Дата публикации: 01.04.2023

Анализ моделей цифровых компетенций российских преподавателей

Аннотация

В работе рассмотрены и проанализированы различные подходы к модели цифровых компетенций педагогов. Акцент сделан на последних исследованиях российских ученых, посвященных изучению цифровых компетенций, цифровой грамотности, цифровых навыков. Обозначено, что нет единого подхода к рассмотрению структуры и содержания понятия «цифровые компетенции». Показаны результаты исследования цифровых компетенций российских преподавателей, проведенного в 2022 году.




Анализ работ российских авторов за последнее время, посвященных вопросам цифровизации образования, показал, что содержание статей практически одинаково. Большая часть авторов, включая нас, говоря о необходимости изучения проблем внедрения и использования цифровых технологий в образовании, делает акцент на том, что одной из приоритетных задач в сфере образования является создание «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» (Национальный проект РФ «Образование», Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указ Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»).

Одной из национальных целей развития Российской Федерации на сегодняшний день является реализация цифровой трансформации, в том числе системы образования (Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях на период до 2030 года»). Разрабатываются и реализуются мероприятия по созданию и внедрению в образовательных организациях цифровой образовательной среды, идет работа по обеспечению организаций современным оборудованием, развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

Все вышесказанное подразумевает наличие у участников образовательного процесса необходимых знаний, умений, навыков и установок, которые позволят им достичь целей образования с помощью цифровых технологий. В большей степени это актуально для педагогов. Для того чтобы обеспечить подготовку выпускника, обладающего высоким уровнем цифровой компетентности, преподаватель вуза должен сам обладать достаточным уровнем компетентности в данной области.

В этой связи многие вузы, выпускающие педагогов, пересматривают программы подготовки. Так, например, в новом профессиональном стандарте для педагогов (проект подготовлен Минтрудом России 31 января 2022 года) добавлены позиции, связанные с цифровизацией школы [10]: описаны требования к знаниям и использованию педагогами цифровых технологий, а также добавлены навыки обучающихся в цифровой среде, которые педагог должен сформировать. Например, в процессе образовательной деятельности педагоги должны:

— выбирать и регулярно применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения;

