Дата публикации: 01.04.2023

Моделирование процесса формирования опыта парадоксального мышления будущих учителей как фактора готовности к инновационной педагогической деятельности

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования опыта парадоксального мышления у будущих учителей как фактора их готовности к инновационной педагогической деятельности. В исследовании доказана значимость формирования обозначенного мышления у студентов педагогических вузов, рассмотрены и проанализированы базовые научные понятия предметного поля. В работе описаны элементы процесса формирования опыта парадоксального мышления у будущих специалистов, предложена теоретическая модель данного процесса, а также показаны результаты верификации разработанной модели в реальной профессиональной подготовке будущих педагогов.




Современные геополитические и социокультурные реалии детерминируют необходимость качественной трансформации отечественной системы педагогического образования. Актуальность повышения качества подготовки будущих учителей в своих исследованиях фиксируют и доказывают ведущие отечественные теоретики и практики образования (Болотов В. А., Сериков В. В., Сластенин В. А., Шиянов Е. Н., Ямбург Е. А. и др.). Таким образом, обращение к исследованиям отечественных авторов позволяет сформулировать следующий вывод: педагогическая деятельность в стремительно меняющемся современном мире уже не может осуществляться только лишь традиционными методами, формами и средствами, поэтому значимость разработки новых нормативов профессиональной деятельности учителя является вполне очевидной [20].

Вопросы внедрения новых методик и грамотного их сочетания с имеющимся педагогическим опытом должны решаться в рамках инновационной педагогической деятельности [4]. В связи с этим в настоящее время актуализируется проблема профессиональной подготовки будущих учителей, способных осуществлять обозначенный вид деятельности.

Современный учитель, обладая развитым творческим потенциалом, должен уметь быстро и оперативно адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной жизни, действовать нестандартно в решении новых образовательных задач [21]. У. Мак-Корд отмечал, что способность человека оперативно реагировать на вызовы внешней среды напрямую зависит от характеристик мыслительной деятельности [23]. Таким образом, мы можем утверждать, что способность педагога продуктивно действовать в современном, меняющемся мире предполагает высокий уровень развития профессионального мышления. Руководствуясь идеями М. Вертгеймера, мы полагаем, что мышление обладает выраженной творческой сущностью, а продуктивное мышление способствует пониманию человеком глубинных принципов организации действительности при разнообразных вариациях субъективных и объективных условий [2].

Таким образом, осуществление инновационной профессиональной педагогической деятельности обусловлено стилем мышления педагога, позволяющего принимать нестандартные решения и быть открытым к поиску многообразных вариантов таких решений [22]. Перечисленным требованиям в полной мере отвечает парадоксальное мышление.

Парадоксальное мышление построено на получении новых знаний через осмысление взаимоисключающих суждений. Рассматривая парадоксальное мышление в контексте педагогической деятельности, мы определяем его как способность педагога реагировать на педагогическую действительность, наполненную противоречивыми явлениями, принимать конфликтность событий и создавать новую, более качественную, профессиональную реальность.

