Моделирование процесса формирования опыта парадоксального мышления будущих учителей как фактора готовности к инновационной педагогической деятельности
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования опыта парадоксального мышления у будущих учителей как фактора их готовности к инновационной педагогической деятельности. В исследовании доказана значимость формирования обозначенного мышления у студентов педагогических вузов, рассмотрены и проанализированы базовые научные понятия предметного поля. В работе описаны элементы процесса формирования опыта парадоксального мышления у будущих специалистов, предложена теоретическая модель данного процесса, а также показаны результаты верификации разработанной модели в реальной профессиональной подготовке будущих педагогов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 130-148 |
УДК | 378.1 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_130 |
Современные геополитические и социокультурные реалии детерминируют необходимость качественной трансформации отечественной системы педагогического образования. Актуальность повышения качества подготовки будущих учителей в своих исследованиях фиксируют и доказывают ведущие отечественные теоретики и практики образования (Болотов В. А., Сериков В. В., Сластенин В. А., Шиянов Е. Н., Ямбург Е. А. и др.). Таким образом, обращение к исследованиям отечественных авторов позволяет сформулировать следующий вывод: педагогическая деятельность в стремительно меняющемся современном мире уже не может осуществляться только лишь традиционными методами, формами и средствами, поэтому значимость разработки новых нормативов профессиональной деятельности учителя является вполне очевидной [20].
Вопросы внедрения новых методик и грамотного их сочетания с имеющимся педагогическим опытом должны решаться в рамках инновационной педагогической деятельности [4]. В связи с этим в настоящее время актуализируется проблема профессиональной подготовки будущих учителей, способных осуществлять обозначенный вид деятельности.
Современный учитель, обладая развитым творческим потенциалом, должен уметь быстро и оперативно адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной жизни, действовать нестандартно в решении новых образовательных задач [21]. У. Мак-Корд отмечал, что способность человека оперативно реагировать на вызовы внешней среды напрямую зависит от характеристик мыслительной деятельности [23]. Таким образом, мы можем утверждать, что способность педагога продуктивно действовать в современном, меняющемся мире предполагает высокий уровень развития профессионального мышления. Руководствуясь идеями М. Вертгеймера, мы полагаем, что мышление обладает выраженной творческой сущностью, а продуктивное мышление способствует пониманию человеком глубинных принципов организации действительности при разнообразных вариациях субъективных и объективных условий [2].
Таким образом, осуществление инновационной профессиональной педагогической деятельности обусловлено стилем мышления педагога, позволяющего принимать нестандартные решения и быть открытым к поиску многообразных вариантов таких решений [22]. Перечисленным требованиям в полной мере отвечает парадоксальное мышление.
Парадоксальное мышление построено на получении новых знаний через осмысление взаимоисключающих суждений. Рассматривая парадоксальное мышление в контексте педагогической деятельности, мы определяем его как способность педагога реагировать на педагогическую действительность, наполненную противоречивыми явлениями, принимать конфликтность событий и создавать новую, более качественную, профессиональную реальность.