Список литературы

1. 13. Рылеева А. С. Модель формирования цифровой компетентности педагогов образовательной организации / А. С. Рылеева, Ю. В. Стефаник // МНКО. — 2021. — № 2 (87). — С. 97–99. — DOI: 10.24412/1991-5497-2021-287-97-99
2. Ryleeva A. S. Model’ formirovaniya tsifrovoi kompetentnosti pedagogov obrazovatel’noi organizatsii / A. S. Ryleeva, Yu. V. Stefanik // MNKO. — 2021. — № 2 (87). — S. 97–99. — DOI: 10.24412/1991-5497-2021-287-97-99
3. 14. Савельева О. Ю. Цифровые компетенции современного преподавателя / О. Ю. Савельева, Е. Ю. Кутенкова, Т. В. Ларина // Актуальные вопросы образования. — 2022. — № 1. — С. 199–203. — DOI: 10.33764/2618-8031-2022-1-199-203
4. Savel’eva O. Yu. Tsifrovye kompetentsii sovremennogo prepodavatelya / O. Yu. Savel’eva, E. Yu. Kutenkova, T. V. Larina // Aktual’nye voprosy obrazovaniya. — 2022. — № 1. — S. 199– 203. — DOI: 10.33764/2618-8031-2022-1-199-203
5. 15. Соколова С. К. Модель цифровых компетенций, разработанная АНО ВО «Университет Иннополис», и процедура диагностики. Опыт реализации [Электронный ресурс] / С. К. Соколова. — URL: <a href="https://innopolis.university/filespublic/предложение_ассесмент.pdf" target="_blank">https://innopolis.university/filespublic/предложение_ассесмент.pdf</a> (дата о
6. Sokolova S. K. Model’ tsifrovykh kompetentsii, razrabotannaya ANO VO «Universitet Innopolis», i protsedura diagnostiki. Opyt realizatsii [Elektronnyi resurs] / S. K. Sokolova. — URL: <a href="https://innopolis.university/filespublic/predlozhenie_assesment.pdf" target="_blank">https://innopolis.university/filespublic/predlozhenie_assesment.pdf</a> (dat
7. 16. Солдатова Г. У. Цифровая компетентность российских педагогов / Г. У. Солдатова, В. Н. Шляпников // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20, № 4. — С. 5–18. — DOI: 10.17759/pse.2015200401
8. Soldatova G. U. Tsifrovaya kompetentnost’ rossiiskikh pedagogov / G. U. Soldatova, V. N. Shlyapnikov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2015. — T. 20, № 4. — S. 5–18. — DOI: 10.17759/pse.2015200401
9. 17. Университет 2035 [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.2035.university/" target="_blank">https://www.2035.university/</a> (дата обращения: 10.02.2023).
10. Universitet 2035 [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www.2035.university/" target="_blank">https://www.2035.university/</a> (data obrashcheniya: 10.02.2023).
11. 18. Хоченкова Т. Е. Модель цифровых компетенций педагогов: терминологический и содержательный аспекты / Т. Е. Хоченкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2021. — Т. 18, № 4. — С. 314– 325. — DOI: 10.2
12. Khochenkova T. E. Model’ tsifrovykh kompetentsii pedagogov: terminologicheskii i soderzhatel’nyi aspekty / T. E. Khochenkova // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. — 2021. — T. 18, № 4. — S. 314–325. —
13. 19. Цифровая грамотность в России [Электронный ресурс] // TADVISER 22/09/27. — URL: <a href="https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_грамотность_в_" target="_blank">https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_грамотность_в_</a> России (дата обращения: 10.02.2023).
14. Tsifrovaya gramotnost’ v Rossii [Elektronnyi resurs] // TADVISER 22/09/27. — URL: <a href="https://www.tadviser.ru/index.php/Stat’ya:Tsifrovaya_gramotnost’" target="_blank">https://www.tadviser.ru/index.php/Stat’ya:Tsifrovaya_gramotnost’</a> _v_Rossii (data obrashcheniya: 10.02.2023).
15. 20. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Аналитический центр НАФИ / Т. А. Аймалетдинов [и др.]. — Москва : НАФИ, 2019. — 84 с.
16. Tsifrovaya gramotnost’ rossiiskikh pedagogov. Gotovnost’ k ispol’zovaniyu tsifrovykh tekhnologii v uchebnom protsesse. Analiticheskii tsentr NAFI / T. A. Aimaletdinov [i dr.]. — Moskva : NAFI, 2019. — 84 s.
17. 21. Цифровой гражданин [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://it-gramota.ru/" target="_blank">https://it-gramota.ru/</a> (дата обращения: 10.02.2023).
18. Tsifrovoi grazhdanin [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://it-gramota.ru/" target="_blank">https://it-gramota.ru/</a> (data obrashcheniya: 10.02.2023).
19. 22. Цифровой диктант [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://digitaldictation.ru" target="_blank">https://digitaldictation.ru</a> (дата обращения: 10.02.2023).
20. Tsifrovoi diktant [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://digitaldictation.ru" target="_blank">https://digitaldictation.ru</a> (data obrashcheniya: 10.02.2023).
21. 23. Чиркова В. М. Цифровая грамотность преподавателя вуза как основа успешной педагогической деятельности / В. М. Чиркова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2022. — Т. 11, № 2 (39). — С. 19–22. — DOI: 10.57145/27129780_2022_11_02_05
22. Chirkova V. M. Tsifrovaya gramotnost’ prepodavatelya vuza kak osnova uspeshnoi pedagogicheskoi deyatel’nosti / V. M. Chirkova // Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. — 2022. — T. 11, № 2 (39). — S. 19–22. — DOI: 10.57145/27129780_2022_11_02_05
23. 24. Яковлева Е. В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав / Е. В. Яковлева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2021. — № 4. — С. 46–57. — DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11021
24. Yakovleva E. V. Tsifrovaya kompetentnost’ budushchego pedagoga: komponentnyi sostav / E. V. Yakovleva // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». — 2021. — № 4. — S. 46–57. — DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11021