Список литературы

1. 12. Лепешко Б. М. Парадоксальное мышление и его эвристические функции / Б. М. Лепешко // Крынiцазнауства i спецяльныя гiстарычные дысцыплiны: навук. Зб. Вып. 3 / рэдкал.: У. Н. Сiдарцоу, С. М. Ходзiн. — Мiнск : БДУ, 2007. — С. 129–139.
2. Lepeshko B. M.Paradoksal’noe myshlenie i ego evristicheskie funktsii / B.M. Lepeshko // Krynitsaznaustva i spetsyal’nyya gistarychnye dystsypliny: navuk. Zb. Vyp. 3 / redkal.: U. N. Sidartsou, S. M. Khodzin. — Minsk : BDU, 2007. — S. 129–139.
3. 13. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя / А. К. Маркова. — Москва : Просвещение, 2003. — 192 с.
4. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya: kniga dlya uchitelya / A. K. Markova. — Moskva : Prosveshchenie, 2003. — 192 s.
5. 14. Писаренко В. И. Использование синергетических идей в педагогическом проектировании образовательной среды вуза / В. И. Писаренко // European Social Science Journal. — 2016. — № 11. — С. 251–262.
6. Pisarenko V. I. Ispol’zovanie sinergeticheskikh idei v pedagogicheskom proektirovanii obrazovatel’noi sredy vuza / V. I. Pisarenko // European Social Science Journal. — 2016. — № 11. — S. 251–262.
7. 15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СанктПетербург : Питер, 2015. — 546 с.
8. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii / S. L. Rubinshtein. — Sankt-Peterburg : Piter, 2015. — 546 s.
9. 16. Семенцова К. С. Теоретический обзор исследований опыта личности как психологического феномена [Электронный ресурс] / К. С. Семенцова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2012. — № 1. — URL: <a href="https:" target="_blank">https:</a>
10. Sementsova K. S.Teoreticheskii obzor issledovanii opyta lichnosti kak psikhologicheskogo fenomena [Elektronnyi resurs] / K. S. Sementsova // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial’no-gumanitarnye nauki. — 2012. — №1. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
11. 17. Ситнова Е. В. Развитие парадоксальности мышления как фактор обеспечения качества физического образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Ситнова. — Санкт-Петербург, 2009. — 33 с.
12. Sitnova E. V. Razvitie paradoksal’nosti myshleniya kak faktor obespecheniya kachestva fizicheskogo obrazovaniya : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.02 / E. V. Sitnova. — SanktPeterburg, 2009. — 33 s.
13. 18. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — Москва : Издательство Магистр, 2000. — 365 с.
14. Slastenin V. A. Pedagogika: innovatsionnaya deyatel’nost’ / V. A. Slastenin, L. S. Podymova. — Moskva : Izdatel’stvo Magistr, 2000. — 365 s.
15. 19. Ширинская Е. А. Инновационная деятельность как основа устойчивого развития России / Е. А. Ширинская // Modern Science. — 2020. — № 2–2. — С. 92–96.
16. Shirinskaya E. A. Innovatsionnaya deyatel’nost’ kak osnova ustoichivogo razvitiya Rossii / E. A. Shirinskaya // Modern Science. — 2020. — № 2–2. — S. 92–96.
17. 20. Шумакова А. В. Авторитет личности преподавателя высшей школы как детерминанта конструктивного стиля педагогического управления в системе отношений «преподаватель — студент» / А. В. Шумакова, В. А. Яшуткин, Е. И. Дворникова // Мир науки, культуры, обра
18. Shumakova A. V. Avtoritet lichnosti prepodavatelya vysshei shkoly kak determinanta konstruktivnogo stilya pedagogicheskogo upravleniya v sisteme otnoshenii «prepodavatel’ — student» / A. V. Shumakova, V. A. Yashutkin, E. I. Dvornikova // Mir nauki, kul’tu
19. 21. Шумакова А. В. Антропоцентрическая парадигма педагогических отношений: сущность и методологические перспективы в отечественном образовании : монография / А. В. Шумакова, В. А. Яшуткин. — Ставрополь : Тимченко О. Г., 2022. — 135 с.
20. Shumakova A. V. Antropotsentricheskaya paradigma pedagogicheskikh otnoshenii: sushchnost’ i metodologicheskie perspektivy v otechestvennom obrazovanii : monografiya / A. V. Shumakova, V. A. Yashutkin. — Stavropol’ : Timchenko O. G., 2022. — 135 s.
21. 22. Шумакова А. В. Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты управления брендингом педагогического вуза в региональной образовательной реальности : монография / А. В. Шумакова, В. А. Яшуткин. — Ставрополь : Тимченко О. Г., 2021. — 137 с.
22. Shumakova A. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy i prikladnye aspekty upravleniya brendingom pedagogicheskogo vuza v regional’noi obrazovatel’noi real’nosti : monografiya / A. V. Shumakova, V. A. Yashutkin. — Stavropol’ : Timchenko O. G., 2021. — 137 s.
23. 23. McCord W. The Development of Mind / W. McCord. — Routledge, 1973. — 152 p. — DOI: <a href="https://doi.org/10.4324/9781315131719" target="_blank">https://doi.org/10.4324/9781315131719</a>
