Культурные коды формирования гражданской идентичности в современных условиях
Аннотация
В статье актуализируется роль гражданской идентичности в процессе личностного и профессионального развития, определяется значение культуры для формирования гражданских представлений и патриотических чувств. В статье приводятся результаты сравнительного эмпирического исследования студентов психолого-педагогических направлений подготовки из России и Китайской Народной Республики, где предметом сравнения стали вербальные и образные представления о Родине и патриотизме.
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 164-176 |
УДК | 316.6 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_164 |
В настоящее время идет активный поиск концептуальных оснований и технологических решений воспитательной деятельности в образовании. BANI-мир (brittle — «хрупкий»; anxious — «тревожный»; non-linear — «нелинейный»; incomprehensible — «непостижимый»), пришедший на смену VUCA-миру (volatility — «изменчивость, неустойчивость»; uncertainty — «неопределенность»; complexity — «сложность»; ambiguity — «неясность, двусмысленность»), диктует необходимость более пристального внимания к Человеку, его сложному внутреннему миру, переживаниям и мировоззрению.
Совершенно очевидно, что вопросы воспитания и формирования идентичности, особенно в кризисные периоды развития личности, становятся высокоактуальными. Современная ситуация побуждает нас снова обратить внимание на процесс формирования гражданственности и патриотизма. Эти характеристики входят в мировоззренческое ценностное ядро личности, и их содержание и динамика во многом определяют не только процесс социального развития человека, но и качество межличностных отношений, а также национальное и общественное самосознание больших социальных групп.
Мы уже отмечали ранее [3; 5], что среди факторов формирования гражданской идентичности (общее историческое прошлое, общий язык, переживание значимых событий и др.) особое место занимает общая культура. Культура, являясь междисциплинарным понятием, имеет более 250 определений. Как философская категория культура (лат. cultura — «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание») — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создании ими материальных и духовных ценностей, «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Лотман Ю. М.).
В отечественной психологии культура традиционно рассматривается как важнейший фактор становления личности, подчеркивается, что в процессе культурного развития складываются новые высшие исторически возникающие формы и способы деятельности — высшие психические функции (Выготский Л. С.), анализируются социально-психологические причины разнообразия культур (культурные различия и культурные универсалии), отмечается, что стабильность культуры позволяет рассматривать ее как фундамент образа «Я», а в кризисные и высокодинамичные периоды — как терапевтический ресурс. Особенно важна роль культуры, эмоционального переживания при обращении к культурным продуктам на этапах становления или переоценки системы ценностей, в том числе и ценности своей жизни [1].
Образование — это средство трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, в том числе гражданской активности в рамках гражданской культуры. Среди факторов и условий формирования гражданской культуры заметное место занимают исторический опыт и гражданские традиции, материально-предметная культурная среда, культура экономики, особенности информационной культуры, нравственные и идеологические ценности, художественно-эстетические символы прошлого и настоящего, известные личности и социальные группы как носители культурных ценностей и образцов гражданского поведения [4].