25. 25. Serezhkina A. E. Digital skills of teachers / A. E. Serezhkina // Ural Environmental Science Forum “Sustainable Development of Industrial Region” (UESF-2021), Chelyabinsk, Russia, Edited by Kankhva, V.; E3S Web of Conferences. — 2021. — No. 258. — DOI
26. 1. Вершкова Е. М. К вопросу о модели цифровых компетенций преподавателя / Е. М. Вершкова, Г. В. Можаева // Гуманитарная информатика. — 2019. — № 16. — С. 6–12. — DOI: 10.17223/23046082/16/1
27. Vershkova E. M. K voprosu o modeli tsifrovykh kompetentsii prepodavatelya / E. M. Vershkova, G. V. Mozhaeva // Gumanitarnaya informatika. — 2019. — № 16. — S. 6–12. — DOI: 10.17223/23046082/16/1
28. 2. Гайсина С. В. Методические рекомендации по цифровому образованию «Карта цифровых компетенций» [Электронный ресурс] / С. В. Гайсина, И. П. Давыдова. — URL: <a href="https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Карта-компетенций-ИТОГ.pdf" target="_blank">https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Карта-компетенций-ИТОГ.pdf</a> (дата обращения: 10.02.2
29. Gaisina S. V. Metodicheskie rekomendatsii po tsifrovomu obrazovaniyu «Karta tsifrovykh kompetentsii» [Elektronnyi resurs] / S. V. Gaisina, I. P. Davydova. — URL: <a href="https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Karta-kompetentsii-ITOG.pdf" target="_blank">https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Karta-kompetentsii-ITOG.pdf</a> (data obrashcheniya
30. 3. Грязнов С. А. Цифровая компетентность преподавателя [Электронный ресурс] / С. А. Грязнов // АНИ: педагогика и психология. — 2021. — № 2 (35). — C. 79–81. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentnost-prepodavatelya" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentnost-prepodavatelya</a> (дата обращения:
31. Gryaznov S. A. Tsifrovaya kompetentnost’ prepodavatelya [Elektronnyi resurs] / S. A. Gryaznov // ANI: pedagogika i psikhologiya. — 2021. — № 2 (35). — C. 79–81. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentnost-prepodavatelya" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentnost-prepodavatelya</a> (data obrashc
32. 4. Интенсив «Я Учитель 3.0» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://education." target="_blank">https://education.</a> yandex.ru/ uchitel/intensiv3 (дата обращения: 12.02.2023).
33. Intensiv «Ya Uchitel’ 3.0» [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://education.yandex.ru/" target="_blank">https://education.yandex.ru/</a> uchitel/intensiv3 (data obrashcheniya: 12.02.2023).
34. 5. Компаниец А. А. О необходимости формирования цифровой компетентности у современного педагога как субъекта цифрового образовательного пространства / А. А. Компаниец // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета
35. Kompaniets A. A. O neobkhodimosti formirovaniya tsifrovoi kompetentnosti u sovremennogo pedagoga kak sub»ekta tsifrovogo obrazovatel’nogo prostranstva / A. A. Kompaniets // Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo univer
36. 6. Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa" target="_blank">https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa</a> (дата обращения: 10.0
37. Kompetentsii rossiiskikh uchitelei: tsifrovaya gramotnost’, gibkie navyki i umenie razvivat’ funktsional’nuyu gramotnost’ [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://yandex." target="_blank">https://yandex.</a> ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa (data obrashchen
38. 7. Кучина О. В. Digital преподаватель: новые компетенции / О. В. Кучина // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). — 2021. — № 15 (17). — С. 28–34.
39. Kuchina O. V. Digital prepodavatel’: novye kompetentsii / O. V. Kuchina // Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom (Sankt-Peterburg). — 2021. — № 15 (17). — S. 28–34.
40. 8. Масалова Ю. А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов / Ю. А. Масалова // Университетское управление: практика и анализ. — 2021. — № 25 (3). — С. 33–44. — DOI: 10.15826/umpa.2021.03.025
41. Masalova Yu. A.Tsifrovaya kompetentnost’ prepodavatelei rossiiskikh vuzov / Yu. A. Masalova // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. — 2021. — № 25 (3). — S. 33–44. — DOI: 10.15826/umpa.2021.03.025
42. 9. Петрова В. С. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций / В. С. Петрова, Е. Е. Щербик // Московский педагогический журнал. — 2018. — № 5 (3). — С. 237–244.
43. Petrova V. S. Izmerenie urovnya sformirovannosti tsifrovykh kompetentsii / V. S. Petrova, E. E. Shcherbik // Moskovskii pedagogicheskii zhurnal. — 2018. — № 5 (3). — S. 237–244.
44. 10. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)”» [Электронный ресурс]. — UR
45. Proekt Prikaza Ministerstva truda i sotsial’noi zashchity RF «Ob utverzhdenii professional’nogo standarta “Pedagog (pedagogicheskaya deyatel’nost’ v sfere nachal’nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (uchitel’)”» [Elektronn
46. 11. Региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://rocit.ru" target="_blank">https://rocit.ru</a> (дата обращения: 12.02.2023).
47. Regional’naya obshchestvennaya organizatsiya «Tsentr internet-tekhnologii» (ROTsIT) [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://rocit.ru" target="_blank">https://rocit.ru</a> (data obrashcheniya: 12.02.2023).
48. 12. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, А. Е. Вишнева [и др.]. — Москва : Акрополь, 2022. — 356 с.
49. Rozhdennye tsifrovymi: semeinyi kontekst i kognitivnoe razvitie / G. U. Soldatova, E. I. Rasskazova, A. E. Vishneva [i dr.]. — Moskva : Akropol’, 2022. — 356 s.

Остальные статьи