24. 1. Бешенков С. А. Моделирование и формализация : методическое пособие / С. А. Бешенков. — Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. — 336 с.
25. Beshenkov S. A. Modelirovanie i formalizatsiya : metodicheskoe posobie / S. A. Beshenkov. — Moskva : BINOM. Laboratoriya znanii, 2002. — 336 s
26. 2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление : пер. с англ. / М. Вертгеймер ; общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. — Москва : Прогресс, 1987. — 336 с.
27. Vertgeimer M. Produktivnoe myshlenie : per. s angl. / M. Vertgeimer ; obshch. red. S. F. Gorbova i V. P. Zinchenko. — Moskva : Progress, 1987. — 336 s.
28. 3. Гейн А. Г. Изучение информационного моделирования как средства реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественнонаучного цикла : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. Г. Гейн. — Москва, 2000. — 221 с.
29. Gein A. G. Izuchenie informatsionnogo modelirovaniya kak sredstva realizatsii mezhpredmetnykh svyazei informatiki s distsiplinami estestvennonauchnogo tsikla : dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02 / A. G. Gein. — Moskva, 2000. — 221 s.
30. 4. Григорьева С. Г. Инновационная деятельность учителя как педагогическое явление [Электронный ресурс] / С. Г. Григорьева // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — 2011. — № 3–1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnostuchitelya-ka" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnostuchitelya-ka</a>
31. Grigor’eva S. G. Innovatsionnaya deyatel’nost’ uchitelya kak pedagogicheskoe yavlenie [Elektronnyi resurs] / S. G. Grigor’eva // Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva. — 2011. — № 3–1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-uchi" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-uchi</a>
32. 5. Дрозд К. В. Проектирование образовательной среды школы как педагогическая инновация: научно-методическое сопровождение : учеб.-метод. пособие / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017
33. Drozd K. V. Proektirovanie obrazovatel’noi sredy shkoly kak pedagogicheskaya innovatsiya: nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie : ucheb.-metod. posobie / K. V. Drozd, I. V. Plaksina ; Vladim. gos. un-t im. A. G. i N. G. Stoletovykh. — Vladimir : Izd-vo VlG
34. 6. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. — Москва : Педагогика, 1987. — 159 с.
35. Zagvyazinskii V. I. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya / V. I. Zagvyazinskii. — Moskva : Pedagogika, 1987. — 159 s.
36. 7. Истомина С. В. Роль регуляторного опыта в профессиональном самоопределении старшеклассников : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / С. В. Истомина. — Москва, 2009. — 23 с.
37. Istomina S. V. Rol’ regulyatornogo opyta v professional’nom samoopredelenii starsheklassnikov : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.13 / S. V. Istomina. — Moskva, 2009. — 23 s.
38. 8. Калинкина И. В. Психосемантическая репрезентация психологических понятий в структуре субъективного опыта студентов педагогического вуза : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И. В. Калинкина. — Ярославль, 2007. — 181 с.
39. Kalinkina I. V. Psikhosemanticheskaya reprezentatsiya psikhologicheskikh ponyatii v strukture sub»ektivnogo opyta studentov pedagogicheskogo vuza : dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.07 / I. V. Kalinkina. — Yaroslavl’, 2007. — 181 s.
40. 9. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко. — Томск : Томский государственный университет, 2005. — 174 с.
41. Klochko V. E. Samoorganizatsiya v psikhologicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental’nogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektivnyi analiz) / V. E. Klochko. — Tomsk : Tomskii gosudarstvennyi universitet, 2005. — 174 s.
42. 10. Клушина Н. П. Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы / Н. П. Клушина. — Ставрополь, 2001. — 195 с.
43. Klushina N. P. Metodicheskoe obespechenie professional’noi podgotovki spetsialistov sotsial’noi raboty / N. P. Klushina. — Stavropol’, 2001. — 195 s.
44. 11. Коточигова Е. В. Психологические особенности творческого педагогического мышления : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. В. Коточигова. — Ярославль, 2002. — 123 с.
45. Kotochigova E. V. Psikhologicheskie osobennosti tvorcheskogo pedagogicheskogo myshleniya : dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.07 / E. V. Kotochigova. — Yaroslavl’, 2002. — 123 s.

Остальные статьи