCA-миру (volatility — «изменчивость, неустойчивость»; uncertainty — «неопределенность»; complexity — «сложность»; ambiguity — «неясность, двусмысленность»), диктует необходимость более пристального внимания к Человеку, его сложному внутреннему миру, переживаниям и мировоззрению.

Совершенно очевидно, что вопросы воспитания и формирования идентичности, особенно в кризисные периоды развития личности, становятся высокоактуальными. Современная ситуация побуждает нас снова обратить внимание на процесс формирования гражданственности и патриотизма. Эти характеристики входят в мировоззренческое ценностное ядро личности, и их содержание и динамика во многом определяют не только процесс социального развития человека, но и качество межличностных отношений, а также национальное и общественное самосознание больших социальных групп.

Мы уже отмечали ранее [3; 5], что среди факторов формирования гражданской идентичности (общее историческое прошлое, общий язык, переживание значимых событий и др.) особое место занимает общая культура. Культура, являясь междисциплинарным понятием, имеет более 250 определений. Как философская категория культура (лат. cultura — «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание») — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создании ими материальных и духовных ценностей, «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Лотман Ю. М.).

В отечественной психологии культура традиционно рассматривается как важнейший фактор становления личности, подчеркивается, что в процессе культурного развития складываются новые высшие исторически возникающие формы и способы деятельности — высшие психические функции (Выготский Л. С.), анализируются социально-психологические причины разнообразия культур (культурные различия и культурные универсалии), отмечается, что стабильность культуры позволяет рассматривать ее как фундамент образа «Я», а в кризисные и высокодинамичные периоды — как терапевтический ресурс. Особенно важна роль культуры, эмоционального переживания при обращении к культурным продуктам на этапах становления или переоценки системы ценностей, в том числе и ценности своей жизни [1].

Образование — это средство трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, в том числе гражданской активности в рамках гражданской культуры. Среди факторов и условий формирования гражданской культуры заметное место занимают исторический опыт и гражданские традиции, материально-предметная культурная среда, культура экономики, особенности информационной культуры, нравственные и идеологические ценности, художественно-эстетические символы прошлого и настоящего, известные личности и социальные группы как носители культурных ценностей и образцов гражданского поведения [4].

Список литературы

1. 1. Асмолов А. Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — Москва : Просвещение. 2010. — 159 с.
2. Asmolov A. G. Formirovanie UUD v osnovnoi shkole: ot deistviya k mysli. Sistema zadanii : posobie dlya uchitelya / pod red. A. G. Asmolova. — Moskva : Prosveshchenie. 2010. — 159 s.
3. 2. Аузан А. А. Культурные коды экономики. Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа / А. А. Аузан. — Москва : АСТ, 2022. — 160 с.
4. Auzan A. A. Kul’turnye kody ekonomiki. Kak tsennosti vliyayut na konkurentsiyu, demokratiyu i blagosostoyanie naroda / A. A. Auzan. — Moskva : AST, 2022. — 160 s.
5. 3. Григорович Л. А. Цифровое гражданство: реалии и перспективы / Л. А. Григорович // Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17–18 сентября 2020 г.). —
6. Grigorovich L. A. Tsifrovoe grazhdanstvo: realii i perspektivy / L. A. Grigorovich // Traditsii i innovatsii grazhdanskogo vospitaniya v sovremennom obrazovatel’nom prostranstve : sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 17–18 sentyabrya 202
7. 4. Задонская И. А. Особенности формирования гражданской культуры молодежи в современном российском обществе / И. А. Задонская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — Тамбов, 2012. — Вып. 11 (115). — С. 294–299.
8. Zadonskaya I. A. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoi kul’tury molodezhi v sovremennom rossiiskom obshchestve / I. A. Zadonskaya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. — Tambov, 2012. — Vyp. 11 (115). — S. 294–299.
9. 5. Максимова Л. Ю. Образ Родины у современных подростков / Л. Ю. Максимова, Л. А. Григорович // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2021. — № 1. — С. 10–17.
10. Maksimova L.Yu. Obraz Rodiny u sovremennykh podrostkov/ L.Yu. Maksimova, L.A.Grigorovich // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. — 2021. — №1. — S. 10–17.

Остальные статьи